Найти в Дзене
Просто гуляя по свету

Криминальное сердце Петербурга (часть 20) Кто такая Хая Сегалович и могла ли Сонька Золотая Ручка выжить на каторге

Я думаю, пришло время закрыть еще один "должок", тянущийся за мной уже два года: продолжить рассказ о криминальном сердце Петербурга - полной загадок и детективных либо полицейских историй Лиговке. И продолжать эту историю нужно конечно же с того момента, на котором мы остановились - на завершении истории Соньки Золотой Ручки. А завершении ли? Как мы помним, последняя тайна Соньки Золотой Ручки осталась неразгаданной - и в Москве на Ваганьковском кладбище, и на Сахалине есть могилы, считающиеся последним пристанищем знаменитой авантюристки. Однако, как мы помним, в то же самое время, когда знаменитая авантюристка упокоилась в свом последнем пристанище, в Америке прошла серия ограблений ювелирных магазинов совершенно в духе нашей усопшей героини. Когда же мошенницу в конце концов арестовали, она назвалась эрцгерцогиней Софьей Бек. Кем же была эта самая Софья? Ожившей Золотой Ручкой, избежавшей таки возмездия? Талантливой последовательницей? Для того, чтобы разобраться в этой истории, н

Я думаю, пришло время закрыть еще один "должок", тянущийся за мной уже два года: продолжить рассказ о криминальном сердце Петербурга - полной загадок и детективных либо полицейских историй Лиговке. И продолжать эту историю нужно конечно же с того момента, на котором мы остановились - на завершении истории Соньки Золотой Ручки. А завершении ли? Как мы помним, последняя тайна Соньки Золотой Ручки осталась неразгаданной - и в Москве на Ваганьковском кладбище, и на Сахалине есть могилы, считающиеся последним пристанищем знаменитой авантюристки. Однако, как мы помним, в то же самое время, когда знаменитая авантюристка упокоилась в свом последнем пристанище, в Америке прошла серия ограблений ювелирных магазинов совершенно в духе нашей усопшей героини.

Когда же мошенницу в конце концов арестовали, она назвалась эрцгерцогиней Софьей Бек. Кем же была эта самая Софья? Ожившей Золотой Ручкой, избежавшей таки возмездия? Талантливой последовательницей? Для того, чтобы разобраться в этой истории, нам нужно вернуться почти на 30 лет назад от того момента, где мы расстались с Сонькой на Сахалине.

Итак, пока Шейндля-Сура каталась по городам и весям Российской империи вместе с любовником по имени Рубинштейн, в семье еврея Зельда Сегаловича и его супруги, проживавших в поселке Стрельна недалеко от Санкт-Петербурга, родилась дочь, которую родители нарекли Хаей, что означало "живая". (Имя оказалось пророческим - жизненной силы небеса отсыпали новорожденной с лихвой.)

Интересен сам факт проживания Сегаловичей "по соседству" с Петергофом и Петродворцом, ибо по законам того времени представители иудейского народа могли проживать только на окраинах империи: на территории нынешних Литвы, Белоруссии или Украины. Но Зельд Сегалович был талантливым ювелиром и не менее одаренным предпринимателем торговцем. Совокупность этих талантов позволила ему выбиться в купцы первой гильдии, а таковым уже разрешалось проживать даже в столице. Изделия Сегаловича сверкали и переливались на лилейных шейках, ушках и пальчиках дам петербургского высшего света, составив предприимчивому ювелиру приличный капитал.

Большой дворец в Стрельне, недалеко от которого подрастала юная Хая Сегалович, и где сверкали драгоценности, вышедшие из ювелирной мастерской ее отца. Иллюстрация из открытых источников
Большой дворец в Стрельне, недалеко от которого подрастала юная Хая Сегалович, и где сверкали драгоценности, вышедшие из ювелирной мастерской ее отца. Иллюстрация из открытых источников

Капитал Сегаловича был настолько приличным, что позволил не только всей семье жить в достатке, но и баловать дочерей (а Хая была не единственной), а также дать им хорошее образование. В Царском Селе всегда было полно бравых кавалергардов и других всяких поручиков, а девочки Сегалович были прехорошенькими ... и обладали очень завышенными запросами. Что касается старшей Хаи - она была просто красавицей и, естественно, мечтала вырваться из купеческого сословия и стать той, кто могла блистать во дворцах. Поэтому ни один из многочисленных поклонников не казался переборчивой красотке достойным звания мужа.

Хая Сеголович. Иллюстрация из открытых источников
Хая Сеголович. Иллюстрация из открытых источников

В результате милая Хаечка просидела в девицах до совершенно неприличных по тем временам 25 лет. От скуки она решила брать уроки игры на арфе у приятеля отца - профессора Петербургской консерватории, знаменитого арфиста и дирижера Альберта Генриховича Цабеля, который каждое лето снимал дачу рядом с домом ювелира. Разучивание гамм и пощипывание струн привело к тому, что вдовец-профессор решил не разлучаться со своей ученицей и перевести ее в ранг жены. Музыканта не смутила разница в 34 года, а папа Сегалович, как мне кажется, вообще был рад сбагрить с рук засидевшуюся в родительском доме дочурку.

Выйдя замуж, предприимчивая Хая даже перешла в лютеранство, чтобы быть одной веры с мужем, а также сменила имя, став Ольгой Григорьевной Цабель. Однако, этим все и ограничилось, ибо замуж новоиспеченная Оленька пошла по голому расчету. Молодожены переехали в Санкт-Петербург, где Ольга развернулась во всей красе. Профессор, ожидавший благодарности и обожания от молодой жены, вывезенной в свет, фатально просчитался: Ольга транжирила его состояние на наряды и украшения и принимала ухаживания многочисленных поклонников. 7 дальнейших лет были наполнены романами жены и все увеличивающимися долговыми расписками мужа. В результате Цабель не выдержал и подал на развод.

Ну а что было дальше, мы с вами, дорогие читатели, узнаем в следующей "серии" нашей истории, поэтому подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить что-то интересное. Те же из читателей, кто не так давно присоединился к моему каналу и пропустил начало истории о криминальном сердце Санкт-Петербурга и Соньке Золотой Ручке, могут найти ее тут с самого начала:

Криминальная Лиговка | Просто гуляя по свету | Дзен