Найти тему
Большое Путешествие

Павловск

Оглавление

Маршрут на сегодня: Павловск - замок Мориенталь - Усадьба Самойловой - Гатчина

Вчера (30 июня) ____________________________ Завтра (02 июля)

Павловск

Земля была подарена Екатериной II Павлу Петровичу в честь рождения в 1777 г. его сына Александра (будущего имп. Александра I). Река Славянка образует глубокую балку с ручьями-притоками, что резко отличает Павловск от других царских резиденций.

Театральные ворота  сооружены в 1802 г. по проекту В. Бренны. Название получили по Деревянному театру, стоявшему в XVIII в. примерно на месте павильона Росси (памятник императрице Марии Федоровне, жене Павла I).
Театральные ворота сооружены в 1802 г. по проекту В. Бренны. Название получили по Деревянному театру, стоявшему в XVIII в. примерно на месте павильона Росси (памятник императрице Марии Федоровне, жене Павла I).

Памятник императрице Марии Федоровне, жене Павла I (1759-1828) от внука, Великого князя Константина Константиновича (1858–1915), установленный в павильоне Росси в 1914 г.
Памятник императрице Марии Федоровне, жене Павла I (1759-1828) от внука, Великого князя Константина Константиновича (1858–1915), установленный в павильоне Росси в 1914 г.

Ваза Варвика перед павильоном Птичник это реплика в чугуне античной мраморной вазы. Хм, подобная стоит в Собственном садике Царского села?
Ваза Варвика перед павильоном Птичник это реплика в чугуне античной мраморной вазы. Хм, подобная стоит в Собственном садике Царского села?

Памятник императору Павлу I установлен на парадном плацу перед главным фасадом центрального корпуса Павловского дворца в 1872 г. По повелению владельца Павловска великого князя Константина Николаевича была выполнена точная копия гатчинского монумента Павлу I работы скульптора И. Витали. Статуя императора Павла выполнена из сплава на основе цинка (шпиатр), что широко использовалось во 2-ой половине XIX в.  Вокруг памятника был устроен цветник в виде мальтийского креста, окруженный низенькой оградкой. В год установки памятника Константин Николаевич открыл для всеобщего обозрения Картинную галерею и Музей древностей, превратив часть Павловского дворца в общедоступный музей по типу Нового Эрмитажа.
Памятник императору Павлу I установлен на парадном плацу перед главным фасадом центрального корпуса Павловского дворца в 1872 г. По повелению владельца Павловска великого князя Константина Николаевича была выполнена точная копия гатчинского монумента Павлу I работы скульптора И. Витали. Статуя императора Павла выполнена из сплава на основе цинка (шпиатр), что широко использовалось во 2-ой половине XIX в. Вокруг памятника был устроен цветник в виде мальтийского креста, окруженный низенькой оградкой. В год установки памятника Константин Николаевич открыл для всеобщего обозрения Картинную галерею и Музей древностей, превратив часть Павловского дворца в общедоступный музей по типу Нового Эрмитажа.

 Мост над оврагом сооружен Винченцо Бренной в 1799 г.  при строительстве Северного полуциркульного корпуса дворца. В. Бренна убрал обветшавшую Башню-руину, но сохранил овраг.
Мост над оврагом сооружен Винченцо Бренной в 1799 г. при строительстве Северного полуциркульного корпуса дворца. В. Бренна убрал обветшавшую Башню-руину, но сохранил овраг.

Львы на дорожке от Гонзаговской дороги к западному большому кругу установлены в 1830 г. Восстановлены после ВОВ только в 2012 г.
Львы на дорожке от Гонзаговской дороги к западному большому кругу установлены в 1830 г. Восстановлены после ВОВ только в 2012 г.

Слева Афина, справа Аполлон Феб. Руки у статуй утрачены в ВОВ.
Слева Афина, справа Аполлон Феб. Руки у статуй утрачены в ВОВ.

Галерея Гонзаго

Галерея создана итальянским декоратором, архитектором и теоретиком искусства Пьетро ди Готтардо Гонзаго в начале XIX в. Это единственный в Северной Европе образец наружной фресковой живописи столь большой площади: 350 кв. м. настенной и 200 кв.м. потолочной.

