Настоящее издание описывает негласные законы развития власти как сменяющихся сообществ элит.
Эта небольшая книга о том, о чём многие догадываются, некоторые знают, но о чём не принято говорить и широко обсуждать - О НЕЯВНОЙ, ТАЙНОЙ ПСИХОЛОГИИ ЛЮБОЙ ВЛАСТИ, КОТОРАЯ ПОДЧИНЯЕТ СЕБЕ ВСЕХ, КТО ВХОДИТ ВО ВЛАСТЬ, В РОЛЬ ЧИНОВНИКА И ЗАДЕРЖИВАЕТСЯ ТАМ ПО СВОИМ ДЕЛАМ ИЛИ ПО СЛУЖЕБНОЙ НЕОБХОДИМОСТИ (естественно, ради решения наших проблем).
Также этот труд является и своеобразным пособием общественного движения "К Гражданскому Обществу", раскрывает идеологию и практическую методологию данного общественного формирования специалистов по защите прав ГРАЖДАН в любых областях реализации их интересов.
Предназначено для практического использования широким кругом граждан, желающих овладеть основами диалога и сотрудничества с представителями любой власти.
Написана простым языком для простых людей.
Книга также полезна для кандидатов в депутаты, мэров и президентов.
Политики давно ищут идею объединения нации, которая бы сплотила народ, избавила страну от потрясений. Автор данной небольшой книги с особым цинизмом по отношению к традиционному ханжескому восприятию взаимоотношений власти и народа описывает идеологию такого сотрудничества элиты и народа, которая основана не на фальшивых декларациях об общем благе, а на прагматических подходах в решении главных задач государства - справедливо распределять общие государственные ресурсы и согласовывать интересы.
Те политики или общественные деятели, которые воспользуются излагаемой оригинальной идеологией национальной русской идеи о сотрудничестве элиты и народа на основании познания тайной психологии власти, несомненно будут обречены на внимание, т.к. в её основе лежит понятный каждому принцип - ПОДЕЛИСЬ!
Излагаемые взгляды на власть и методы общения с нею помогут также отдельным гражданам (не политикам) в решении своих частных проблем там, где им необходима помощь государства.
"Какая бы власть не была, - демократическая или коммунистическая, - нам, простому народу, она всё равно жить не даст". (Из разговора пожилых людей, случайно услышанного в парке).
СТОИТ ЛИ ЧИТАТЬ ЭТО ИЗДАНИЕ?
(что-то вроде Введения)
Если у Вас все в порядке - то не стоит. Данное методическое пособие (методичка) издана для тех, у кого болит. У кого есть социальная проблема, которую в одиночку, без помощи извне либо не решить, либо решать одному скучно. Либо и то, и другое вместе.
Это пособие для тех, кому что-то нужно от нашей власти и это что-то так просто не дается. Например, достойное жилье, или компенсация дореформенных сбережений, или место для выгула собак, или гараж у дома, или..., или..., или...
В общем-то, что я, во-первых, нужно не только Вам, но и многим другим, а, во-вторых, то, что в одиночку (от власти) заработать (добыть, достать, отщипнуть, откусить и т.п.) очень сложно.
Если Ваша проблема удовлетворяет этим двум условиям, то ЭТА КНИГА НАПИСАНА ДЛЯ ВАС.И если Вы решитесь потратить время на остальные страницы, то давайте договоримся об основном законе управления обществом:
ЗАКОН № 1 " ОБЩЕСТВОМ УПРАВЛЯЮТ ЭЛИТЫ ".
Какими бы демократическими словами о демократии и о самоуправлении они не прикрывались.
Понимание этого базового закона необходимо для того, чтобы лучше понять то явление - ЭЛИТУ - с которой мы с вами всё и получим. Но при условии, если научимся:
1. уважать свои проблемы (решать не откладывая в сторону и не унывая),
2. уважать свой и чужой опыт в решении аналогичных проблем,
3. уважать, наконец, саму ЭЛИТУ (нашу маму родную, от которой всё и всегда зависит - так она о себе мыслит).
При этом мы не будем беспокоить те ЭЛИТЫ (как самостоятельно мыслящие сообщества людей), к которым относятся НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ разновидности ЭЛИТЫ: научно-техническая, искусств (музыканты, писатели и т.п.), политическая (лидеры партий и политблоков), религиозная и т.п.
Нам нужна та разновидность ЭЛИТ, от которой зависит распределение государственных ресурсов и раздача "слонов" (льгот) - ЭЛИТА ГОСУДАРСТВЕННАЯ, ЧИНОВНИЧЬЯ, та ЭЛИТА, которая порой основательно влияет на самочувствие всех остальных ЭЛИТ.
А поможет нам в сотрудничестве с ГОСЭЛИТОЙ излагаемая в главах данной книги МЕТОДОЛОГИЯ ДВИЖЕНИЯ К ГРАЖДАНСКОМУ ОБЩЕСТВУ. Т.е. к такому обществу, где ГОСЭЛИТА вынуждена считаться с обычными (не "блатными") гражданами и они имеют с нее тот минимум, который положен нам по ЗАКОНАМ.
Готов поспорить, что прочитав слово "ЗАКОН" Вы подумали, что данное пособие посвящено нудному морализаторству о том, что законы надо соблюдать и ГОСЭЛИТА, т.е. чиновники во власти, должны этому всячески способствовать. А те, кто не способствуют, а мешают, то они плохие и с ними надо бороться через их начальство и суд.
И вы не отгадали. Если законы не исполняются до такой степени, что власть не в состоянии обеспечить заработной платы даже для работников бюджетной сферы, то это, конечно, НЕ НОРМАЛЬНО, но чтобы понять истинную причину царящего произвола надо познать природу власти и эволюцию людей во власти. Эволюцию их сознания, их психологии.
Чтобы понять истинные причины того, почему государство в лице своих чиновников зачастую поступает с народом, (т.е. с нами) нечестно, а порою и жестоко следует понять, что у людей во власти имеется своя корпоративная ПСИХОЛОГИЯ - ПСИХОЛОГИЯ ВЛАСТИ. Вне зависимости от личных моральных качеств людей, властью облачённых.
Опыт человечества, да и ваш личный, убедительно говорят о том, что власть обладает рядом особых свойств, которые изменяют людей, становящихся государственными служащими и получающих возможность распределять, распоряжаться, решать судьбы других.
Так было всегда. Во все времена, у всех народов, в любых государствах.
И в этом нет ничего удивительного: человеческая природа за последние тысячелетия изменилась не очень сильно. Хорошие её стороны отражены в христианских заповедях и установках других религий: не убий, не укради, поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали и с тобою и т.п.
Но не изменились и тёмные стороны человеческой натуры: жадность, тщеславие, нетерпимость и другие. Вот они-то и являются тем постоянным источником всех неприятностей и определяют тайную ПСИХОЛОГИЮ ВЛАСТИ. Чтобы в этом убедится, достаточно открыть любую страницу учебника по истории любого народа и страны и изучить лозунги, цели и обещания любой политической силы перед тем, как она вошла во власть и после того, что произошло с реализацией этих деклараций на практике. Или можно взять прошлогодние газеты и сравнить обещания властей год назад с их реализацией.
Чувствуете разницу?
А теперь возьмите независимые издания, финансируемые одной частью элиты и изучите в них периодические публикации с разоблачениями проделок другой части элит. Теперь поняли, куда уходят наши с вами государственные ресурсы и почему казна скудеет?
Да здравствует независимость одной части прессы, принадлежащей одним группировкам элит, от других частей других группировок!
Попадая во власть люди попадают под власть законов её развития, в основе которых три определяющих это развитие фактора:
• Первый фактор ПСИХОЛОГИИ ВЛАСТИ - необходимость обещать и обеспечивать справедливое распределение госресурсов ровно в той степени, в которой народ позволяет распределять справедливо;
• Второй фактор ПСИХОЛОГИИ ВЛАСТИ - отрицательные стороны человеческой натуры (корыстолюбие, тщеславие и т.п.), которые развиваются в государственной элите в той степени, в которой народ (т.е. мы с вами) позволяет им развиться.
• Третий фактор ПСИХОЛОГИИ ВЛАСТИ - правосознание народа, т.е. то, как мы воспринимаем ПРАВО как таковое, его законы, практику, их применение. Если у большинства нации в силу её исторических и культурных корней преобладает установка на соблюдение законов и возмущение фактами их нарушений, то такое государство называют правовым. Если большая часть народа равнодушна к проделкам своей элиты или даже восхищается и завидует их умению встать над законом, то не стоит удивляться, когда большинство населения с трудом обеспечивает себе прожиточный минимум и даже у работников бюджетной сферы выдача зарплаты событие не обычное, а почти что праздник.
Три фактора определяют ПСИХОЛОГИЮ ВЛАСТИ, с которой мы сталкиваемся повседневно: в быту, на работе, отдыхая и впитывая в себя приготавливаемые нам независимыми от нас прессой и телевидением информационными "блюдами":
- цели государственной политики (смотри по Конституции),
- людские пороки госэлиты,
- и наше с вами отношение к тому, как два первых фактора соотносятся на практике. А уж то, что они будут соотносится и влиять друг на друга, сомневаться не приходиться - вспомните историю хотя бы своего опыта общения с государством и его представителями. Почувствовали?
Эти же три фактора определяют закономерности или, если хотите, законы развития элит и управления обществом. Эти законы ещё никто и никогда не посмел описать как их цельную структуру, поскольку они раскрывают главную ТАЙНУ ВЛАСТИ.
ТАЙНУ о том, что власть стремится служить только себе.
ТАЙНУ о том, что люди во власти вынуждены подчиняться законам психологии власти.
ТАЙНУ о том, что зная эти законы, народ может перейти из состояния управляемого (на практике) объекта, в состояние управляющего.
Против этого никто и никогда не возражал, но только не на практике.
В теории - это пожалуйста. А ведь до практики не хватает пустяка - осознать, что если хочешь, чтобы власть считалась с тобой - умей видеть её такой, какой она есть, и воздействовать на неё исходя из писанных законов, но используя и тайные законы её развития (о которых речь дальше). Законы ПСИХОЛОГИИ ВЛАСТИ (ГОСЭЛИТЫ) неприятны, выглядят цинично по отношению к традиционному восприятию власти, как циничен хирург, оперирующий самые сокровенные части человеческого организма. Некоторых подташнивает.Но это первое впечатление от излагаемой здесь теории ПСИХОЛОГИИ ВЛАСТИ, которая вскрывает подлинную природу власти, способность видеть её истинные мотивы и воздействуя на них, управлять властью с позиций интересов организованных гражданских групп. В конечном счёте, это знание рождает уважение к власти, вытекающее из осознания её необходимости и ОТВЕТСТВЕННОСТИ за власть. Нашу власть. С которой можно и нужно сотрудничать и работать.
