В своем рассказе я опять буду опираться на книги П.В. Синицына «Прображенское и окружающие его места, их прошлое и настоящее», И. Забелина «Преображенское», «Сборник выписок из архивных бумаг о Петре Великом» т.1, И.Г. Корба «Дневник путешествия в Московию. 1698-1699гг.»
О дате начала постройки Съезжей избы мы узнаем из тех же самых документов - «Сборник выписок из архивных бумаг о Петре Великом» т.1 1872г на стр. 355. За 1688 год там сказано : «13 мая в село Преображенское за реку Яузу, где быть государскому съезжему двору, куплено в лесном ряду у Исая Елисеева два сруба 4 сажень(8,53м) сосновых, изба полутрети сажени с нутром и с сенями еловыми, амбар еловый длиною : одни стены 5, другие 5 сажень (10,7м), с мостом и с покрышкою. Оружейный амбар. Ноября 1-го: куплено в поход в село Преображенское к съезжей избе к подклету, где класть ружье, к окошечным затворам, у железного ряду у Ивана Герасимова два гнезда жиковин черных, в четверть аршина...» Из этого изложения можно говорить, что начало съезжему двору послужили два сруба с сенями на подклете, еловый амбар и оружейный амбар. Закупки, достройки... продолжались до 1694 года.
Синицын в своей книге указывает дату на год вперед — 1689 год. Далее он указывает : «Преображенский приказ был уничтожен при Петре II 4-го апреля 1729 года, в самый приличный день — Страстную пятницу, но при Анне Иоановне, в марте 1731 года, он опять восстановлен и получил название Канцелярия Тайных розыскных дел». О том как выглядела эта изба одинаково пишут и П.В. Синицын, и И.Е. Забелин : Посреди двора поставлена двухэтажная Съезжая изба с башней наверху, красиво выстроенная, состоявшая из большой комнаты и двух горниц при двадцати окнах, «из коих каждое имело свету 12 х 10 вершков (53,34см х 44,45см прим.авт.)». В верхнем ярусе было еще 8 окон. В нижнем ярусе избы помещались подклеты, кладовые и служебный комнаты с небольшими волоковыми окнами; в одном из углов подклетного яруса был отделен черный или тюремный подклет для провинившихся солдат *. Перед избою для входа стояло красивое крыльцо-площадка, покрытое, на резных витых столбах, кровлею в виде двух шатров-башенок, поставленных рядом, с прорезными железными флюгерами наверху; с площадки поднималась вверх лестница, также покрытая кровлею. Над самою избой возвышалась восьмигранная трехъярусная башня, в роде Сухаревой, с таким же шатровым верхом, на котором, на высоком шпиле, красовался железный прапор с изображением гербов и короны; кровля над всею избой была украшена точеными балясами, резными гребнями и резными подзорами и подвесами. Все это было раскрашено разноцветными красками, а корона па прапоре вызолочена сусальным золотом.
Внутренность избы также была убрана по-старинному: посредине стоял большой стол, покрытый красным сукном, по сторонам стола стояли лавки, на некоторых из них лежали кожаные тюфяки; на столе находились чернильницы и песочницы, а также и подсвечники. У стен хранились в чехлах знамена, лучшие и вседневные, также прапоры, протазаны, алебарды, и другое парадное вооружение. А у крыльца Избы по сторонам под навесами стояли пушки. Само собою разумеется, что во дворе находилось много кладовых амбаров, сараев и разных других помещений для оружейной и всякой военной казны, и для всякого необходимого при этом мастерства, каковы были кузницы, столярные, токарные и пр. Главным хранителем и распорядителем всего Преображенского военного хозяйства и в городке Пресбурге (Прешпуре) и на Съезжем дворе, от начала и долгое время после, был Потешного строя фартермистр Лука Михайлович Хабаров, поступивший в эту должность из постельных государевых истопников сначала в потешные конюхи. Он держал всему приход и расход, покупал и отпускал вещи и запасы, амуницию и особенно артиллерийскую всякую казну. Во дворе стояла также каланча в три же яруса, устроенная быть может для наблюдения от пожаров. На дворе было двое решетчатых ворот: передние от Москвы и задние в поле.
Надо отметить , что уже в 1692 г. население Семеновского выросло целою солдатской слободой, почему и здесь в этот год выстроена была также особая Семеновская полковая Съезжая Изба во всем по подобию Преображенской. «Двор, на котором располагалось само здание и подсобные помещения, занимал 75 сажень квадратных (приблизительно 342 м2-прим.авт.)» - пишут авторы. Разложить эту площадь можно как угодно. Если прямоугольник, то, например 30х11,40 м. Я опять-таки взял эту величину совершенно случайно. Но оказалось, что она почти точно укладывается в параметры дошедшего до нашего времени и существующего сейчас дома, принадлежавшего купцу И.П. Хлебникову. Поэтому думаю, что говоря о 75 квадратных саженях, нужно все-таки говорить о квадратных метрах, которое занимал сам дом-изба. Сама же территория была значительно больше с учетом вышеперечисленным служебных построек. Так оно и видно на карте 1739 года.
Это современный вид дома. Помните, как пишут авторы - «Посреди двора поставлена двухэтажная Съезжая изба... при двадцати окнах, «из коих каждое имело свету 12 х 10 вершков» - 12 вершков равняется 53 см, 10 вершков 44 см. В 1692 году закуплено «8 окончин слюдяных» высотой 11 вершков (48,9см) и шириной 8 вершков (35,5см). По фасаду дома, который имеет размеры приблизительно 11,40м, расположены 4 окна. Столько же было и с заднего фасада. ВСЕГО — 8 ОКОН.
