Гранаты не той системы
Так как с Джавдетом? Может, помочь?
Все любители «Можем повторить» любят козырять кинофразой «Есть такая профессия – Родину защищать». И очень немного использующих эту цитату, задумываются, а при каких обстоятельствах она была произнесена в фильме «Офицеры». В эпизоде, когда Красная Армия старательно зачищала басмачей в Туркестане. И следующих ход, а кто из этих двух сил защищал Родину, уже делать в свете современных противоуголовных постановлений, небезопасно. Вот и серия «Красный песок» эпопеи «Государственная граница» из этой оперы: смотреть - смотри, болей за наших, а задавать вопросы не рекомендуем.
Бывший морячок, унтер-офицер Гамаюн, здесь и за Юматова, и за Ланового. По морскому делу он негоден, кричать «Братушки, бей царскую морду!» умельцев много, а морскими подвигами молодое советское государство похвастать не могло. Поэтому проверенного товарища отправили укреплять границу, которую сначала хотели отменить, ибо все пролетарии – братья, потом старательно делили то с немцами, то с поляками. Решив, что товарищ Гамаюн научился прикордонному ремеслу, его забрасывают за тридевять земель, в условную Среднею Азию руководить погранотрядом. Малограмотный, абсолютно ничего не знающий о культуре Востока, не понимающий ни языка, ни национальных отличий туркменов от киргизов, не говоря про тонкости шура-и-ислама по сравнению с кадимистами, бравый советский воин поехал тупых аборигенов вести в светлое будущее. Родину защищать, одним словом.
Само собой, серия «Красный песок» вышла пресной и неинтересной.
Киностудия «Беларусьфильм» под эгидой Гостелерадио понимало в происходящем не больше, чем дехканин в поэзии Максима Богдановича. Конечно, местные кадры могли кое-что разъяснить про Бухарскую Народную республику или явление басмачества, которое к середине двадцатых годов было почти полностью подавлено, но кому это надо. Добавим в компот эмигрантский РОВС и «англичанка гадит», и канва незатейливого боевичка готова. Непонятно, куда растягивать положенные две серии, но и с этим как-то справились. Гамаюн благороден и честен, азиаты подлы и коварны, дело Ленина-Сталина (почему-то последнего не упоминали, в отличие от некоторых других серий эпопеи) верное, потому что правильное.
С точки зрения кинематографии все тоже печально. Худо-бедно можно выделить только эпизод женщины с черным чумным флагом против эскадрона головорезов, все остальное спрятано зачеткой «Государственная граница» (достаточно интересного сериала, двинская, польская, китайская, военные серии которого забивают провисания вроде среднеазиатского). Музыкальности никакой, хоть и Таривердиев в титрах, наполненности кадра нет – пустыня же. По артистам полное безрыбье. Назначенный локомотивом Александр Денисов скис под белым солнцем очень быстро, от благородной ярости ничего не осталось. Хашим Гадоев – десять процентов от Черного Абдуллы Кавсадзе, Надежда Бутырцева – пять процентов от Гюльчатай, а все остальные – полпроцента от Верещагина. Зато обязательный Менжинский, куда же без генеральной линии.
И самый неприятный вопрос на выходе. А что там морячки Гамаюны все-таки делали? Как только сила Москвы ослабла – а Восток слушает только силу, все и закончилось. Фига в кармане и камень за пазухой может и десятилетиями быть, там время тягуче. Вместо басмачей – талибы (или ещё многие течения). Вместо объединения пролетариев, которых сроду в Туркестане не было – долины, чудные долины. Глупо вести к светлому будущему людей другой веры и уклада, когда своя Воронежская область в среднерусской тоске. Такая профессия – искать Родину за тридевять земель.