ЗНАНИЕ ТАЙНОЙ ПСИХОЛОГИИ ВЛАСТИ рождает понимание, что власть и люди во власти - явления разные: люди во власти могут быть дурными, но власть необходима. И если она такая, то это позволяем мы.
А теперь пройдемся немного по страницам данной книги. За мной, К ГРАЖДАНСКОМУ ОБЩЕСТВУ.
ГЛАВА 1. НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ ЭЛИТ
Прежде, чем с кем-то договариваться о сотрудничестве в получении чего бы то ни было, всегда необходимо познать природу и круг интересов того, от кого зависит решение.Поэтому мы начнем с законов развития того явления, той силы, от чего мы все зависим. И предлагаем осмыслить это явление и законы его развития с позиций личного опыта.Итак, ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ ЭЛИТ - ЗАКОНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВОМ:
ЗАКОН № 2: "РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА ОПРЕДЕЛЯЮТ ЭЛИТЫ (научно-техническая, научная, писательская и прочие виды творческой интеллигенции), ОБЩЕСТВОМ И ГОСУДАРСТВОМ (и элитами) УПРАВЛЯЕТ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭЛИТА - ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ГОССЛУЖАЩИЕ" (не путать с техническим персоналом госаппарата)
Комментарий к Закону № 2: Элита возникает в любом обществе с появлением в нем общественного продукта (производимого всеми членами общества) и возникновением необходимости его рационального распределения в интересах всего общества. Поэтому элита, подобно микробам, формируется в силу объективной необходимости и существует всегда, пока существует человеческое общество и аппарат по обслуживанию его интересов, называемый государством. Как явление элита не плохая и не хорошая. Она такая, какой мы позволяем ей быть. Как с микробами: если не соблюдать правил гигиены, то они могут принести вред нашему организму, но без них была бы невозможна и жизнь. Не обижайтесь на элиту, а изучайте ее и приспосабливайте к своим интересам.
ЗАКОН № 3: "ГЛАВНАЯ ИСТИННАЯ ЦЕЛЬ ГОСЭЛИТЫ - РАСПРЕДЕЛЯТЬ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОДУКТ И ГОСРЕСУРСЫ, УЧИТЫВАЯ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ СВОИ ИНТЕРЕСЫ."
Комментарий к Закону N 3: Ответьте откровенно и только самому себе исходя из своего личного опыта общения с госчиновниками: "Разве это не так?"
ЗАКОН № 4: "ГЛАВНУЮ ИСТИННУЮ ЦЕЛЬ ГОСЭЛИТЫ НЕВОЗМОЖНО ИЗМЕНИТЬ, НО РЕАЛИЗАЦИЮ ЭТОЙ ЦЕЛИ МОЖНО И НУЖНО ВВОДИТЬ В ЦИВИЛИЗОВАННЫЕ РАМКИ НАВЯЗЫВАНИЕМ ЕЙ СОТРУДНИЧЕСТВА СО СТОРОНЫ ГРАЖДАНСКИХ СТРУКТУР ОБЩЕСТВА"
Комментарий к Закону № 4: Реализация данного Закона элит возможна через использование официальных законов государства, опираясь при этом на методологию "К ГРАЖДАНСКОМУ ОБЩЕСТВУ".
ЗАКОН № 5: "ВИДЫ ЭЛИТ И ИХ ГРУППИРОВКИ СМЕНЯЮТСЯ, ЭЛИТА ОСТАЕТСЯ"
Комментарий к Закону № 5: В своей борьбе группировки элит руководствуются известными принципами - "ворон ворону глаз не выклюнет" и "это есть наш последний и решительный бой..." , посылая, как правило, вперед себя "на бой кровавый..." всегда нас с вами - "марш-марш вперед рабочий народ".Основные виды элит: фашистская (ориентируется и опирается на националистов), тоталитарная (ориентируется и опирается на силовые структуры - армию и полицию), бандитско-воровская (тесно срастается с частным капиталом, обкрадывая порой даже силовые структуры, за что в конце концов и расплачивается) и демократическая (ориентируется и опирается на общественные гражданские формирования).
ЗАКОН № 6: "ЭЛИТА САМА ПОДБИРАЕТ СЕБЕ КАДРЫ И САМООЧИЩАЕТСЯ ОТ ПРЕДАТЕЛЕЙ ЕЕ ИНТЕРЕСОВ"
Комментарий к Закону № 6: Предателей своих интересов элита карает порой жестоко, а бестолковых, но преданных номенклатурщиков перемещает по должностной горизонтали, с известной скрытой мотивацией - "дело он завалил, но мужик-то хороший"
ЗАКОН № 7: "ГОСЭЛИТА СТАВИТ СВОИ ИНТЕРЕСЫ ВЫШЕ ЗАКОНОВ И ИНТЕРЕСОВ НАЦИЙ И ИДЕОЛОГИЙ, НО ОНА НЕ МОЖЕТ ДОЛГО СУЩЕСТВОВАТЬ БЕЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ, ПОМОГАЮЩЕЙ ЕЙ ОБОСНОВАТЬ СВОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ"
Комментарий к Закону № 7: В этом мощь и уязвимое место элиты. Ей все равно какую идеологию обслуживать - руководить распределением во имя светлого будущего при так называемом социализме или во имя создания общества потребления при так называемом капитализме. Но ей постоянно надо официально обосновывать и оболванивать общество вдалбливанием в наши головы своей крайней для него необходимости. В использовании государственной идеологии заключена и сила элиты и угроза ее интересам со стороны организованных групп граждан, ИБО ВСЕГДА ДЕЙСТВУЕТ - ЗАКОН № 8.
ЗАКОН № 8: "ЛЮБАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ ЭЛИТЫ ОСНОВАНА НА ДЕКЛАРАЦИЯХ ПО ЗАЩИТЕ ИНТЕРЕСОВ ОБЩЕСТВА И ХРИСТИАНСКИХ ЦЕННОСТЕЙ"
Комментарий к Закону № 8: Следовательно, в этом законе элит и заключен ключ к проникновению в контролируемый элитами процесс распределения общественного продукта со стороны подготовленных гражданских групп, вооруженных ИДЕОЛОГИЕЙ ДВИЖЕНИЯ К ГРАЖДАНСКОМУ ОБЩЕСТВУ, основанной на вечном принципе "ПОДЕЛИСЬ!" Главное - научить людей договариваться с элитой на местном, локальном уровне и сделать этот увлекательный процесс (постоянного дележа) массовым, раскрывая людям истинный характер элит и обучая их психологии и методологии действий по обеспечению своих интересов.
В каждом обществе, в среднем, 10% граждан способны к госуправлению и к корпоративной защите интересов своих групп (именно из них элита рекрутирует себе кадры после проверок на смышленость и лояльность ее интересам), 30% способны к критическому анализу действительности (с трудом оболваниваются госидеологией), но НЕ желают принимать правила элиты и сливаться с ней (пассивно обслуживая ее интересы) и 60% населения в силу своей внушаемости и малой способности к самоанализу подвержены гипнозу госидеологии о незаменимости текущей элиты и готовы (в зависимости от ситуации) идти как за правящей элитой, так и за ее оппонентами (если правящая элита допускает кризисы и не уравновешивает потерю авторитета страхом). Данные соотношения примерны и колеблются в зависимости от типов обществ, истории их развития, менталитета народа и общего уровня культуры.
ГЛАВА 2 . ПОНЯТЬ, ОСОЗНАТЬ И ДЕЙСТВОВАТЬ. И ПРОСТИТЬ.
Итак, вначале мы уже установили, что это пособие для тех, у кого есть проблема(-ы). Крупная. Трудно решаемая без помощи извне.
Жилищная, транспортная, трудоустройства, материальной помощи (на лечение, воспитание малых детей и др. социальные нужды инвалидов, одиноких матерей и стариков) и многие-многие другие.
В решении таких проблем обычно помогают, в зависимости от возможностей и подходов: родственники, друзья, государство и благотворители. Если человек не способен организовать помощь от них, то ему путь один - в церковь или к психотерапевту.
Вот мы и подошли к первому перекрестку. Проведя мысленную ревизию всех своих проблем (что периодически делает каждый уважающий себя человек), определите оптимальный для вас путь действий, с точки зрения важности и решаемости каждой проблемы:
- наплевать и забыть (если проблема невелика, труднорешаема и не так важна. Да ну ее, к черту!),
- не наплевать и решать самому (если решаема своими силами - например, починка крана без слесаря или заработать, отказавшись от дотаций на квартплату),
- осознать личную проблему как часть социальной, общественной (если она труднорешима и для многих других) и начать решать ее всем миром, используя всю мощь государственных возможностей (например, проблему обеспечения жильем или проблему компенсации дореформенных сбережений).
Таким образом, первая стадия процесса организации помощи себе (в т.ч. со стороны государства) состоит в том, чтобы пройти в своем сознании три этапа : ПОНЯТЬ, ОСОЗНАТЬ и начать ДЕЙСТВОВАТЬ.
Т.е. ПОНЯТЬ свои проблемы, ОСОЗНАТЬ их, выделив важнейшую и труднорешимую без помощи государства, подготовиться морально к ДЕЙСТВИЯМ.
Но завершить эту недолгую процедуру перед переходом к следующей стадии следует ПРОЩЕНИЕМ всех тех, кто, как вам кажется, был виновен в возникновении вашей проблемы. Потому что успешно осуществлять все последующие рекомендации данного пособия лучше всего с чистым сердцем, освободившись от ненависти и злобы.
Ведь на всем остальном пути вам предстоит нести людям свет и надежду, вовлекая их в процесс сотрудничества, создавая в душах новый мир общих социальных проектов.И если вы выполнили нехитрые рекомендации первой стадии методологии К ГРАЖДАНСКОМУ ОБЩЕСТВУ, то теперь вам пора НАЙТИ СОЮЗНИКОВ И ОБЬЯВИТЬ ПРОЕКТ.
