Найти в Дзене

ЗАКОНЫ ПСИХОЛОГИИ ВЛАСТИ. ЛЮБОЙ

До трагических событий, происшедших в октябре 1993 года и после них Геннадий много раз осмысливал происходящее в стране, вновь и вновь возвращаясь к собственному опыту и сравнивая его с опытом других стран, разных времен и народов.

Те, кто плохо изучает историю обречены повторять ее ошибки вновь и вновь. Это истина. Которая вспоминается, когда народ в очередной раз наступает на "грабли" очередного кризиса: экономического и политического.

Снова и снова мозг Геннадия не произвольно возвращался к одному и тому же кругу вопросов, традиционно занимающую лучшие умы любого общества, тем более российского, которое ставило над собою страшные эксперименты в попытках ответить на вопросы: Что имели ? Что имеем ? Куда движемся ? Кто виноват ? Что делать ?

Ответы приходили постепенно.

Гораздо позднее того доклада Олега Румянцева о разработанной им Конституции новой России, позднее октября 1993 года к Геннадию пришло понимание того пути, по которому шла Россия, вне зависимости от ее конституций.

Царская Россия не имела конституции как единого основного закона. И ничего. Жила и развивалась.

В 1906г были изданы Основные законы, согласно которым появились такие представительные учреждения, как Государственная Дума и Государственный Совет при ограниченном, цензовом избирательном праве.

Прежде всего такое положение вещей говорило о том, что основные политические силы тогдашнего общества не могли полноценно принимать участие в согласовании и урегулировании тех многочисленных социально-экономических конфликтов, которыми живет и пениться любое нормальное государство. Существовавшая правящая царская элита общества не смогла вовремя понять, что если не дать представителем новых слоев общества участвовать через конституционные нормы в решении проблем общества, то представители этих слоев - т.н. новая элита направит свою энергию не на их разрешение, а на использование этих проблем общества в своих интересах, организуя волны народного недовольства.

Февраль семнадцатого явился закономерным итогом нерешенности многих общественных проблем царской России. В т.ч. конституционных.

Впервые Россия обрела Конституцию в июле 1918г, которая называлась в соответствии с наименованием в то время государства Конституцией /Основным Законом/ Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

В России наступил долгий 8О-летний период конституционной стабильности, когда очередная редакция социалистической конституции вытекала из предыдущей. Социалистической. С единой направляющей силой одной и той же господствующей элиты - партноменклатуры. Поскольку РСФСР находилась в составе суперимперии СССР, то российские конституции 1925, 1937, 1978 гг. принимались на основе Конституций СССР 1924, 1936, 1977гг. Если проанализировать и сопоставить состояние правящей многие десятилетия партхозэлиты и ее эволюцию, сопоставив с датами принятия очередных редакций конституций, то нетрудно убедиться, что данные редакции советского периода в истории России были вызваны не глубокими изменениями в структуре общества и его экономическом укладе, а были призваны идеологически закрепить новые задачи партийно-государственного строительства: - в 1924г - некоторую либерилизацию экономической политики в виде НЭПа и отказ от атавизмов военного коммунизма, - в 1937 г - демократическое обрамление фиговыми листками мощнейшей тоталитарной диктатуры, - в 1977г - ознаменование построенного развитого социалистического общества и постепенного перехода к коммунистическому завтра.

Но поскольку данные конституции на самом деле не отражали реального состояния общества, изменения интересов основных его социальных групп населения, то функционирование государственных структур и всего государства шло не благодаря действию конституционного механизма как обеспечивающего баланс и учет интересов, а вследствие страха и идеологических "накачек" через партийные средства массовой информации и приводные ремни подконтрольных общественных формирований: профосоюзов и комсомола.

Страх обеспечивали традиционные карательные органы, стоящие на страже социалистической Конституции, а идеологическую обработку - средства массовой информации, которые были, вследствие реализации главных конституционных установок исключительно партийными.

