Найти тему

Психология Азулы. Аватар: Легенда об Аанге.

Оглавление

Аватар всегда стремился придать глубины персонажам, даже если они злодеи. И хорошо известная всем фанатам Аватара принцесса Азула не исключение. Её история это история жестокого обращения, эмоциональных манипуляций, психических срывов и безвозвратно разрушенных отношений с родителями. Всё это вплетается в единую цепочку и череду событий, приводя нас к тому, что мы имеем в итоге. Тут мы разберём некоторые её черты характера и что именно они значат для неё с психологической точки зрения.

Часть 1.

1. Отсутствие эмпатии.

Азула предстаёт перед нами как расчётливый, хитрый и проницательный враг. Даже будучи ребёнком, отличительной чертой её психологии было отсутствие хоть каких-то навыков эмпатии. Это хорошо показывается в моменте, когда девочка узнает о смерти своего кузена и о раннем возвращении её дяди с фронта в связи с этим событием. Вместо элементарного сочувствия Азула презирает дядю и даже выдвигает мысль о том, что было бы неплохо, если бы он умер на фронте и трон достался её отцу. Что касается темы смерти, девочка не раз говорит о ней легко и даже с некой забавой, это также проявляется в моментах, когда она говорит о смерти дедушки и даже собственного брата. Похоже, что Азула совершенно не способна осознать серьёзность гибели других людей и отнестись с состраданием к чужим страданиям. Вместо этого она сосредоточена на том, какие выгоды ей принесут эти смерти. Например, увидеть своего отца на троне, если её дяди не станет.

2. Манипуляции.

Вторая и возможно более определяющая часть её психологии это склонность к эмоциональным и психологическим манипуляциям в личных целях. Вместо того, чтобы прибегать к прямой физической агрессии, несмотря на то, что она превосходит многих в силе, она подрывает позиции своих врагов, выявляя их слабые стороны и используя их для личной выгоды. Отлично эту черту Азулы показывает нам сцена её появления в 1 серии 2 сезона. В поединке с Зуко она даже не использует свою магию, а лишь манипулирует его травмами и неуверенностью в себе, дабы задержать его отступление и лишить холодного ума. Только в последний момент, когда её противник находится в слабом положении, она наносит удар.

3. Садизм.

Эту черту её характера можно увидеть уже в детстве, когда Зуко указывал на то, как она взаимодействует с животными. Это похоже на болезненное и садистское любопытство детей, которые заманивают в ловушку и убивают насекомых или грызунов - признак, встречающийся у детей, которым в конечном итоге диагностируют насильственное расстройство личности. Не забываем и про момент, где она с удовольствием наблюдала за тем, как отец сжигал лицо её брата. Даже будучи подростком, она разрушала детский замок из песка без какой-либо на то причины. Садизм дополняется нетрадиционным ощущением добра и зла.

4. Отсутствие морали.

Несмотря на всё это, девушка всё равно демонстрирует какие никакие, но принципы, но их мы обсудим позже. Идея совершать праведные поступки ради праведности кажется ей чуждой. Когда Зуко злится из-за непонимания того, что правильно, а что нет, Азула отвергает это как жалкое зрелище. Эта часть её психологии тоже совпадает с её первостепенным стремлением к личной выгоде. Жёсткие моральные рамки правильного и неправильного, в которых нуждается Зуко, неизбежно вступит в противоречие с тем, чего она хочет, особенно когда речь заходит о приобретении власти.

Хотя сначала эти четыре черты характера мы могли отождествить с крайне деструктивным типом психопата, но большой акцент на манипуляциях больше подходит к тому, что обычно называют Макиавеллист. В частности ей не достает той импульсивности, которую обычно отождествляют с психопатами. А также вспышек ярости или глубокого горя, из-за которых бы она прибегала к насилию. Её насилие по большей части носить более расчётливый и ограниченный характер. И эта психологическая структура Макиавеллиста подкрепляется рядом других черт, которые мы можем идентифицировать.

1. Манипуляции в отношении не только врагов, но и друзей.