ГЛАВА 3. НАЙТИ СОЮЗНИКОВ И ОБЬЯВИТЬ ПРОЕКТ
(для начала)
Перед реализацией второй стадии ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИИ ПОМОЩИ ГОСУДАРСТВА (вам и вашим близким) следует уяснить два вопроса: зачем (искать союзников)? и как (это делать)?
На первый вопрос ответ очевиден:
- для моральной поддержки.Ведь "чиновник" в большом количестве вреден для здоровья - нужна моральная подпитка после "танковых" рейдов по "тылам потенциального союзника",
- для интеллектуальной поддержки (Одна голова - хорошо, а когда их много совсем хорошо),
- и для организационной поддержки: отпечатать, отнести-зарегистрировать петицию, измотать "друзей-чиновников" в совещаниях и пояснениях - это вам не хухры-мухры. На это время надо, которого у каждого их нас очень мало, а если действовать по плану, да по очереди, да в одну точку...
Никакая инстанция не устоит. Проверено!
Также объединиться надо ради повышения социального статуса!
Потуги даже самых крепких из нас (простых смертных) на индивидуальное решение своих проблем никогда не пугает чиновничью элиту. На каждого из нас у них всегда есть объективные причины того, почему госресурсы именно на вашей очереди уже истощились. Прямо перед Вашим приходом. Вот, вот, только что. Или вообще, "вас тут много, а льгот мало и именно на вас не хватило. Приходите завтра (через месяц, год, столетие...)".
Следовательно, логичнее создать пусть небольшое, но общественное объединение, которое заявит свои конституционные права на святая святых любой элиты - на ИНФОРМАЦИЮ о распределяемых ею ресурсах и на предложения по их более рациональному использованию, т.е. на то, что всегда и во все времена составляло основу господства всех элит всех государств земной цивилизации.Не бойтесь показаться при этом наивными и смешными - в этом наша сила. В простоте, которая сперва обескураживает чиновника, затем приводит (неумных представителей) в бешенство, затем (при настойчивом следовании методологии К ГРАЖДАНСКОМУ ОБЩЕСТВУ) заставляет его искать компромиссы.
Итак, начать, после формулировки проблемы, следует с поиска таких же бедолаг, которых эта проблема очень волнует. Искать можно по разному.
Можно попытаться найти уже сложившиеся коллективы общественности в вашей проблематике. Но у этого пути два недостатка: по родственной вам проблематике можно искать их годами (ну не развито у нас гражданское общество, и все тут!), а в сложившихся уже объединениях пока не знают, что методология ДВИЖЕНИЯ К ГРАЖДАНСКОМУ ОБЩЕСТВУ является "всепобеждающим учением всех времен и народов". А со своим уставом в чужой монастырь...
Поэтому есть путь попроще и понадежнее. Найти единомышленников и возглавить их, по крайней мере, на какое-то время (коль не найдется пока желающих возглавить вас).А теперь самое простое - о системе поиска, подбора и ...поиска.Искать бедолаг со сходными проблемами надо по правилам рыбалки: где корм или его видимость раздают (т.е. у чиновничьих приемных), там и рыбачь, то есть вывешивай "дадзыбао". По-русски "дадзыбао" называется объявлением, в котором содержится предложение. Некоммерческое, но выгодное. Что-то вроде того, что "Бесплатная приемная такой-то организации работает еженедельно там-то и тогда-то. Проводится регистрация желающих получить помощь и готовых решать такую-то проблему".
Народ потечет ручейком и останется разделить поток на три группы: на халявщиков, на пофигистов и на тех, кому терять нечего (потому что очень надо). Кто есть кто - понимается в процессе нашей вводной лекции в проблему, когда Вас придут послушать. Вводная лекция (без нее нельзя - побьют) может вполне представлять собой 10-минутное изложение ваших взглядов на состояние заявленной проблемы и возможных путей ее решения, почерпнутых вами из периодической печати и своего жизненного опыта.
Пофигисты уйдут с середины вашего изложения или сразу в конце него, когда поймут, что бесплатного сыра им не предложат и на этот раз, а все остальное им "по фигу" (данный слой людей невелик, но есть и будет есть всегда).Халявщиков вы легко выявите, когда предложите им оставить свои координаты на тот случай, когда настанет время пожинать плоды будущего социального проекта, который они благосклонно доверят вам реализовывать (от их в т.ч. имени). Они подойдут и оставят. На всякий случай. Т.к. самим лень или проблема "не жмёт". Но от "бесплатного сыра" они тоже не откажутся. И это правильно. Надо же кого-то вам представлять "наверху".
Ну, а вам нужны те, кого жизнь достала - "доставальщики" (терять им, как правило нечего) - обязательно останутся и зададут вопросы. Их будет немного, но много и не надо. Ведь для представительства (от имени и по поручению - в органах элиты) хватит и записавшихся пофигистов, а для работы умом и остальными частями тела (для дела) и надо-то не так много "доставальщиков". Один для начала и несколько социально неугомонных в последующие недели и месяцы обретения. Именно этот тип людей в эволюции своей психологии проходит три стадии: вначале "больная" проблема "достает" их, затем они начинают что-то доставать для ее решения, и логично, что в результате совместного доставания информации о льготах и возможностях вы коллективно "достанете" тех, кому следует по своему положению с вами поделиться. Т.е. элиту нашу родную.
После обретения коллектива единомышленников останется придумать название своей общественной организации (если еще не придумали) и сформулировать начальные контуры социального проекта.
Цель этого этапа - сформулировать нечто, что дает повод "доставать" тех, от кого зависит и кто по должности должен. Первый вариант проекта позволит собирать интересующую информацию "методом разведки боем", все более и более совершенствуя первоначальный проект, превращая его от этапа к этапу (о них в остальных главах) в конкретную программу совместных (с органами власти!) действий.
"Контуры" первоначального варианта проекта должны быть названы солидно, но с возможностью дальнейшей доработки. Что-то типа "Социально-экономический проект..." или "Муниципальная (вариант Государственная) программа решения такой-то проблемы...".
Начальный, пробный вариант проекта вполне может соответствовать по содержанию и объёму той самой вводной лекции, с которой вы начали обретать единомышленников(- доставальщиков). Если после ее публичного прочтения вас не поколотили первые благодарные слушатели (шутка), то для внесения проекта в один из бастионов нашей родной элиты сей труд (в папке с тесемочками как у известного Остапа "Дело А.И. Корейко") вполне сгодится. Ведь его все равно там никто всерьез читать не будет. Даже если напишите на уровне докторской диссертации. Элита существует не для этого.А для чего она существует на самом деле вы узнаете, когда ВОЙДЕТЕ ВО ВЛАСТЬ И ПОЛЮБИТЕ ЕЕ ВСЕЙ ДУШОЙ, И СУМЕЕТЕ ВЕРНУТЬСЯ К СВОИМ.
ГЛАВА 4. ВОЙТИ ВО ВЛАСТЬ И ПОЛЮБИТЬ ЕЕ ВСЕЙ ДУШОЙ. И СУМЕТЬ ВЕРНУТЬСЯ К СВОИМ.
Хождение во власть - процедура увлекательная для знатоков этого дела, но опасная. Я знаю много людей, которые ушли туда и не вернулись. Или вернулись, но, получили такие моральные травмы (головы), что, как писали классики, до конца дней называли себя только "потерпевшей стороной".
Первых засосала волна корысти (ах, это скромное обаяние элиты!), а вторых поглощала волна сутяжничества (говорил же им - изгоните из сердца злость и обиду!).
Задача этапа вхождения во власть - это провести рекогносцировку. Так говорят военные, когда им надо разобраться на месте в особенностях местных условий по ведению боевых операций. На основе этого планируются и дальнейшие шаги.
Начинается данный этап продвижения вашего проекта со знакомства со структурами власти, которые по своим функциям должны отвечать за решение вашей наболевшей проблемы и того общественного коллектива, который делегировал вас для этой цели. Уяснив из личного опыта, от знакомых и от справочных служб расположение данных инстанций, следует изучить расписание работы их приемных и внутреннюю структуру. Расписание приемных уточняется на уровне вахтеров и секретариатов руководителей (можно по телефону), а структура отделов и служб с ФИО ответственных лиц - через информационные стенды и консультантов приемных.При этом первый вариант вашего социального проекта с сопроводительным письмом одновременно регистрируется в канцелярии ряда госорганов с просьбой рассмотреть и дать письменный ответ на ваш адрес. Дублирование обращений в несколько инстанций - один из методов методологии ДВИЖЕНИЯ К ГРАЖДАНСКОМУ ОБЩЕСТВУ, т.к. этим достигаются две цели.
Во-первых, выигрывается время при дальнейших попытках отфутболивания вашего проекта - куда бы его не направляли, там он уже побывал и чиновники лишаются излюбленного приема - просьбы подождать месяцок, т.к., якобы, к ним ваше дело только что поступило.
Во-вторых, при массовой рассылке проекта во все формально заинтересованные инстанции там начинается постепенно складываться мнение о возрастании остроты поднятой вами проблемы, что в дальнейшем используется как ускоряющий фактор при дальнейших согласованиях проекта. Да и когда название вашей организации будет на слуху у многих чиновников, ответственных за решение поднятой вами проблемы, то убедить их, что вы надолго и заниматься всерьез вашими делами им все же придется, несравненно проще чем, когда перед чиновником вы предстаете первый раз и он тешит себя мыслью, что его обычные отговорки, нацеленные на то, чтобы вы ушли и не возвращались, сработают. Т.е. многочисленные послания играют роль своеобразных визитных карточек и где-то рекомендаций.