Как только данные главные "подпорки" существованию социалистической конституции с единой объединяющей и направляющей силой в виде партхозэлиты были выбиты вследствие попыток партийных реформаторов немного демократизировать советское общество в рамках тогдашней конституции, то вся обветшавшая конституционная конструкция начала трещать по швам.

Восточные провинции империи поразил вирус национальных противоречий: избиения в Карабахе, туркок-месхитинцев в Средней Азии, проблема крымских татар, резня в Баку и национальные фронты в Прибалтике были только началом и следствием отсутствия по настоящему реальных и действенных конституционных механизмов разрешения конфликтов на основе диалога многонационального народа и национальных элит.

Конституционно закрепленный миф о единстве советского народа стал разваливаться на глазах.

Второй мощный удар по советской конституции был нанесен ущербной экономической системой, построенной не на свободном конкурентном развитии производственных сил, а на полупринудительном труде, когда государство, подробно зарегламентировав все стороны экономической жизни общества, делало вид, что достойно вознаграждает труд своих подданных, а граждане делали вид, что они трудятся.

Внешнее экономическое /по сравнению с нынешним состоянием экономики/ благополучие страны держалось на трех китах: на экспорте энергоносителей /нефтедолларах/, строгом нормировании в распределении общественного продукта и в системе карательных санкций тем излишне экономически активным гражданам, которые путем перепродаж или валютных операций пытались пренебречь правилами системы и поднять свой личный жизненный уровень, нарушая тогдашние установки в области экономической деятельности.

Создание первых совместных предприятий, развитие частного предпринимательства на основе возрождения кооперации и т.п. полумеры по либерализации экономики вызвали стремительный отток и без того немногочисленных государственных ресурсов в стремительно растущий частный сектор и нормированной зарплаты на всех стало не хватать. Первые это осознали шахтеры и как наиболее подготовленный отряд пролетариата они стали говорить свое веское слово. Слово это было - забастовка.

В этом им охотно помогли те новые политические силы, которые давно дремали в интеллектуально развитой части народа и которые с началом разрешенной политической говорильни в 1985г начали объединяться в неформальной социально-политическое движение. Эти люди были в основной своей массе искренни и именно в их полуподпольных кружках и клубах конца 80-х годов начала бродить и развиваться новая конституционная идеология. Именно они стали политкомиссарами и независимыми от номенклатуры представителями народа на выборах 1989 и 1990 гг и именно этому тонкому слою людей выпала судьба влиться в полуноменклатурные составы представительных органов власти всех уровней начала 90-х гг.

Дальнейшая история корректировки устаревшей редакции советской конституции была вначале историей борьбы партхозноменклатуры и независимых от нее депутатов, представляющих общероссийское демократическое движение, а после того как их лидер стал Президентом России и в 1991г был подавлен путч высшей партийной номенклатуры история борьбы за конституционные поправки перешла в плоскость борьбы полуноменклатурной элиты в представительных структурах власти с такой же полуноменклатурной элитой в исполнительных структурах власти.

Состав представительной и исполнительной властей периода 1991-1993гг представлял собою смесь профессиональных работников старого партхозактива, незначительного количества т.н. демократов, не желавших понять истину, что власть - это торг элит, и новой демократической элиты, не входящим ранее в старый партхозактив, но вкусивших прелести власти и собравшихся задержаться там надолго. И любыми путями. Данная сложная смесь состава обеих соперничающих ветвей власти изначально не была способна к спокойному и конструктивному диалогу в деле построения нормального конституционного процесса. Положение осложнялось стагнирующей экономикой и стремительной пролетаризацией психологии масс, воспитанных не на исполнении конституционных норм совместно с местной элитой на низовом уровне, а на ожидании скорых перемен в результате отсечения ненужных и вредных частей власти.

С КПСС было покончено. Обе ветви власти, борясь на Съезде депутатов РСФСР за урезание прав друг друга через конституционные поправки пытались доказать в комментариях народу кого именно надо отсекать. Вместо совместной работы над законодательным обеспечением новых конституционных норм, над их реализацией в рамках федеральных и местных социальных программ по помощи нуждающимся и созданием реального сектора экономики.