Собственный садик

Другие названия - регулярный или голландский садик, примыкает к Павловскому дворцу и имеет площадь больше половины гектара.
Организован в 1784 г. по проекту Чарлза Камерона и Ф.-Г. Виолье.

р. Славянка
р. Славянка

Музыкальный вокзал

В 1836-37 гг. по территории Павловского парка проложили ж.д. дорогу. Здесь была конечная станция Царскосельской ж.д. Магистрали. Для привлечения пассажиров в Царском Селе и Павловске при станциях открыли гостиницы с буфетами и ресторанами для отдыха пассажиров после прогулок в парках. В 1836-38 гг. в Павловске построили комплекс сооружений Музыкального вокзала по проекту арх. А.И. Штакеншнейдера. Здесь проводились балы, танцы, концерты, маскарады. Летний сезон Павловского вокзала 1856 г. открылся выступлением оркестра под управлением И. Штрауса. Его выступления продолжались 10 сезонов. Основной формой деятельности Вокзала стала концертная. Зимой 1860-61 гг. перепланировали центральную часть здания: ресторан убрали в боковой флигель, зал расширили и соорудили постоянную эстраду. Вместительность концертного зала была доведена до 3 тыс. чел. Появились читальня и зал для игры в кегли. На площадке перед Вокзалом соорудили открытую летнюю эстраду, гимнастическую сетку и фонтан, позже переоборудованный в газовый светильник.

Музыкальный вокзал и театр были разрушены в ВОВ. К сожалению теперь мы можем увидеть это великолепие только на фото, а в самом парке только пару руин. Смотрите в галерее ниже современные и исторические фото.

Фонтан-светильник. Фонтан, переоборудованный впоследствии в газовый светильник, располагался на площадке перед Музыкальным вокзалом, где была сооружена открытая летняя эстрада. Был разрушен во время Великой отечественной войны и до сих пор не восстановлен. В галерее выше есть фото фонтана-светильника.
Фонтан-светильник. Фонтан, переоборудованный впоследствии в газовый светильник, располагался на площадке перед Музыкальным вокзалом, где была сооружена открытая летняя эстрада. Был разрушен во время Великой отечественной войны и до сих пор не восстановлен. В галерее выше есть фото фонтана-светильника.

Возвращаемся обратно к р. Славянка.

Ваза в честь приезда в Павловск в 1780 г. принца Фридриха Вильгельма Прусского, будущего короля Фридриха Вильгельма II ( 1744-1797).
Ваза в честь приезда в Павловск в 1780 г. принца Фридриха Вильгельма Прусского, будущего короля Фридриха Вильгельма II ( 1744-1797).

Чугунный мост с изящными решетками, настилом из чугунных плит и чугунными вазами по четырем углам на невысоких устоях поставлен на р. Славянка в 1823-24 гг. на месте обветшавшего каменного.
Чугунный мост с изящными решетками, настилом из чугунных плит и чугунными вазами по четырем углам на невысоких устоях поставлен на р. Славянка в 1823-24 гг. на месте обветшавшего каменного.

Старая Сильвия

Район распланирован Винченцо Бренной в 1793 г.

В центре района круглая площадка, обсаженная дубами, от которой лучами расходятся 12 аллей, окаймленных стриженной акацией. На центральной площадке 12 бронзовых скульптур богов и муз, а в центре Аполлон - бог солнца и покровитель муз. Статуи являются копиями античных оригиналов и почти все до 1798 г. украшали пандус Екатерининского дворца в Царском Селе. По смерти матушки Павел I приказал статуи отправить в Павловск.

Виден пиль-башенный мост. До него и дальше по парку ходят вот такие экскурсионные электрички. И в вагончиках в основном взрослые.
Виден пиль-башенный мост. До него и дальше по парку ходят вот такие экскурсионные электрички. И в вагончиках в основном взрослые.