При этом надо иметь ввиду, что чиновники реагируют на просителей в зависимости от той их группы, к которой по их внутренней классификации вы относитесь.Сперва они определяют не "шиза" ли Вы. И не надо их осуждать за это, т.к. присутственные места госорганов издавна являются излюбленными местами обитания душевнобольных и "изобретателей вечных двигателей". Если диагноз отрицательный и с их точки зрения вы все же нормальный человек (т.е. твердо излагаете суть и не предлагаете фантастических проектов), то они постараются отделаться от вас привычным набором приемов типа: "это не по нашему ведомству" (даже когда и по их), "ваше обращение будет рассмотрено - ждите" и, как следствие, через какое-то время, если вы проявите любознательность вам ответят отпиской типа "ваше обращение мы не сможем удовлетворить по следующим причинам...". Далее следует длинный перечень причин, сводящихся к пояснению того, почему именно вы не можете быть допущены к "общественному пирогу". И не надо обижаться на чиновничий люд за их "отмазки" и "отбрыкивания" от вас. Они такие же как вы: с небольшой зарплатой, с небольшими полномочиями и отсутствием стимулов к работе, но только при исполнении. Низовой уровень чиновного люда прекрасно ощущает себя винтиками системы, в которой они пытаются создать свой уютный групповой мирок, который будут защищать от вас при попытках требовать от них думать о ваших проблемах и преодолевать правила системы элиты, которая приняла их на работу, кормит, поит и дает задания для настоящего исполнения. Именно в рамках этих заданий они должны ВСЕ ИНИЦИАТИВЫ И ПРОСЬБЫ, ИСХОДЯЩИЕ СНИЗУ, ОТ НАРОДА, ОТ ОБЩЕСТВА ПЕРЕПРАВЛЯТЬ ПО ЦЕПОЧКЕ ИНСТАНЦИЙ И СОЗДАВАТЬ ВИДИМОСТЬ СПРАВЕДЛИВОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ "ОБЩЕСТВЕННОГО ПИРОГА". Это одно из ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ ПРАВИЛ СИСТЕМЫ и бесполезно его преодолевать без знания технологии постепенного навязывания ИХ СИСТЕМЕ обслуживания номенклатурных интересов правил идеологии ДВИЖЕНИЯ К ГРАЖДАНСКОМУ ОБЩЕСТВУ.
Главная задача на начальном описываемом этапе ОЗНАКОМЛЕНИЯ ЧИНОВНИЧЬЕЙ СИСТЕМЫ с интересами вашей общественной группы - продемонстрировать системе серьезность ваших намерений (в письменном виде и в первых контактах) с заверениями, что отступать вам некуда и они обречены на вашу помощь и сотрудничество, так как законы и свои права вы знаете. Затем вы через последовательные визиты к вышестоящим и нижестоящим уточняете их обязанности и приступаете к доказательству того, что от вас так просто не избавиться. Именно этого, третьего типа посетителей (психически нормальных и морально подготовленных к длительной осаде кабинетов) более всего опасаются чиновники низового звена, поскольку боятся, что вы надолго задержитесь на их уровне и принесете им много хлопот. Но разобравшись в ситуации (кто есть кто - рекогносцировку!) и обладая знаниями излагаемой далее методологии ДВИЖЕНИЯ "К ГРАЖДАНСКОМУ ОБЩЕСТВУ", вы продемонстрируете озадаченным чиновникам, что полюбили власть и их всей душой (это такой прием перед наступлением, чтобы они расслабились и не сопротивлялись) и вернетесь к своим единомышленникам без моральных травм и потерь. Разузнав подробности про стан вероятных соратников.
А вернувшись, вы возглавите ШТАБ НЕВООРУЖЕННОГО МЯТЕЖА ПО СОТРУДНИЧЕСТВУ С ГОСЭЛИТОЙ.
ГЛАВА 5. ШТАБ НЕ ВООРУЖЕННОГО МЯТЕЖА ПО СОТРУДНИЧЕСТВУ С ГОСЭЛИТОЙ
Вы когда-нибудь задумывались над тем: почему чиновничья элита всегда обыгрывает нас по отдельности и общество в целом?
Конечно, одна из видимых причин - это то, что во все времена и у всех народов в элиту проникают только те, кто доказал на практике свои высокие интеллектуальные способности в деле обслуживания интересов наиболее сильных и влиятельных (вспомните советы Макиавелли). Таков естественный отбор тех, кто стремится приблизиться к источнику решений о более рациональном использовании того, что принадлежит всему обществу и распределяется через специальный аппарат, называемый государством. Но у государства как такового, помимо его официальных, законных и видимых органов в лице правительств, мэрий, министерств, коллегий и комиссий есть и невидимый неопытному взгляду целый слой неофициальных центров координации интересов групп внутри государственной элиты, переплетающейся с элитой бизнеса и политики. Это своеобразные штабы, расположенные на всех уровнях отраслевого и территориального управления элит и призванные негласно урегулировать интересы своих корпоративных групп. Данные неформальные центры власти периодически напоминают о себе порциями компромата друг на друга, которые они впрыскивают через средства массовой информации в наши головы, когда им не удаётся договориться полюбовно о распределении чего-то конкретного или сфер влияния. Естественно, это прикрывается заботой об интересах общества и этот принцип диалога - "так называемые интересы общества" - мы также берем на вооружение.
Надеюсь, теперь вы поняли, что подразумевается под термином ШТАБ НЕВООРУЖЕННОГО МЯТЕЖА ПО СОТРУДНИЧЕСТВУ С ГОСЭЛИТОЙ, без которого любая группа граждан, какой бы значительной она не была и какие бы благие цели не преследовала, останется всего лишь игрушкой в борьбе интересов корпоративных групп элит друг с другом. Чтобы проводить политику своей социальной группы надо прежде всего договориться друг с другом о регулярном режиме обсуждения своих планов действий и выработке решений. В "штабе".
Начать надо с простого - определить место и время постоянных заседаний своего Совета. Лучше всего это место выбрать и местом, где вы будете вести общественный прием граждан, которых затрагивает аналогичная проблема. Определив место - установите время заседаний, средства связи друг с другом (для оперативного принятия решений ), распределите технические обязанности: кто сможет помочь с периодической распечаткой писем и вариантов проекта, кто более подходит для курьерских функций, а кто способен вести переговоры и выявлять направленность мыслей и интересов чиновников.
Проводя открытые и, желательно, еженедельные обсуждения очередной серии контактов с представителями элиты и собранную информацию по решению проблемы, стремитесь вести протокол, фиксируя - что за неделю сделано и кому поручаете дальнейшие переговоры по согласованию документов или сбору информации. Очередные встречи с компетентными (и не очень) органами дают информацию. Если при этом (зная основы решения проблемы, формальные и неформальные правила работы групп элиты, отвечающих за ее решение) постоянно обсуждать данную информацию в круге единомышленников и сверять что сделано и что не удалось, и по какой причине, то вскоре прояснится тот путь, который наиболее совпадает с контурами вашего плана действий и вы станете постепенно контролировать ситуацию по созданию совместно с органами власти условий (для начала в виде проектов их решений) для реализации ваших законных прав в выбранной области.
Работа вашего ШТАБА должна быть основана на проверенных практикой ЭТАПАХ И ПРИНЦИПАХ СОТРУДНИЧЕСТВА, составляющих главную идеологическую основу методологии ДВИЖЕНИЯ К ГРАЖДАНСКОМУ ОБЩЕСТВУ.
ГЛАВА 6. ЭТАПЫ И ПРИНЦИПЫ СОТРУДНИЧЕСТВА
Умение ладить и сотрудничать с власть имущими, т.е. с элитой, во все времена считалась наукой.
Наукой тайной и известной немногим посвященным. Эта наука передается от способных к способным, от родителей, её познавших, к их детям и не удивительно, что на вершине политического и властного истеблишмента фигурируют все те же фамилии детей и внуков героев давно прошедших времен, чьи отцы и деды порою служили прямо противоположной государственной идеологии и другой официальной системе ценностей. И не обижайтесь на них - просто родители передали им главное свое предназначение - служить обществу, но в первую очередь тем, кто обслуживает его интересы, находясь у источников решений о распределяемых ресурсах.
Попробуйте и Вы овладеть ЭТАПАМИ И ПРИНЦИПАМИ по организации такого сотрудничества с элитами, которое не только учитывает законы формирования и развития элит, но и способно навязывать им волю нас, рядовых членов общества, ГРАЖДАН, которые разгадали механизмы манипулирования нашими интересами и стали устанавливать свои правила игры.Для этого начнем с уяснения 3-х этапов реализации любого социального проекта. В чем-то они совпадают с тремя основными формами трансформации человеческого восприятия, когда любая идея проходит в сознании общества 3 стадии: "что за чушь!" (первая стадия), "в этом что-то есть" (вторая стадия) и "кто же этого не знает!" (третья).
Именно так и проходила реализация на практике тех крупных социально-экономических проектов, в которых автор этого краткого пособия участвовал лично.
Первый этап в реализации любого проекта заключается в выработке модели, первого варианта решения социальной проблемы (задачи) и в его первоначальном обсуждении в органах власти, когда вариант проекта претерпевает быструю трансформацию, впитывая в себя корректировки компетентных сторон (специалистов в данной проблеме и чиновников, от которых зависит ее решение) и проходит длительную цепочку согласований и рассмотрений в инстанциях.
Начало второго этапа знаменуется принятием доработанного варианта ваших предложений (в целом социального проекта или его частей) и отражением начального механизма решения проблемы (проследите, чтобы непременно с вашим участием!) в виде какого бы то ни было акта органа власти. На этом этапе главная ваша задача - наполнить принятое официальное решение реальным содержанием в виде работоспособных инструктивных пояснений (создаваемых вами же, т.к. не важно какое решение принято, а важнее как оно трактуется) и созданием работоспособных органов с участием общественности (и вас в том числе) по реализации намеченных целей. Второй этап наиболее короткий из всех трех.
Третий этап заключается в реализации официально утвержденной модели решения проблемы и в ее дальнейшей неустанной корректировке под контролем и с участием вашего же общественного органа, ибо "скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается". Но двигаясь все тем же путем работы самостоятельного "штаба невооруженного восстания", оценивая со стороны ход программы и принимая решения по воздействию на процесс, можно с успехом противостоять естественным попыткам чиновничьих элит выхолостить суть социального проекта в своих интересах.
Таким образом, во временном аспекте любой проект реализуется в три этапа: ЭТАП СОГЛАСОВАНИЯ, ЭТАП ОТЛАДКИ И ЗАПУСКА (после официального утверждения) и ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ И КОРРЕКТИРОВКИ.
Каждому этапу продвижения социального проекта по реализации ваших интересов свойственны свои приемы и формы работы, своя специфика отношений с элитой, но на протяжении всех этапов необходимо следовать нижеследующимПРИНЦИПАМ СОТРУДНИЧЕСТВА С ЭЛИТОЙ и МЕТОДАМ по их реализации: ПЕРВЫЙ ПРИНЦИП - ПРИНЦИП САМООБУЧЕНИЯ И РОСТА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА в области реализуемого проекта.