Мудрость настоящей государственной элиты, состоящая в поиске компромиссов и в укреплении связей с народом, отсутствовала напрочь и смертельная схватка двух ветвей власти вокруг изменения Конституции стремительно приближалась к своей развязке...

Конечно, как это было всегда в истории очередную победу должна была одержать та элита, которая по своей структуре и функциям способна оперативнее концентрировать и распределять материальные ресурсы - денежные, военные. Необходимые для силового разрешения споров. Естественно, что последовавшая вслед за этим новая редакция Конституции России, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993г являла собою текст того же самого проекта Конституции России, разработанного конституционной комиссией разгромленного парламента, секретарем которой был один их демократов первой волны, координатор московского клуба "Перестройка-88" Олег Румянцев, но отредактированная в сторону президентской республики с минимальными функциями представительной власти.

И если бы в схватке 1993г победил бы парламент, то это была бы точно такая же Конституция, со всеми присущими ей главами и параграфами, но с перекосом всех полномочий в пользу другой ветви власти.

Какая из них была бы лучше ? Никакая. Оба варианта по своему хороши. И плохи. В них нет главного - баланса властей.

Но и конституционный баланс для России не главное условие ее стабильного развития.

Главное в том, как народ подготовлен к реализации баланса властей. И насколько мудра элита, чтобы готовить народ к сотрудничеству с ее представителями во всех ветвях власти. Будет ли данный баланс всего лишь игрушкой в руках вечной номенклатурной элиты - старой и новой - или средством конструктивного оппонирования и диалога по принятию обоснованных государственных решений и профилактикой против откровенно воровских решений и валюнтаризма - вот главная задача по реализации любой конституции.

Постепенно, к Геннадию приходил и ответ на следующий вопрос - что имеем ?

То, что мы имеем под названием "Конституция России" формально стало плодом трудов Конституционного совещания, созванного на основе Указа Президента РФ от 20 мая 1993г. По замыслу кремлевских организаторов и дирижеров этого форума он должен был выразить отношение общества к вопросу о том, какая конституция нужна России.

По версии одной из спорящих не на жизнь, а на насмерть своих сограждан ветвей государственной элиты образца 1993г существовавший в то время высший законодательный орган - Сьезд народных депутатов, принявший еще в 1991г решение о разработке новой Конституции Российской Федерации, под разными предлогами тормозил ее принятие.

Государственная элита, т.н. номенклатура разбилась на два лагеря - президентский и парламентский, которые боролись за то, за что во все времена борются власть имущие. За приоритетное право распределять государственные ресурсы, национальный продукт общества. За право назначать главный орган распределения - правительство и руководить через него самым увлекательным процессом - РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ чего бы то ни было. Естественно, во благо НАРОДА и ради него.

Именно ради этого Съезд нардепов с переменным успехом продолжал процесс внесения многочисленных поправок в Конституцию страны 1978г. Их было более трехсот. Но на взгляд двух противоборствующих групп элит в Конституции так и не было главной поправки. Отвечающей на вопрос - где же находиться ГЛАВНЫЙ РАСПРЕДЕЛЕИТЕЛЬ: в Кремле или в Белом Доме.

Следовательно, по мнению кремлевской части госэлиты Конституция, не отвечающая на самый заветный вопрос, не могла быть юридической базой происходящих в российском обществе перемен. И созвала у себя, в Кремле под эгидой президентской администрации Конституционное совещание из 250 различного рода политиков, политиканов, профессиональных лоббистов и толкачей, а также из небольшого количества просто хороших людей, которых пригласили поучаствовать в кремлевских совещаниях и те не отказались.

Два проекта Конституции - Конституционной комиссии съезда нардепов /проект Румянцева-Хазбулатова/ и Конституционного совещания администрации Президента - различались по сути только одним - кому назначать и управлять правительством.

В споре победила наиболее расторопная и централизованно управляемая часть госэлиты - президентская.

Расстреляв из танков здание парламента. В октябре 1993г.