Посмотрела выпуск "Филолога всея Руси" о Крылове (часть 1, часть 2). Захотелось почитать его биографию.
Коротко резюмировать жизнь Крылова можно его же словами: "Пусть пишут обо мне, что хотят". Так он отвечал своим биографам.
Материал для книги автор долгие годы собирал по крупицам, роясь в архивах и воспоминаниях. Судя по всему, впервые она была издана в 1945 году. Насколько эта биография повлияла на публикуемые в дальнейшем, разбираться не хочу и не буду. Но, например, один факт: принято считать, что Крылов родился в Москве. По мнению Сергеева, это не так. Иван Крылов родился, когда его отец, Андрей Прохорович, служил в Московском легионе, который располагался на юго-востоке страны - в Заволжье.
В 5 лет Ваня Крылов пережил восстание Пугачёва в осаждённом, голодающем Оренбурге. Отец его в это время защищал крепость в Яицком городке. То есть ребёнком Крылов со своей семьёй находился в самом эпицентре бунта Пугачёва и до конца своих дней был против революций.
Крылов происходил из семьи бедного офицера. Его отец умер, когда Ивану было 9 лет. Тогда же ему пришлось озаботиться работой и заменить отца младшему брату Лёвушке.
Детство Крылов провёл в Твери. Когда стало совсем невмоготу, в поиске лучшей жизни, семья переехала в столицу, Санкт-Петербург, предварительно продав оставшиеся от отца ценные книги. Ивану Крылову на тот момент было 13 лет.
Загадка личности Крылова в том, что образ, который мы знаем с детства, - добрый дедушка-увалень - сильно расходится с молодым Крыловым. Да, и в принципе, не совсем соответствует действительности.
Молодой Крылов - этакий Радищев на минималках. Выступал против царского деспотизма и тирании, закрепощения крестьян и привилегий дворян. Но, если Радищев выкатил в итоге Екатерине II своё прославленное "Путешествие из Петербурга в Москву" (за что был едва не казнён), то Крылов выбрал для выражения своих мыслей сатиру и жирные намёки на обстоятельства.
Начинал Крылов как драматург. Первую пьесу "Кофейница" сочинил в 14 лет.
Он очень любил театр, математику, умел играть на скрипке, хорошо рисовал, знал итальянский и французский языки. На шестом десятке лет на спор выучил греческий язык, потому что ему сказали, что этот сложный язык невозможно освоить в его возрасте. На протяжении всей жизни у него было странное увлечение - смотреть на пожары.
Дорогу в театр Крылову-драматургу перекрыл Яков Борисович Княжнин, пьесы которого в 1780-90-е годы царили на российской сцене. Он пренебрежительно отзывался о сочинениях Крылова. В ответ Иван Андреевич написал комедию "Проказники", где в образах поэта, крадущего произведения западных классиков, Рифмокрада и его жены, пустой, развращённой барыни Тараторы показал Княжнина с его супружницей. На возмущение Княжнина Крылов повёл себя как заправский тролль: написал мэтру письмо, где недоумевал, как только Княжнин и его глубокоуважаемая супруга могли увидеть себя в таких мерзких личностях.
Потерпев неудачу с театром, Крылов переключился на работу с журналами, издавал "Почту духов", где опять же в сатирической иносказательной форме писал о проблемах царской России.
Иван Андреевич застал четырёх императоров: Екатерину II, Павла I, Александра I и Николая I. Был монархистом, верил, что Россия должна управляться мудрым справедливым монархом, способным искоренить устоявшееся зло. Но с каждым новым государем вера в царя-батюшку у него таяла.
Бушевала цензура. Радищева отправили на каторгу, писателей-просветителей Николая Ивановича Новикова и Фёдора Васильевича Кречетова заключили в Шлиссельбургскую крепость. К 26 годам Крылов понял, что писать то, что ему хочется, ему не дадут. Писать абы что, он не хотел, и Крылов оставляет писательскую и журналистскую деятельность более чем на 10 лет.
Увлёкся азартными играми, путешествовал по России, работал секретарём и педагогом в семье князя Голицына. А по большей части, искал способ выражения своих крамольных для царской России мыслей. И нашёл. Басня.
Поначалу это были переводы басен Лафонтена. Но для перевода Крылов выбирал то, что нравится ему, что передавало его точку зрения. Освоившись в этом жанре, он начал писать свои басни и писал их так, чтобы цензура не могла придраться. Практически все басни Крылова выходили в печати, издавались книгами. И самое ценное - они были понятны всем. Крылов, всячески упрощая, стремился писать на языке народа. По своим убеждениям Крылов был русофилом, ему не нравилось засилье иностранщины в языке и жизни России.
В молодости пылкий юноша с крамольными взглядами, вернувшийся из добровольной 10-летней ссылки, Крылов стал спокоен, больше молчал, вернее, помалкивал. В обществе он чаще всего дремал. Это вошло у него в привычку: дома работать, а на людях отдыхать.
Над своими баснями Крылов работал постоянно. Переделывал даже выпущенные сочинения, добивался, чтобы они звучали на простом русском языке, чтобы могли быть доступны всем слоям населения, передавались из уст в уста, как песня. Не случайно, ещё при жизни Крылова накрыло волной всенародной популярности.
Другое дело жизни, которому он также отдавался с энтузиазмом, - создание Публичной библиотеки.
Кстати, Иван Андреевич был не против разумной цензуры, которая будет защищать от клеветы и грязи, оберегать нравственность и добродетель, а не затыкать рот правде.
Крылов был одним из самых деятельных и просвещённых людей своего времени. Но на определённом жизненном этапе решил, что не будет бороться с ветряными мельницами и пусть о нём думают и говорят, что угодно. За него же будут отвечать его басни.
Государственное издательство Детской литературы Министерства просвещения РСФСР, Москва, 1955 год. Объём 320 страниц.