Обоснование необходимости принципа: хочешь решить свою проблему - изучи те области человеческой деятельности, которые с ней связаны. Иначе ваши решения в стратегическом плане будут неверны, а в тактическом наш друг чиновник докажет вам, что вы в предмете не разбираетесь и на серьезное рассмотрение ваших предложений рассчитывать не можете.И не верно, что учиться сложно. Это даже увлекательно, если учеба протекает не ДО, а в процессе созидания, подготовки и реализации проекта, когда цель учебы ясна и понятна - решить свою наболевшую проблему (и попутно такие же у других). При этом следует руководствоваться следующими начальными нехитрыми МЕТОДАМИ (советами) ДВИЖЕНИЯ К ГРАЖДАНСКОМУ ОБЩЕСТВУ:
- сформулируй свою проблему как общественную (т.к. любая проблема имеет множество хозяев) и название проекта по ее решению, затем выдели вопросы, с ней связанные, и поставь цель найти на них ответы,
- собери для начала информацию о проблеме и путях ее решения до тебя (из периодической печати, из специальной и популярной литературы данного или близкого профиля),
- посоветуйся с друзьями и знакомыми, которых когда-то данная проблема затрагивала и зафиксируй их мнения,
- постарайся под разными предлогами встречаться с профессионалами в деле решения данной проблемы или работающих в близких к ней областях и впредь советуйся с ними постоянно, договорясь по возможности о взаимовыгодном сотрудничестве (хотя бы в области обмена информации и проведения социологических исследований потребителей от имени вашей организации),
- опиши своими словами план решения проблемы (как если бы ты был президентом или хотя бы губернатором) и перепиши его малопонятным бюрократическим языком, чтобы проект приобрел должную внушительность и многозначительность (все равно в дальнейшем придется все переправить),
- приобретай специальную литературу в процессе подготовки, согласования и реализации проекта и подпишись на периодическую печать в данной области (или изучай периодически соответствующие подшивки специализированных изданий в библиотеках),
- по мере согласования и реализации проекта записывай затруднительные вопросы об аспектах проблемы и настойчиво ищи вместе со специалистами ответы на них,
- на еженедельных совещаниях на Совете вашей организации неунывающих бедолаг методом "мозгового штурма" ищите ответы на возникающие "профильные" вопросы, поставленные жизнью и бюрократией,
- ищите среди посетителей вашей общественной приемной профессионалов в вашей проблемной области и поддерживайте с ними контакты на предмет хотя бы периодических консультаций,
- рассылайте письма (от вашей организации и соратников) в заинтересованные инстанции, близкие по кругу своих задач к вашей проблематике, и копите, и постоянно анализируйте, и сравнивайте ответы инстанций и организаций на ваши письменные запросы.
- когда решите проблему, то ... продолжайте учить других путям и методам ее решения. К этому времени Вы станете настоящим профессионалом-практиком и цены вам не будет.
ВТОРОЙ ПРИНЦИП - ПРИНЦИП ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА заключается не просто в готовности представлять тех, кого затрагивает ваша проблема, а в умении создавать систему информирования для тех, ради которых вы приступили к реализации своего социального проекта и от чьего имени требуете к нему внимания важных государственных лиц. Данный принцип преследует несколько целей: обретать соратников, организовывать и влиять на общественное мнение, а затем и использовать его в ходе реализации проекта, сверять свое мнение о проекте с мнением тех, ради которых он и реализуется (организация общественного контроля за социальными результатами проекта на самой опасной его стадии - на стадии реализации).
Осуществляется данный принцип посредством следующих МЕТОДОВ:
- организации регулярных приемных (желательно еженедельных) Совета того общественного формирования, который Вы создадите своими инициативами, решением (обозначьте проблему на уровне администрации вашего района и договоритесь о часах общественной приемной в одном из муниципальных помещений. Можно начать с информцентра ДЭЗа),
- регулярное информирование на приемных, в печати и через объявления населения о том, где можно узнать о подготовке программ по решению конкретной социальной проблемы и зарегистрироваться в очередь: вначале в очередь на информирование о ходе ее решения, а затем и для оказания непосредственной помощи. По мере возможности. Народ любит очереди и халяву. Не забудьте напоминать, что "пиво только для членов профсоюза", как говорили классики сатиры, и без помощников Вы не останетесь,
- постоянство работы приемной и периодических информационно-отчетных собраний на тему этапов решения проблемы поможет Вам обретать новых соратников ( т.к. некоторые из них будут периодически уставать от процесса) и демонстрировать политикам и властям, что ваш принцип представительства действует неформально и с вашими предложениями придется считаться.
ТРЕТИЙ ПРИНЦИП - ПРИНЦИП САМОУПРАВЛЕНИЯпредопределен к реализации самой общественной природой вашего коллектива, созданного для системы коллективной взаимопомощи и сориентированного на реализацию при поддержке властей социально - экономического проекта по решению конкретной проблемы значительной группы людей.
Цель реализации принципа: создать условия, чтобы сочувствующих единомышленников постепенно превращать в энергично действующих соратников и создать "коллективный мозг" по выработке стратегических и тактических планов по подготовке и реализации совместного проекта. В основу самоуправления вашего коллектива, выражающего свою волю через Совет, стоит взять следующие начальные МЕТОДЫ:
- регулярность заседаний Совета как Штаба в определенное время и в определенном месте (сразу после работы приемной или в ее рамках, если посетителей не много - пусть слушают и учатся самоуправляться с общей проблемой),
- все приходящие равны, но те кто берет на себя постоянное выполнение задач в рамках намеченного плана действий - "равнее" других и к таким следует прислушиваться и считать лидерами (а не кто только говорит),
- планирование по направлениями работы, по ее этапам, в плане стратегических действий (на год и более) и тактически (план на неделю и месяц),
- незыблемость девиза: критикуя - предлагай, предлагая - действуй (или "никто никому ничего не должен"), поручения даются только добровольно и наиболее робким, остальные либо берут инициативу самостоятельно, либо переходят в разряд наблюдателей. Т.е. в самоуправляющемся коллективе, работающем по методологии К ГРАЖДАНСКОМУ ОБЩЕСТВУ, в результате его работы без труда выявляются три типа членов с разными статусами:
лидеры (кто предлагает и сам выполняет и отчитывается о проделанном, советуясь с остальными),
соратники (те, кто инициативами не фонтанирует, но старательно выполняет несложные действия по просьбе лидеров),
наблюдатели (кто посещает коллектив для моральной подпитки, "дозревая" до стадии готовности к действиям или в надежде на скорую халяву - к действиям не стремится, но наблюдает за процессом и надеется),
- поддерживать постоянство в работе приемной - она дает приток новых соратников и новые энергетические импульсы к продолжению работы над проектом. Когда чувствуешь, что работа нужна не только тебе, что результата ждут, то приходит второе дыхание, а за ним третье, четвертое...,
- протоколируйте все ваши планы (по направлениям - что сделано накануне, и кому поручили продолжить) и анализируйте что выполнено и не выполнено, почему? что предпринять? Протоколы показывают продвижение вперед, анализ движения дает знание новых правильных шагов, нужную корректировку действий, а это придает уверенность в возможности задуманного. Планы-протоколы должны записывать все! Чтобы на досуге размышлять и находить новые решения,
- побольше шутите по ходу решения проблемы, стремитесь периодически коллективно расслабляться (Поводам вас, надеюсь, учить не надо: совмещайте регулярные совещания своего "штаба" с чаепитиями по поводу праздников, дней рождения и просто без повода).
ЧЕТВЕРТЫЙ ПРИНЦИП - ПРИНЦИП ПРОДАВЛИВАНИЯсоциального проекта сквозь чиновничьи кабинеты.
Обоснование необходимости принципа: наличие объективной системы фильтрования социальных проектов, идущих "снизу", от граждан. Любой аппарат власти только официально призван обслуживать подведомственные интересы граждан, но исходя из своей природы (формируется элитами, которая и отвечает за наше благоденствие) стремится реализовывать только проекты "сверху" от тех вышестоящих звеньев элиты, которые его и сформировали. Вышестоящие оценивают и поощряют работу низовых звеньев аппарата только применительно к тем проектам, которые сами и одобрили, т.к. только эти проекты учитывают их политические и материальные интересы. Поэтому низовой аппарат, не заинтересованный в увеличении своей работы вследствие поступления новых социальных проектов "снизу" стремится под разными предлогами раскритиковать и "отсечь" их от дальнейших согласований на ранних стадиях (на дальних подступах к тем должностным лицам, кто принимает решения).
На преодоление этой естественной защитной реакции аппарата органов власти и нацелен принцип продавливания. Его реализация обеспечивается следующими испытанными на практике МЕТОДАМИ законного воздействия на аппаратные структуры:
- определите круг официально ответственных за решение вашей проблемы и регулярно направляйте на их имя письма от лица вашего общественного формирования. Из писем "друзья народа" должны узнать что в соответствии с Конституцией и законами ваше общественное формирование взялось за содействие властям в решении социальной проблемы, затем регулярно (с периодичностью в 1-2 недели) эти же ответработники среднего и высшего уровня управления должны получать письма с ответами на вопросы их исполнителей ваших обращений и письма с новыми сообщениями о рассмотрении проекта и его значимости. При этом письма следует регулярно направлять вне зависимости от наличия письменных или устных ответов на ваши обращения. Главное в первые недели и месяцы данного письменного диалога - не содержание ответов по существу, а количество обращений и их регулярность. Цель данного метода - заставить чиновничий механизм рассмотрения заявлений со скрипом заработать и начать нехотя отвечать по существу. Вначале чиновники постараются дать бумаге (первым обращениям) отлежаться в надежде, что заявитель не знаком с их тактикой "умервщления " инициатив снизу. После того, как Ваши регулярные обращения материализуются в виде "стопки" бумаг, с регистрационными номерами их канцелярий и просроченными сроками исполнения наличие значительного количества просроченных письменных обращений граждан вызовет угрозу срабатывания стандартных санкций "сверху" за несвоевременное рассмотрение заявлений и с вами постараются договорится: либо не писать вообще, либо писать другим. Это будет второй этап восприимчивости аппарата к вашим предложениям. Главное обозначить на этой стадии, дать понять две вещи - что в ваших предложениях много рационального (т.е. что вы не "шиза") и что вам отступать некуда, коллектив напорист и письма данный чиновник он (она, оно) получать будет с требованием ответов по существу до тех пор, пока его инстанция не согласует проект на своем уровне и не переправит его дальше на согласования (или не доложит своему начальству о необходимости диалога с вами напрямую, а не через исполнителей ).