Если отложить по длине дома от его фасада с ул. Преображенская в глубь двора 40м, то конец здания окажется как раз там, где видна более поздняя пристройка к этому зданию. То есть, в током случае по длине дома уложится как раз 10 окон. 10 окон с другой стороны. ВСЕГО 20 ОКОН. Это удивительно, но это так! Можно даже предположить место входа в то время в дом :
Как можно предположить даже по этим очень примитивным выкладкам дом этот в своих первоначальных размерах дошел до нашего времени «волею судеб» в том виде, когда он был закончен — 1694 году. То есть, длина, ширина (фундамент) дома, его этажность, количество оконных проемов, остались сохраненными. И если это место не пойдет под реновацию или по нему не пройдется очередная «хорда», то после реконструкции оно могло бы стать одной из исторических достопримечательностей Москвы.
Чтобы Вы могли представить, как выглядела эта съезжая изба в то время с исторической точки зрения, приведу в качестве примера рисунки М.В. Нестерова. Исторический факт о белой вороне, отловленной в Новоднвичьем монастыре: «Допошение в Преображенский приказ ближнему стольнику князю Ивану Федоровичу Ромодановскому с товарищи, доносят Семеновского Потешного двора сокольник Козьма Ширков да сторож Степан Окутин, а о чем, тому следуют пункты: 1. Сего 725 году генваря 25 дня по доношению нашему велено нам в Новодевичьем монастыре птицу белую ворону поймать и объявить в Преображенском приказе: 2. и потому повелению тое белую ворону мы поймали и при сем доношении в Преображенском приказе объявляем. 1725 году генваря в 29 день».
Еще один исторический факт истории Преображенского приказа, запечатленный художником Нестеровым. Когда был учрежден Сенат и Петр отправился в персидский поход (1722 г.), оставив Сенат в Москве, в это время произошла ссора обер-прокурора Сената Скорнякова-Писарева с сенатором подканцлером Шафировым. По прибытии в Москву царь прислали указ Сенату, чтобы назначить суд над вышеозначенными лицами. Постановлением суда Шафиров был приговорен к смертной казни. Его в простых санях повезли со двора Преображенского приказа в Кремль, который уже с утра был наполнен народом.
С осени 1693 года началась перестройка и расширение ее по новому плану, а когда окончилась — 1694 году, когда Петр назвал новый двор иностранным словом: «генеральский» или «генеральный». По имеющимся сведениям, это произошло официально 28 мая 1698 года, когда царь приказывал собраться боярам, окольничим и думным людям 28 мая в 3-м часу дня на Генеральном дворе. 28 января 1713 года была произведен ремонт Съезжей избы. Улица, упиравшаяся в Приказ, тоже стала именоваться Генеральной (сейчас Электрозаводская). В Преображенском существовали дома высших чинов, как, например, кн. Голицыных (малолетних) на Суворовской ул., кн. Репнина Н . В . , генерал-аншефа, на ул. Девятой роты, премьер-майора Перского на Бужаниновой ул., капитана Еремеева на этой же ул. и большею частью солдат и их жен. На Суворовской улице проживал генеральный писарь Иван Суворов. На указах, исходящих из Съезжей избы, оставлена его подпись с 1698 года как «генеральный писарь Иван Суворов.» Главой же Преображенского приказа был как Вы знаете Ф.Ю. Ромадановский. В записках князя Куракина про князя Ф. Ромодановскаго сказано:«сей князь был характеру партикулярного; собою видом как монстра; нравом злой тиран; превеликий нежелатель добра никому и пьян по вся дни» . . . (См. А р х . кн. Куракина, 1, 6 5 ). В ведении Съезжей избы, Преображенского приказа, были очень большие и разнообразные функции, не только суды и наказания и казни.
А где же происходили эти казни в Преображенском? Синицын пишет так : « На Генеральной улице, на горе, близ р. Яузы, по преданию, были казнены бунтовавшие при Петре стрельцы. Со времени розысков о стрелецких мятежах и последовавших затем беспощадных казней Преображенское приняло довольно суровый и грозный характер для всей Москвы».
И.Г. Корб в своей книге «Дневник путешествия в Московию» уточняет : «За жилищами солдат в Преображенском простирается обширное поле, оно обращено на полдень и возвышено, причем одна часть его заканчиваться холмом. Это место назначено для казней; здесь же обезображенные головы казненных остаются после смерти пригвожденными к позорным кольям в знак поругания за совершенное злодеяние.» Всего же пыточных застенков в Преображенском было 16.
Мы узнаем из текстов, что это место было полем, обращенным на полдень (12.00), за Преображенской слободой, а на поле есть холм, на котором и происходили все действа. События, которые описывают И.Г. Корб, П.В. Синицын, относятся к казни 150 стрельцов в октябре 1698года.
Давайте возьмем карту Москвы 1838 года. Рассмотрим топографию карты в районе Преображенского. Возвышение в поле, холм за слободой, находился там, где сейчас проходит 3-я улица Бухвостова.
Это поле, холм располагались за съезжей Съезжей избой в 500 — 560 метрах на полдень, как писал И.Г. Корб. Чтобы самому убедиться в этом достаточно войти на сайт «Это место тут» или «Ретромап» и сделать наложение карт современной и Москвы 1838 года.
Если быть более точным, то эта возвышенность с холмом приходится сейчас на район домов, где расположены «Ритуалькерам» и «Автозапчасти». «Ритуалкерам» - само название этой фирмы оказалось довольно символичным для этого места!