Пруд выше Руинного каскада
Пруд выше Руинного каскада

Мавзолей Супругу Благодетелю
Мавзолей Супругу Благодетелю

От моста поворачиваем назад. Надо ещё найти колонну Конца света, которую мы проскочили.

Розовый павильон

Мы выходим с территории Павловского Музея-заповедника, но территория Павловской усадьба больше, на ней и, примыкающий к заповеднику, парк Мариенталь с прудом и замком. Идем вдоль ограды заповедника.

Памятник комп. Иоганну Батисту Штраусу (1825-99) открыт в 2003 г. Памятник подарен Австрийской республикой и является копией памятника Штраусу, установленному в 1907 г. в Вене. Штраус младший, начиная с 1856 г., десять лет был главным дирижером летних концертов на Павловском музыкальном вокзале.
Памятник комп. Иоганну Батисту Штраусу (1825-99) открыт в 2003 г. Памятник подарен Австрийской республикой и является копией памятника Штраусу, установленному в 1907 г. в Вене. Штраус младший, начиная с 1856 г., десять лет был главным дирижером летних концертов на Павловском музыкальном вокзале.

Церковь Петра и Павла в Павловском дворце построена в 1799 г. по проекту арх. В.Бренны. Хоры церкви представляли собой балкон-лоджию для владельцев дворца и именитых гостей. На хоры входили из Предцерковной галереи, как официально назывался Кавалерский зал Дворца.  Церковь оформлена в западноевропейском стиле и вместо икон копии произведений западноевропейских художников на евангельские темы: «Святое семейство» (П. Батони), «Святая ночь» или «Поклонение пастухов» (Корреджо), «Вознесение мадонны», или «Непорочное зачатие» (Б. Мурильо). В верхнем ряду в круглых медальонах изображения святых апостолов Петра слева и Павла справа (А. Ван-Дейк). В росписи плафона композиция «Обращение Савла», ключевой эпизод в жизни апостола Павла, когда он уверовал в Христа. В церкви много скульптуры.
Церковь Петра и Павла в Павловском дворце построена в 1799 г. по проекту арх. В.Бренны. Хоры церкви представляли собой балкон-лоджию для владельцев дворца и именитых гостей. На хоры входили из Предцерковной галереи, как официально назывался Кавалерский зал Дворца. Церковь оформлена в западноевропейском стиле и вместо икон копии произведений западноевропейских художников на евангельские темы: «Святое семейство» (П. Батони), «Святая ночь» или «Поклонение пастухов» (Корреджо), «Вознесение мадонны», или «Непорочное зачатие» (Б. Мурильо). В верхнем ряду в круглых медальонах изображения святых апостолов Петра слева и Павла справа (А. Ван-Дейк). В росписи плафона композиция «Обращение Савла», ключевой эпизод в жизни апостола Павла, когда он уверовал в Христа. В церкви много скульптуры.

Павильон трех граций построен в 1800 г. по проекту Ч. Камерона на террасе Собственного садика, откуда открывался живописный вид на Мариентальский пруд. Вероятно в то время от павильона к лестнице Грильяж (фото ниже) на берегу пруда Мариенталь вела аллея. Во фронтонах павильона помещены барельефы с фигурами Аполлона с лирой, окруженного атрибутами искусств и Минервы с эмблемами силы и славы
Павильон трех граций построен в 1800 г. по проекту Ч. Камерона на террасе Собственного садика, откуда открывался живописный вид на Мариентальский пруд. Вероятно в то время от павильона к лестнице Грильяж (фото ниже) на берегу пруда Мариенталь вела аллея. Во фронтонах павильона помещены барельефы с фигурами Аполлона с лирой, окруженного атрибутами искусств и Минервы с эмблемами силы и славы

 В 1803 г. имп. Александр I подарил матери императрице Марии Федоровне скульптуру «Три грации», выполненную итальянским скульптором Паоло Трискорни из цельного куска каррарского мрамора. Скульптуру установили в павильон в Собственном садике. Фото 1904-05 г.
В 1803 г. имп. Александр I подарил матери императрице Марии Федоровне скульптуру «Три грации», выполненную итальянским скульптором Паоло Трискорни из цельного куска каррарского мрамора. Скульптуру установили в павильон в Собственном садике. Фото 1904-05 г.

