Найти тему
Позитивная старость

Долгое правление президента Путина - благо и вред?

Взгляну ретроспективно на постсоветскую эпоху.

Масштабный кризис советской экономической модели потребовал радикального реформирования СССР. Главным исполнителем реформ стал Борис Ельцин, на момент распада СССР в 1991 году - председатель Верховного Совета РСФСР.

Суть преобразований заключалась в полном отказе от социалистических принципов как в экономике, так и культурно-нравственной сфере. Страна пошла по пути создания в России классического капитализма.

Такое движение привело к двум противоречивым результатам. С одной стороны, довольно быстро в стране был преодолён товарный дефицит, столь характерный для социалистической системы. С другой стороны, в обществе исчезли моральные запреты.

В условиях идеологического вакуума немедленно проявились центробежные тенденции, начиная с региональных и заканчивая национальными. Все 90-е годы шла внутренняя война в форме КТО в Чечне.

Накануне нового 2000 года, исчерпав своё здоровье, президент России Борис Ельцин передал полномочия тогдашнему премьер-министру Владимиру Путину.

Перед новым ИО президента РФ стояли две крупные задачи.
Первая - гармонизация недавно созданной капиталистической экономики.
Вторая - формирование такой общественно-политической системы, которая укрепляла бы устойчивость России как федеративного образования.

С первой задачей Путин успешно справился.
* Был отстранён от политического влияния олигархат первого постсоветского поколения капиталистов.
* Проведено резкое сокращение роли иностранных советников в правительстве РФ.
* Восстановлен контроль над денежными потоками в стране.
* В стране стали регулярно выплачиваться зарплаты. Ритмично заработали частные и государственные предприятия.

Решение второй задачи долгое время откладывалось. Сначала требовалось время на преодоление внутреннего терроризма. Затем были осознаны внешние военные угрозы со стороны Запада и началась масштабная реформа армии. Продолжала создаваться законодательная база для новой капиталистической экономики России.

На это ушло восемь лет, с 2000 по 2008 годы. Далее во всей полноте встал вопрос о политической системе. В частности, насколько соответствует интересам России выборная система по типу западной демократии?

Готового ответа не было, поэтому решение пришлось искать методом проб. С 2008 по 2012 годы, когда закончились два президентских срока Владимира Путина, была проведена рокировка. Вместо Путина его роль стал формально выполнять один из близких членов команды бывшего президента Дмитрий Медведев. На это время пришлось снижение динамики капиталистических реформ в России. Появились первые признаки пробуксовки экономики.

Одним из признаков стало продолжающееся снижение компетенций российской промышленности, активно замещаемой импортным оборудованием. Турбины, самолёты, микроэлектроника, высокоскоростные поезда, экскаваторы, высокоточные станки, 3-D принтеры, социальные сети, видеохостинги, интернет-сервера и многое другое были исключительно зарубежными. В это же время стало активно проявляться деструктивное оппозиционное движение под демагогическими лозунгами "борьбы с коррупцией". Начавшись в 2011-м, оно достигло апогея в 2012 году.

В этих условиях правящая партия "Единая Россия" пришла к выводу о нецелесообразности доктринального подхода к выборному законодательству. Иными словами, она посчитала, что в интересах России было сохранить за Путиным возможность вернуться на президентскую должность ещё минимум на два срока. В результате с 2012 года по сей день Владимир Путин является президентом Российской Федерации, набрав один из самых долгих стажей руководства страной в её истории.

Во втором президентском цикле Путина в стране произошли масштабные события, резко изменившие геополитический расклад в мире и внутреннюю экономику страны.

Началось со стратегически важных майских 2012 года Указов президента, так и не выполненных до сих пор. Продолжилось в 2014 году присоединением Крыма к России в результате антиправительственного путча на Украине. В настоящее время Россия живёт в условиях специальной военной операции, а также всеобъемлющих западных экономических, политических и культурных санкций.

Политические события последних десяти лет вынужденно заставили руководство страны провозгласить курс на импортозамещение и приняться за восстановление широкого спектра промышленных производств. Однако, эти намерения столкнулись с трудно преодолимым ограничением - снизившимся качеством человеческого материала в России. Производственная отрасль испытывает жестокий дефицит квалифицированных кадров и пока совершенно не просматривается источник пополнения ими.

Вновь вернусь к вопросу, вынесенному в заголовок:
- Долгое правление президента Путина - благо и вред?

Дам свой ответ.

Президенту Путину не удалось создать новую политическую философию. Идея Русского мира, высказанная Президентом и основанная на следовании традиционным ценностям, в массовом преломлении вылилась в отказ от динамичного прогресса. Традиционная вялость русского сознания получила теоретическое обоснование и превращается ныне в препятствие на пути к экономической самостоятельности России.

Это, на мой взгляд, очевидный минус долгого президентства Путина. Но есть оборотная сторона.

* Оппозиция Путину вовсе не сумела предложить никакую конструктивную программу. "Болотное" движение стало бунтом маргиналов, способных лишь на разрушительную критику. Интеллектуальное зерно в оппозиционном движении полностью отсутствует. Политический вектор задают эмоции, замешанные на обывательском раздражении.

* Думские фракции в искусственной созданной многопартийной системе также не выдвинули оригинальную идею общественного устройства страны.

* В блогосфере вовсе нет никакой философии. Преобладает поверхностный взгляд на уровне бездумных "русофилов" или "русофобов".

То есть, русское общество оказалось не в состоянии предложить хотя бы две конкурентные линии. Нечего обсуждать, не из чего выбирать.

Поэтому я выношу свой вердикт:

Долгое правление президента Путина есть благо для России.

Он, Владимир Путин, отложил процесс дальнейшей дезинтеграции РФ на двадцать три года. Но с его уходом из политической жизни кризис российской государственности вновь вернётся в наши будни, как это было в период 1990-х годов.

Не только Путину, но и всей России не удалось выработать созидательную форму русского социума XXI века. Поэтому нам остаётся надеяться лишь на везение:

А. Если после Путина вновь будет харизматичный лидер, страна продолжит свои поиски лучшего будущего.

Б. Если на вершине власти окажется заурядная личность, то фундаментальных общественных потрясений нам не избежать.