Данный метод продавливания под условным названием "пишите письма", когда их количество (доводя чиновников до "кондиции накала восприятия") постепенно переходит в качество (в их предметное рассмотрение) среди остальных методов является незыблемым, центральным и основополагающим, т.к. с элитой и ее аппаратом можно говорить только на языке официально регистрируемых письменных обращений: нет бумажки - нет проблемы.
Это негласный, но всем знакомый закон элиты. Но, естественно, этот метод эффективно приносит результат только в совокупности с другими методами воздействия.
- сочетание письменных обращений с постоянными визитами к исполнителям данных писем в аппарате и ведение задушевных бесед с ответами на нетрудные вопросы и с записыванием (с внимательным видом) сложных вопросов чиновников, надеющихся, что вы не знакомы с методологией К ГРАЖДАНСКОМУ ОБЩЕСТВУ и более не вернетесь с ответами.Но вы придете и с ответами и с рекомендациями, и усовершенствуете проект по предложениям аппарата, и это будет уже как бы совместный проект, а отказываться от совместного проекта им будет затруднительно, тем более, что проблема важна, а они призваны по должности ее решать и т.д. и т.п. Реализация метода визитов (в приемные и не приемные дни) позволит действительно усовершенствовать проект. Парируйте заявления о его недостатках уточняющими вопросами и предложениями о внесении корректив, напоминайте чиновнику, что ваша цель не протолкнуть проект любой ценой, а сделать его работоспособным и решить социальную проблему. Дурного чинушу вы тем самым лишите доводов (если критикует, пусть предложит реальный путь решения), а добросовестных "друзей народа" порадуете своим конструктивизмом.
- метод дежурств тесно связан с методом визитов и вызван необходимостью ловли "очень загруженных" чиновников, которых невозможно застать и которые как вечно опаздывающие "зайцы с часами" (подобно спешащему зайцу из "Алисы в стране чудес") мельком забегают к себе в перерывах между бесконечными совещаниями. Договоритесь с 2-3 соратниками о дежурствах по несколько часов в день перед кабинетом "спешащего зайки", уточнив у его коллег наиболее вероятное время появления. Не старайтесь при этом заставить "зайца" решать вопрос по существу, но делайте вид, что вы пришли именно за этим и в качестве компромисса (ваши доводы набегу, просачиваясь в кабинет "на минутку, только уточнить": - Ведь решать-то социальную проблему когда-то надо. Его обязывает положение. Проблема остра, а вы предлагаете в проекте здравые подходы к ее решению) предлагайте определить время встречи или когда подойти для уточнения. "Заяц" должен за 2-3 контакта с дежурными убедиться, что обычные "отмазки" (Я важное лицо, а кто вы? У меня нет времени сейчас! Позвоните завтра! Ждите письменного ответа и т.п.) не срабатывают и придется (чтобы убедить вас больше не ходить и не писать) встречаться. После первой встречи и беседы должна последовать очередная полоса дежурств на предмет рассмотрения подготовленных ответов на его замечания и т.д. пока чиновник не поймет, что лучше доработать проект по существу и согласовать, чем терять время в бесконечных разборках.
- метод альпиниста, когда следует в продвижении проекта разбивать всю процедуру на этапы, просчитывая подобно альпинистам маршрут согласований по тем инстанциям и чиновникам, от которых зависит судьба ваших предложений. При этом "восхождении" полным опасностей нервных перегрузок и увлекательных ощущений в разгадывании головоломок аппаратных интересов вы должны подобно настоящим альпинистам вовремя "закрепляться" (как альпинист, вбивающий в скалы для крепления металлические штыри) протоколами совещаний с чиновниками, промежуточными ответами инстанций на ваши вопросы и собранными ранее согласованиями. Главное в методе - опираться на "страховку" в виде ранее "вбитых" штырей-согласований и положительных мнений и подтягиваться с их помощью к следующим опорным точкам, просчитывая весь дальнейший маршрут в извилистых лабиринтах элиты.
- метод создания аппаратного мнения основан на широко используемой среди элит практике формирования общественного и аппаратного мнения. В данном случае имеется ввиду мнение аппаратное, которое постепенно обеспечивается собственным протоколированием ответов различных ( не мелких) должностных лиц, имеющих отношение к согласуемому проекту, когда поставленный вами (при свидетелях) вопрос (в письменной или устной форме) предполагает однозначно положительный ответ должностного лица, типа: заслуживает ли одобрения призыв президента (правительства и т.п.) полнее реализовывать все возможности для решения такой-то... (вашей) социальной проблемы с широким учетом общественного мнения и опорой на инициативу "снизу"?
Собирая в ходе письменных и устных запросов и совещаний данные мнения, вы постепенно сможете убеждать очередных чиновников в том, что именно ваш подход к решению проблемы одобрен его коллегами и вышестоящими и давать понять, что официальное мнение по вашему проекту уже почти созрело. Насколько опасно плыть против созревшего аппаратного мнения хорошо знают все те, кто обслуживает элиту и ее олицетворяет. "Мнение" - нематериальная, но осязаемая сила, связывающая аппаратные группировки элиты между собой и цементирующая ее в несокрушимый монолит аппаратной воли. Несокрушимый в целом, но не для тех, кто овладел методологией ДВИЖЕНИЯ К ГРАЖДАНСКОМУ ОБЩЕСТВУ.
- метод общественного мнения в отличие от аппаратного мнения заключается в формировании также положительных отзывов о вашем проекте, но не со стороны чиновников, а со стороны общественности в лице средств массовой информации, депутатов, политиков, представителей общественных формирований и просто групп граждан, которых данная проблема затрагивает. Для получения ответной реакции от них надо наметить адреса и телефоны ближайших масс-медиа, газет и депутатов-политиков и писать, писать и встречаться с теми же вопросами, как и к чиновному люду типа: вы не против, если мы поработаем над решением социальной задачи, а потом вам доложим о результатах? Если хорошо объяснить, что проблема волнует многих и повлияет на увеличение тиражей и голосов на выборах, то ваш потенциальный союзник обязательно "засветится" с изложением своей точки зрения на предмет. И это правильно. Вы - ему поддержку, он - всем вам. Кому - плохо? Только успевайте подкладывать к сопроводительным письмам вашего проекта публикации общественности и ответы политиков-депутатов.
- метод рекомендаций - тот же самый метод, что и предыдущий, но заключается в более целенаправленной работе с профессионалами проблемы и политиками-депутатами (особенно в их брачный сезон - на выборах) по подготовке предварительных заключений на ваш социальный проект решения проблемы. Рекомендации не просто облагородят проект, но придадут ему должную весомость и устранят типовую чиновничью "отмазку" на предмет "непрофессионализма".
- метод невозврата к пройденному состоит в том, что с помощью протоколов проведенных совещаний с чиновниками, хронологии обращений и ответов, накопленного архива диалогов и профессиональных проработок проблемы вы на очередное предложение очередного чина пройтись по второму кругу обсуждений пройденного и согласований должны кратко, но доходчиво объяснить доброжелателям, что Вы это уже проходили и в повторе нет необходимости. Главное в методе - оперативно среагировать доводами, а не вспоминать о них уже выйдя из кабинета. Просто надо быть готовым к повтору тех же вопросов у одних и тех же лиц, т.к. держать в голове все ваши проработки они не обязаны и им надо по доброму объяснять, что все сделано и пора, пора ставить заветную подпись, протягивая (образно выражаясь) перо и чернильницу. и
- изучить типовые отмазки и выучить типовые ответы на них - этот метод логично вытекает из всех предыдущих и связан тесно с методом недопущения повторов в согласованиях. Опыт показывает, что в любом проекте есть 10-12 аспектов, требующих пояснений и проработок, которые постоянно воспроизводятся чиновниками (некоторыми по несколько раз). Ну не стоит на это явление обижаться, как не обижаетесь вы на капризы погоды или женщин. Подготовьте и заучите наиболее популярные версии пояснений и повторяйте их до одурения (вашего или чиновника). Главное - не быть обескураженным от необходимости повтора. Таковы, как говорится, законы жанра и среды.
ПЯТЫЙ ПРИНЦИП - ПРИНЦИП УЧЕТА ПСИХОЛОГИИ ЭЛИТ И ВЫРАБОТКА ЭТИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА
Обоснование необходимости принципа: элита всегда формирует вокруг себя специфическую среду обитания с максимумом удобств для себя и с минимум преимуществ для тех, кому она официально служит. Элита хорошо оберегает свои интересы против вторжений социальных групп, созданных вовне её и не по её законам. Законы элиты предполагают серьезный учет интересов только своих группировок. Это объективные законы, которые никто не утверждал. Это законы пополнения её рядов за счет выживания в аппаратных играх и интегрирования наиболее подготовленных, сильных умом и духом представителей общества, которые прошли проверку на лояльность.
При этом на эту среду обитания элиты так же глупо обижаться как на атомный реактор, рядом с которым невозможно жить. Хотя он в целом полезен, но посещать атомные станции лучше по необходимости и соблюдая меры безопасности. Но лучшая аналогия работы с элитой и с техникой безопасности - это разведка на войне. Во первых - план разведдействий следует согласовать заранее, во вторых - брать в разведку только наиболее подготовленных и проверенных, в третьих - соблюдать правила маскировки (уметь слиться со средой), в четвертых - опираться на данные своей агентуры в тылу противника, в пятых - вовремя покинуть расположение противника и вернуться в штаб невооруженного восстания, сформировать на основе собранных разведданных реальный план текущих действий по разрушению обороны противника и после их проведения вновь послать очередную партию разведчиков. К сожалению, отдельные группы гражданского общества в общении с элитой постоянно путают тактику разведки с тактикой мелких диверсионно-повстанческих групп, которые без труда обнаруживаются и безжалостно уничтожаются элитой.
Надеюсь вы правильно поняли данные образные аналогии, связанные с данным принципом и готовы воспринять следующие методы его реализации:
- метод обтекания сводится к простой рекомендации: когда на вашем пути встречается чинуша-самодур (или как было сказано главным персонажем фильма "Служебный роман" сама-дура) - не спорь, а обтеки (если это не ключевая фигура на пути согласований проекта) и плыви дальше. Если фигура ключевая - то смотри вышеизложенное и применяй все остальные методы в совокупности и она (он, оно) не устоит супротив комплексного и массированного воздействия по методологии К ГРАЖДАНСКОМУ ОБЩЕСТВУ.
