Найти тему
Зигзаги истории

"Безграмотный" Сталин? Неужели только "подпольные университеты"?

И «воевал он по глобусу»…

Здравствуйте.

Одним из «обвинений» критиков И.В. Сталина является его, якобы, необразованность и низкое социальное происхождение – сын сапожника. Семинарист-недоучка и сами знаете, какое отношение СЕЙЧАС к весьма уважаемой, в царской России, профессии.

В общем, «недоразумение на троне»… Ну а к власти пришёл? Перестрелял-пересажал, на большее ума не хватило, нет бы, слушал вууумных людей – Троцкого, Рыкова, Зиновьева, Бухарина – «любимчика» партии… А их – «к ногтю»! А перед этим ещё и НЭП отменил – «лучшее время»!

Из открытых источников
Из открытых источников

Так какое же образование было у И.В. Сталина, и каким образом сын сапожника смог не только превзойти своих противников-современников (а это признавали и У. Черчилль, и Ш. де Голль и масса других ЗНАЧИМЫХ людей), но и, при здравом размышлении, стать «занозой в известном месте» для врагов-потомков.

Из открытых источников
Из открытых источников

2 сентября 1894 года Сосо Джугашвили поступил в первый класс Тифлисской духовной семинарии, открывшейся в 1755 году (ровесница МГУ), очень уважаемого образовательного учреждения. Для поступления необходимо было сдать приёмные экзамены, с чем он, по свидетельству современников, справился блестяще. Дело в том, что у себя на родине, в Гори, Сосо учился таким вот образом:

…«Воспитанник Горийского духовного училища Джугашвили Иосиф… поступил в сентябре 1889 года в первый класс училища и при отличном поведении (5) оказал успехи:

По Священной истории Ветхого Завета — (5)

По Священной истории Нового Завета — (5)

По Православному катехизису — (5)

Изъяснению богослужения с церковным уставом — (5)

русскому с церковнославянским — (5)

Языкам греческому — (4) очень хорошо

грузинскому — (5) отлично

Арифметике — (4) очень хорошо

Географии — (5)

Чистописанию — (5)

Церковному пению русскому — (5)

и грузинскому — (5)

По окончании полного курса учения в духовном училище в июне 1894 года причислен училищным правлением к первому разряду училищных воспитанников с преимуществами, присвоенными окончившим полный курс учения в духовном училище…» (Капченко Н.И. «Политическая биография Сталина. Том 1»).

В первые два года молодой семинарист был одним из лучших среди своих однокашников, более всего его привлекали гражданская история и логика, по которым у него всегда были прекрасные оценки. Исключительные природные данные, блестящая память, целеустремлённость отмечались у него ещё во время учёбы в Гори, а в Тифлисе Иосиф стал выборочно относиться к предметам, и развивался в наиболее предпочтительном для себя направлении. Он не терял времени и энергии на изучение текстов Священного писания и уже с первого класса начал, в том числе, интересоваться светской литературой, общественно-экономическими вопросами.

Из открытых источников
Из открытых источников

Общеобразовательных знаний, дававшихся в семинарии, молодому Сталину было катастрофически недостаточно. Не помогала и семинарская библиотека. Иосиф стал пользоваться частной библиотекой, хотя это и запрещалось семинарским уставом, и услугами букинистических магазинов. Однако денег у «нищего студента», разумеется, не было, поэтому он читал книги в самом магазине и благодаря своей блестящей памяти многое усваивал таким способом.

29 мая 1899 года, на пятом году обучения, не пройдя полного курса, Иосиф был исключён из семинарии. Мотивировка — «за неявку на экзамены по неизвестной причине» (скорее всего, фактической причиной исключения, была деятельность Иосифа Джугашвили по пропаганде марксизма среди семинаристов и рабочих железнодорожных мастерских, которой он занимался уже около полутора лет). В свидетельстве, выданном Иосифу Джугашвили по исключении, значилось, что он может служить учителем начальных народных училищ.

После исключения из семинарии, молодой Сталин некоторое время занимался репетиторством. Среди его учеников, в частности, был и его ближайший друг детства Симон Тер-Петросян (будущий революционер Камо). С конца декабря 1899 года Джугашвили в качестве вычислителя-наблюдателя был принят в Тифлисскую физическую обсерваторию.

А теперь давайте разберёмся, а каков был уровень образования в духовных семинариях того времени? И тут выясняется, что выпускник семинарии, после экзамена, мог поступить на любой факультет университета, наравне с выпускником гимназии, что говорит о том, что качество знаний у семинаристов было «на уровне», а в ряде случаев и повыше.

Интересный факт… Обучение в семинарии длилось шесть лет, причем за первые четыре года обучения учащиеся проходили полный гимназический курс (с добавлением некоторых богословских дисциплин), а два последних года полностью посвящались освоению богословских дисциплин.

Таким образом, Иосиф Джугашвили полностью освоил курс классической гимназии. Ну а выпускник царской гимназии обычно имел уровень знаний по гуманитарным предметам (языки, историко-филологические, философские дисциплины, право), которого не достигали выпускники соответствующих советских вузов. Гимназический уровень по освоению математики и естественнонаучных дисциплин в СССР достигался только в единичных физико-математических спецшколах. Еще более существенно, что советская школа не давала той полноты и целостности образования, которая представляла гимназия через изучение математических, историко-филологических и философско-богословских наук, формировавшая основополагающие интеллектуальные и эстетические способности и целостное отношение к культуре и миру.

Я не думаю, что есть смысл сравнивать уровень современного образования с приведёнными выше…

И меня очень «умиляют» взвизги недоучек-либерастов-дерьмократов, обвиняющих Сталина во всех смертных грехах, в том числе и тех, что приведены в начале статьи.

P.S. Спасибо за вашу поддержку.