Лестница Трельяж к пристани на Мариентальском Пруду в 1900-16 гг. Вазы пропали. Львы стоят на крыльце Павловского дворца у Галереи Гонзаго (фото выше).
Лестница Трельяж к пристани на Мариентальском Пруду в 1900-16 гг. Вазы пропали. Львы стоят на крыльце Павловского дворца у Галереи Гонзаго (фото выше).

Собор Николая Чудотворца

Внутри Собора
Внутри Собора

Замок Мариенталь

После того как Екатерина II подарила Павловскую мызу своему сыну Павлу, там поставили два деревянных «охотничьих» домика в голландском стиле — Паульлюст («Павлова утеха») и Мариенталь («Марьина долина»),
названные по именам молодоженов — Павла Петровича и Марии Фёдоровны. Позднее на месте Паульлюста возвели Павловский дворец, а на месте Мариенталя Павел пожелал увеселительный или потешный замок.

Сейчас в Замке гостиница. Говорят обычно пройти на территорию замка можно. Но нам не повезло и нас не пустили. Фото делались из парка Мариенталь созданного вместе с замком.

Дача архитектора А.П. Брюлова и приют Елизаветы и Марии

Максим Никифорович Воробьев (1787-1855) Дача архитектора А.П.Брюллова в Павловске. 1844 г. картон, масло
Максим Никифорович Воробьев (1787-1855) Дача архитектора А.П.Брюллова в Павловске. 1844 г. картон, масло

Усадьба Самойловой

Юлия Пален была наследницей большого состояния семьи Пален и Скавронских. Мать — Мария Скавронская, была роднёй Екатерине Первой.
Отец — Павел Петрович Пален, генерал от кавалерии, герой войны 1812 г.
Юная Юлия была фрейлиной при императорском дворе и стала любовницей императора Александра Первого, забеременела, сделала неудачно аборт и никогда не смогла иметь своих детей.
После Юлию быстренько выдали замуж за флигель-адъютанта императора Николая Александровича Самойлова. Супруги ссорились и по взаимному согласию разошлись. Николай вернул все приданое и они остались друзьями.
Юлия Павловна уехала в Италию, где в 1827 г. в Риме познакомилась с Карлом Брюлловым. Художник влюбился и рисовал её.

В 1830 г. графиня Юлия Павловна Самойлова (1803-75) обращается с просьбой к молодому А.П. Брюллову, блестяще окончившему Академию и только что вернувшемуся из Италии: "В качестве друга Вашего брата я решаюсь писать Вам и просить Вас быть архитектором дачи, которую я собираюсь строить в моем имении в Славянке...".

Усадебный дом в стиле итальянской виллы с галереей-аркадой, обращенной в сад. Главный вход в здание со стороны дороги. Центральная часть здания украшена лоджией, над которой расположен балкон. Фасады были богато украшены скульптурой, барельефами и орнаментами.
Усадебный дом в стиле итальянской виллы с галереей-аркадой, обращенной в сад. Главный вход в здание со стороны дороги. Центральная часть здания украшена лоджией, над которой расположен балкон. Фасады были богато украшены скульптурой, барельефами и орнаментами.

Восточный фасад усадьбы со стороны сада.
Восточный фасад усадьбы со стороны сада.

Михаил Иванович Пыляев писал: «Легенда повествует, что графиня, которой принадлежала... Славянка, называвшаяся Графскою, собирала к себе весь цвет петербургского общества летом, и вечера у неё... пленяли до того всех, что вследствие этого Царское Село пустело...»

Николай Первый вежливо попросил Самойлову прекратить «весь этот либерализм» и продолжить прекрасную жизнь в Италии.

Гатчина

Прибыли в Гатчину и день закончился. Опять удалось очень устать.

Накопилась усталость и практически до самого окончания путешествия вечером будет хватать сил выложить на дзене только 2-4 снимка. Отчеты развернуто делаю уже много позже самой поездки.

Вчера (30 июня) ____________________________ Завтра (02 июля)