- метод государственной идеологии, используемый в "принципе продавливания", состоит в интегрировании в проект вашей проблемы цитат из высказываний здравствующих государственных деятелей (президентов, мэров и т.п. лиц), с которыми трудно не согласится. Кроме этого в процессе продвижения проекта в коридорах власти всегда следует иметь в памяти данные цитаты, которые к месту и не к месту периодически следует вставлять в разговор со служилыми людьми. Особенно, если нарветесь на пофигиста или головотяпа (как типов чиновников - см. следующую главу), которого можно быстро привести в чувство только громким и выразительным изложением "партминимума" лозунгов со ссылкой на царя, генсека или президента. Смотря на тот строй, который нынче на дворе. А на российском дворе он меняется быстро. Помните, совсем недавно: Генсек - Советы - Президент? Кто следующий? Никто из них (кто на самом верху пирамиды элит) ведь не против решения ваших проблем. И даже за. Желательно, чтобы при их цитировании у вас горели глаза и срывался голос. Этого нетрудно добиться, если вспомнить о той проблеме, которая вас довела до цитирования и говорения языком государственной идеологии.
- метод "располагайте всех и обходите головотяпов" вам уже поведан (что касается головотяпов), но его следует обогащать практикой улыбчивого и уважительного отношения (по крайней мере внешнего) к чиновникам и их нравам. Элита и ее мир - это государство в государстве и не стоит отвлекаться от проекта и давать личные оценки в глаза ее представителям и их действиям. Они тоже люди и имеют свои маленькие слабости, которые стоит прощать. В общем, направляясь на штурм чиновничьих кабинетов с проектом наперевес перечитайте еще раз советы Карнеги и помните, что чиновник - друг человека (хотя сам он это может не осознавать). Убедите его в этом. Я, например, не встречал среди государевых людей ни одного плохого человека. Каждый из них хорош по-разному. Надо только уметь разглядеть. При этом речь не идет о вульгарном подхлимаже. Просто надо уметь прощать недостатки других, и не только у чиновников. И чаще думать об исправлении своих собственных.
- метод слияния с интерьером состоит в способности (которая приходит с опытом) перемещаться в искривленном пространстве аппаратных просторов не особенно выделяясь (одеждой, прической, голосом и т.п.) из окружающей среды мира, приспособленного к таинству элит. Когда вы находитесь у себя в штабе или вне коридоров элит, то можете как угодно излагать свои мысли и изливать чувства, но коль вы ступили на порог обиталища аппарата элит, то разговаривайте вполголоса, следите за перемещениями вокруг вас чиновного люда и будьте наготове благожелательно отреагировать на появление любого знакомого чиновника (тем более сановного лица или его столоначальника), перед вхождением в намеченный кабинет повторите себе или друг другу план намеченного диалога, а входя в приемную или кабинет сосредоточьтесь, прекратите разговоры, войдите тихо с приветливым лицом и не дожидаясь приглашения начните разговор, сразу взяв инициативу в свои руки. Не спорьте, если вас прервут, выслушивайте собеседника, соглашайтесь (отчасти) чего бы он не говорил и продолжайте говорить о своем с позиций намеченных доводов. Ищите в разговоре точки соприкосновения мнений и не стремитесь, чтобы оппонент с вами устно согласился сразу. Дайте ему время (день, неделю, месяц) отыграть назад, если он говорил противоположное вами задуманному (пусть подзабудет или сделает вид, что забыл). Повседневный персонал присутственных мест и кабинетов сановников должен привыкнуть к вашим настойчивым визитам как к скрипучей мебели или плохой погоде (как к неизбежному) и смириться. Это повысит проходимость ваших бумаг. Высший пилотаж такого метода - это когда вам доверяют печатать ответы самим себе на ИХ бланках и приглашать на совместные совещания от их лица. Этого можно вполне достичь при последовательном выполнении всех вышеперечисленных методов, после первых этапов согласований, когда вы разберетесь кто есть кто в их иерархии и убедите их, что ваш проект сочетает в себе интересы и представляемых вами групп населения и интересы местной элиты.
Только не считайте, что все изложенное выдумано. Нет. Все предложенные методы и принципы дались "кровью и потом" долгих лет постигания законов элит, ее методов общения с нами и путей их нейтрализации и сотрудничества. Постижение шло в ходе реализации конкретных проектов и именно реализация описанных принципов и методов сотрудничества приводила к успеху.
Попробуйте - и вы испытаете удивительное чувство погружения в ПСИХОЛОГИЮ И ТАКТИКУ СОТРУДНИЧЕСТВА С ЭЛИТАМИ.
ГЛАВА 7. ПСИХОЛОГИЯ И ТАКТИКА СОТРУДНИЧЕСТВА
Как только Ваша нога ступит на порог присутственных "государевых палат" и начнет мыкаться по первым приемным и канцеляриям, то при внимательном анализе многих служилых типов и лиц выявятся определенные разновидности постоянных обитателей тех лихих мест. Это будут очень разные люди вне работы и изнутри своей богатой натуры, но по отношению к "челобитчикам" все служилые люди удивительным образом умещаются в 3 основные категории, которых представляют:ГОЛОВОТЯПЫ, ПОФИГИСТЫ и РАЦИОНАЛИСТЫ.
ГОЛОВОТЯПЫ представляют наиболее бесполезный для Вас тип чиновника, поскольку по своему интеллектуальному развитию и уровню культуры более подходят для работы ночными сторожами. Но суровые законы формирования ЭЛИТЫ предполагают обязательное наличие "цепных псов" функционально призванных отпугивать простых смертных граждан от самой мысли покуситься на святая святых - основу могущества номенклатурной элиты - на информацию о госресурсах и на право распоряжения ими (естественно, в интересах всего общества).
Головотяпов легко определить по их хамоватому поведению по отношению к нижестоящим, агрессивному нежеланию вникать в какие-то ни было проблемы вовне их собственного мира и по стремлению избегать контактов с теми, ради которых они блюдут свою должность. Это облегчит и ваши задачи. К чиновникам данного типа следует применять принципы методологии К ГРАЖДАНСКОМУ ОБЩЕСТВУ под названиями ОБТЕКАНИЕ (обтеките и плывите дальше) и "МНЕНИЕ КНЯГИНИ" (помните грибоедовскую княгиню Марью Алексеевну из "Горя от ума"?).
Хоть этот тип и наименее полезный, но с помощью вышеуказанных и нескольких других приемов с ними очень даже можно ладить и даже дружить на расстоянии. Выявите их, дайте им понять (с течением времени), что Вы пришли надолго и не без поддержки "свыше" и не будете причинять им хлопот, покушаясь на то, что они ревностно охраняют. Как сторожевые собаки они будут ворчать на Вас, как на друзей хозяина (о чем Вы дадите им понять постепенно), но, если их не раздражать, они привыкнут к Вам и даже будут благосклонно принимать от вас "лакомства" в виде кратких сообщений об одобрении вашего проекта свыше и благодарностей в их адрес. Таким образом вы усыпите их бдительность и они при необходимости в дальнейшем, привыкнув к вашему подозрительному сотрудничеству с их коллегами по элите, даже будут нехотя согласовывать подготовленные вами от лица вышестоящих деловые бумаги по вашему проекту.
ПОФИГИСТЫ как тип чиновника наиболее распространены. Это служилые люди, интеллект и культура которых не позволяет им "рычать и гавкать" на посетителей и которые давно поняли, что есть более изящный способ отстоять интересы номенклатурной корпорации под наплывами волн народных пожеланий. Пофигисты в разной степени показной заинтересованности и улыбчивости выслушивают вас и даже поначалу обнадеживают, направляя ваше прошение дальше по лабиринтам чиновничьих инстанций, где оно тихо утилизируется. Вы уходите от них надежде на то, что бюрократическая машина сработает на этот уж раз и на вас (и иногда, в несложных делах, так и бывает). Как бывает в казино, где обходительное отношение крупье внушает игрокам в рулетку надежды на скорый выигрыш. И порою в рулетку выигрывают. Но это против правил системы. Пример убедителен ? Если не верите - можете сыграть по их правилам и убедиться, что элита "на своем поле" играет беспроигрышно. Власть - это "казино" элиты, которое просто должно быть доходным местом для их истинных хозяев. Поэтому не стоит обольщаться внимательным вопросам и прочувственному взгляду ПОФИГИСТОВ, как и не стоит обижаться на их дальнейший пофигизм. Сколько раз я слушал разочарованные мнения просителей о том, что такого хорошего чиновника обнаружили, да и тот оказался... пофигистом. А могло ли быть иначе? Исключения только подтверждают правила. Кто что охраняет, тот это и имеет, как сказал один классик сатиры. И если с кем-то поделились (льготами, госресурсами и т.п.), то это всего лишь показные подачки элиты, необходимые ей для оправдания своего существования в глазах общества.
Так что не обижайтесь на пофигистов. Поймите их и научитесь сотрудничать. Ведь они готовы на него. На словах. Вот за слова-то и надо ухватиться. И поблагодарить. И договориться о сотрудничестве. И уточнить удобное время последующих встреч по вашему проекту. Нет, не для озадачивания их. Вы умницы, у вас все схвачено, вас многие поддерживают (да и иного и быть не может - проект-то сверхсоциальный и актуальный), от них вам надо только одобрения и периодического совета. Ведь это так не обременительно. Вы сами все просчитаете, оформите, как они советуют, согласуете, достанете и принесете им почти результат с огромной благодарностью в придачу. От всех страждущих и надеющихся. От всех тех, ради которых они существуют.
Вот в этом подходе к пофигистам и выражается главнейший метод Движения К ГРАЖДАНСКОМУ ОБЩЕСТВУ - - СОЗДАВАТЬ И ПОДДЕРЖИВАТЬ АТМОСФЕРУ СОТРУДНИЧЕСТВА, работая за чиновника и предлагая согласовать подготовленные варианты реализации вашего проекта, но как бы созданные в соавторстве. И помните о необходимых условиях реализации данного принципа - постоянство в предложениях и благожелательное отношение к пофигистам в совокупности с огромным социальным значением ваших инициатив. При временной усталости чиновника и в ответ на его надеющийся взгляд, чтобы ушли и более не приходили, следует с сожалением повторять - рады бы все бросить, да доверие организации обязывает, да и некуда вам более податься и терять нечего (проблема просто обязывает довести ее решение до конца). Так что лучше поднапрячься, реализовать проект и всем станет радостнее: чиновнику хлопот меньше (главная цель пофигиста), а страждущим (кому проект поможет) облегчение и благодарность благодетелю (от этого пофигисты тоже не отказываются).
РАЦИОНАЛИСТЫ представляют собой наиболее редкий тип чиновника, который в силу своих высоких интеллектуальных и прочих способностей недолго задерживается на нижней иерархии номенклатурной элиты и либо уверенно занимает ее высшие посты, либо уходит из госэлиты в элиты бизнеса. Рационалисты отличаются особенно дельными советами и нынешней демократичностью пофигистов, но в отличие от последних они пытаются не просто переправить ваш проект с улыбками куда подальше, но и, зачастую, указывают верное направление движения ваших бумаг и их трансформации. Но их более деловой, чем у пофигистов, подход, не означает, что номенклатурная система (по защите преимущественно своих интересов) дает сбои. Просто как и во всякой системе, рационалисты представляют собой мозговые центры по координации интересов как между группами номенклатуры, так и внутри этих групп. По интеллекту и своей натуре это прирожденные вожди, которые умеют прогнозировать, искать союзников, договариваться и защищать своих.
РАЦИОНАЛИСТ это призвание. Это талантливый политик, полководец, государев человек. Это соль любого государства. Если рационалист не хапуга и не вор и понимает, что БЛАГОДЕНСТВИЕ ЭЛИТЫ ПОКОИТСЯ НА БЛАГОДЕНСТВИИ ТЕХ, КОГО ОНА ПРИЗВАНА (по официальным правилам) ОБСЛУЖИВАТЬ, то это соль, суть и основа государства. Именно наличие критического количества таких людей в структурах госвласти удерживает общество от социальных потрясений и способствует процветанию государства на основе его поддержки со стороны общества. Но чтобы такая поддержка реализовалась наша задача, задача простых смертных, познавших элементарные закономерности системы элит выявить рационалистов, протянуть им свою руку помощи, предусмотрев в своем проекте их авторство и сопричастность, чтобы успешная реализация социального проекта смогла политически (а возможно и экономически) усиливать помогающего вам рационалиста и руководимые им (формальные и неформальные) группы.
Т.е. к рационалисту следует прислушиваться, зачастую следуя его советам, и всячески помогать через реализацию своего проекта усилению его влияния и росту возможностей. Думайте над этим, осторожно, советуясь, предлагайте варианты сочетания интересов с его группой и если вам повезет, то рационалист постепенно (проверив вас и ваш коллектив на деле) включится (формально или неформально) в ваш проект и вы обретете мощного союзника и проводника ваших интересов в стане всемогущей элиты. Это есть высший пилотаж в вашем овладении принципами идеологии К ГРАЖДАНСКОМУ ОБЩЕСТВУ, суть которой - организация сотрудничества между социальными группами ОБЩЕСТВА и номенклатурными группами ЭЛИТ.
Данное сотрудничество протекает, как правило, на двух уровнях - на уровне низовом (головотяпов и пофигистов) и уровне командном (рационалистов). Можно реализовывать сотрудничество и без вовлечения рационалистов в свои проекты. В худшем случае они ограничатся дельными советами и периодической поддержкой. Но стремиться к "высшему пилотажу" в освоении на практике теории сотрудничества с элитами надо.
И тогда победа вашего проекта не заставит себя долго ждать и вы все же доберетесь до вершины того успеха в решении своей проблемы, которую наметили когда-то покорить. И там, стоя на своей покоренной вершине, оглядывая открывшиеся перед вами возможности сотрудничества через овладение методологией ДВИЖЕНИЯ К ГРАЖДАНСКОМУ ОБЩЕСТВУ вы столкнетесь с банальным вопросом: ЧТО ДЕЛАТЬ С ПОБЕДОЙ ?
ГЛАВА 8. ЧТО ДЕЛАТЬ С ПОБЕДОЙ?
Поверьте мне - кто познал "сладость полета" быть гражданином, согласовывая интересы социальных групп людей, договариваясь с власть имущими о соблюдении интересов вашего государства в лице вашей семьи и ваших соратников - того невозможно вновь превратить в марионетку, в раба воли элиты. Это как ощущение фронтовой молодости, знакомое ветеранам той войны...
Ведь у каждой войны свои законы. Наша война с элитой идет вечно. Она началась с появления первых лидеров у человекообразных обезьян и продолжается до сих пор. Невидимая война идет между теми, кто уже ответил себе на извечный вопрос персонажа Достоевского "тварь ли я дрожащая или право имею?" и теми, кто признает только законы писанные. Между теми, кто распределяет общественный продукт и теми, для кого его распределяют.
Не пора ли прекратить эту невидимую войну и протянуть руку от тех, кто осознал закономерности возникновения и существования элит, к тем, кто в состоянии это осознать. Руку для сотрудничества во имя таких замусоленных понятий как мир, прогресс, счастье всех людей. Ведь нас так мало на этой хрупкой планете в этой огромной Вселенной.
Почему бы нам не дополнить государственную идеологию идеологией сотрудничества народа и тех, кто ему служит.Но не той показной и лживой идеологией пустых заверений в дружбе и служении абстрактному государству, а идеологией, в основе которой будет лежать методология ДВИЖЕНИЯ К ГРАЖДАНСКОМУ ОБЩЕСТВУ, основы которой представлены в данном кратком пособии.
И если эта методология вам поможет, то давайте распространять ее дальше, обучая людей миру и любви, как это делали первые христиане. Ведь и христианство возникло и развилось именно как средство против раскола людей на богатых, власть имеющих, и бедных, униженных и оскорбленных. Христианство - это идеология сотрудничества с элементами психотерапии для слабых духом и отчаявшихся, которая требует постоянного развития.
Идеология ДВИЖЕНИЯ К ГРАЖДАНСКОМУ ОБЩЕСТВУ, как стремление к справедливому обществу, имеет те же корни. Это еще одна попытка, основанная на практическом познании реальных процессов управления обществом, которым нам всем пора учиться. Всем тем, кто добрел до вершины понимания этих реальных процессов или хочет их познать.
Незаметно присоединяйтесь к нам господа!
Присоединяйтесь к нашему движению, и когда в путь отправится большинство из нас, все те, кто не стоит у властной кормушки, то мы плавно окажемся в обществе ГРАЖДАН с другим менталитетом и уважительным отношением к человеку. К тому же процесс этого движения будет достаточно увлекателен и не бесполезен для попутного решения (для тренировки) многих ваших проблем. Отправляйтесь с нами, как первые христиане, не только обучая соратников методологии движения, но и развивая ее, дополняя и совершенствуя. Главное - чтобы ее развитие носило исключительно прикладной характер, помогая людям в решении их сегодняшних проблем, используя для этого всю мощь государства без войн, потрясений и без вечного ожидания доброго царя.
Никто не даст нам избавленья....
Это придумано не мной.
---
ЕЩЕ РАЗ О ПРИНЦИПАХ И МЕТОДАХ СОТРУДНИЧЕСТВА с ЭЛИТОЙ (для ежедневного повтора)
1. ПРИНЦИП САМООБУЧЕНИЯ И РОСТА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ОСНОВАН НА МЕТОДАХ:
- сформулируй проблему и назови проект, создай Союз по проблеме,
- собери информацию о проблеме из печати,
- обсуждай проблему и проект со знакомыми,
- советуйся по проблеме с профессионалами,
- составь план решения проблемы и оформи проект,
- изучай литературу по проблеме,
- записывай встречные вопросы и ищи на них ответы,
- регулярно обсуждайте вопросы в коллективе единомышленников,
- ищи профессионалов среди посетителей и консультируйся,
- рассылайте вопросы и копите ответы,
- познав сам - научи других.
2. ПРИНЦИП ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ОСНОВАН НА МЕТОДАХ:
- организуй регулярные общественные приемные по проблеме,
- регулярно информируй таких же заинтересованных о проекте через печать и объявления,
- проводите периодические собрания сочувствующих с приглашением властей.
3. ПРИНЦИП САМОУПРАВЛЕНИЯ ОСНОВАН НА МЕТОДАХ:
- регулярность заседаний Совета (штаба) общественного формирования,
- все равны, но кто выполняет намеченное - "равнее" других,
- критикуя - предлагай, предлагая - действуй,
- еженедельное планирование по направлениям и этапам,
- пополнение актива - через работу приемной(-ых),
- все протоколируют планы и контролируют их еженедельно,
- постоянно корректируйте проект и планы его реализации,
- требуйте отчетов лидеров о переговорах,
- побольше шутите и расслабляйтесь на другие темы (потехе - час).
4. ПРИНЦИП ПРОДАВЛИВАНИЯ ОСНОВАН НА МЕТОДАХ:
- организуйте пресс из писем и обращений и ловите их исполнителей,
- создайте постоянными визитами переговорный процесс,
- приходите коллективом (по 2 и более) и ведите протоколы,
- копите ответы и протоколы встреч и совещаний,
- дежурьте и ловите "зайцев с часами", - создавайте положительное мнение о проекте "сверху",
- формируйте положительное общественное мнение "снизу" и "сбоку",
- собирайте рекомендации (от профессионалов и политиков),
- корректируя проект - делайте оппонентов его соавторами,
- действуйте как альпинист: получил согласование - подтянись к новому,
- говорите языком государственной идеологии,
- не давайте пустить вас по кругу - протоколируя и собирая ответы,
- изучите типовые "отмазки" и терпеливо повторяйте ответы на них.
- ищите союзников или хотя бы не создавайте противников,
- вовлекайте в процесс депутатов (особенно в их "брачный сезон"),
- опирайтесь на имеющиеся законы и лоббируйте нужные,
- записывайте вопросы и "давите" ответами.
5. УЧЕТ ПСИХОЛОГИИ ЭЛИТ И ВЫРАБОТКА ЭТИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА ОСНОВАН НА МЕТОДАХ:
- входите с положительной установкой: все чиновники хорошие люди,
- располагайте всех и обходите головотяпов,
- входите в положение чиновника, но давайте понять, что вам терять нечего,
- в трудных случаях переходите на лозунги госидеологии (волнуясь),
- слейтесь с интерьером и обтекайте головотяпов,
- ищите разумный интерес и учитывайте его в проекте,
- не говорите плохое, не обличайте "ветряные мельницы", почаще благодарите и напоминайте о проекте.
Со времени появления первого издания данного практического пособия по достижению успеха с помощью государства, власти прошло много времени, автор данной социальной технологии еще более ее усовершенствовал и по вашим заявкам на адрес gosprogramm.vam@yandex.ru готов познакомить желающих с практикой ее применения и помочь вам в ее реализации.