Манипулятивные наклонности Азулы не ограничиваются антагонистическими отношениями, которые она поддерживает с врагами. Она использует их также и для того, чтобы регулировать свою социальную жизнь. В эпизоде "Пляж" высокое положении Азулы в компании друзей является вопросом контроля и социальной власти и это вызывает угрозу, когда мальчики обращают внимание на Тай Ли, а не на неё. Точно также как и в случае с Зуко, девушка распознаёт неуверенность Тай Ли и давит на неё. Тай Ли кажется, что она не уникальна и что люди не воспринимают её, как самостоятельную личность, из-за этого осознаёт она или нет, но Азула эксплуатирует её, обеспечивая себе превосходство за счёт человека, который поклоняется ей вместо того, чтобы бросать ей вызов.

У Азулы также есть Мэй. Кто-то, кого она считает слишком апатичным, чтобы когда-то бросить ей вызов. И, конечно же, обе девушки меркнут с ней в мастерстве покорения огня. Опять-таки, в каком-то смысле девушка считает, что они помогают ей достигать её цели.

2. Мастерство обмана.

Вторая черта характера это её склонность и умение обманывать окружающих. Это было достаточно распространённым явлением даже в детстве и юному Зуко приходилось помнить об этом всегда. Её мастерство обмана проявилось также в эпизоде "День чёрного солнца", когда даже Тоф не смогла определить, лгала ли Азула.

3. Терпение и уравновешенность.

И третья черта характера, указывающая на то, что Азула склонна скорее к Макиавеллизму, а не к психопатии заключается в том, что её склонность к манипуляциям сопровождается замечательной способностью к терпению и уравновешенности. Она проявляет удивительные для четырнадцатилетнего ребёнка способности к предвиденью и продумывает всё заранее. Лучше всего это проявляется в моменте, когда Азула поражает Аанга молнией, но отдаёт почести брату, говоря, что это жест доброй воли. На деле же это ловушка, которая даёт ей рычаги власти над Зуко и в перспективе, если окажется, что Аватар выжил, также укрепляет её положение в глазах отца. Поскольку бы Озай в очередной раз выставил бы Зуко позорным неудачником и лжецом. В этом случае она играет на эмоциях и хрупкой гордости Зуко, прекрасно понимая, что он искренне хочет получить одобрение и привязанность отца. Впервые мы видим, что он получает это, когда Озай хвалит его за то, что он победил Аанга. Это Макиавеллевское терпение проявляется даже в более глубокой форме хитрости. В отличие от Зуко, девушка всегда отказывается от драк, в которых она подозревает, что не сможет победить. В эпизоде "Погоня", столкнувшись лицом к лицу с шестью противниками Азула стратегически отступает и ранит только Айро, прекрасно понимая, что только он достаточно опытен, чтобы уничтожить её.

4. Эмоциональная отстраненность.

С психологической точки зрения эта способность к манипулятивному терпению дополняется эмоциональной отстраненностью, которая не так часто наблюдается у психопатов, которые зачастую бывают эмоциональными и импульсивными. В эпизоде "Пляж", услышав, как Зуко чувствует себя неудовлетворенным любовью своего отца, желание Тай Ли выделиться, как личности, и Мэй, говорящую о своей контролирующей матери, Азула отвергает это всё, считая за представление. По началу она не только отказывается участвовать в эмоциональном развитии или развитии отношений, но и кажется почти неспособной понять эти обмены мнениями, как искренние обращения людей друг к другу. Вместо этого они представляются для неё перформансами, которые разыгрываются с какой-то целью: привлечь к себе внимание или закрепиться в социальной группе.

Часть 2.

1. Антисоциальное расстройство личности.

Проблема в том, что Макиавеллист это тип личности, который не поддаётся диагностики. В этом случае у Азулы можно было бы диагностировать её аналог, а именно Антисоциальное расстройство личности (АРЛ) в соответствиями с критериями: эгоцентризм, направленный на собственную выгоду, отсутствие просоциальных внутренних стандартов, низкая функция эмпатии, неспособность строить близкие взаимоотношения, эксплуатация окружающих, антагонизм (манипулирование, зацикленность на собственных целях, садизм, враждебность). Тем не менее она не сразу проявляет такой фактор антагонизма, как враждебность, а именно склонность к непропорциональным вспышкам агрессии из-за мелких оскорблений. Напротив, её способность к хладнокровному терпению и манипулированию означает, что по большей части она не склонна к подобным вспышкам гнева. Она также не проявляет сильные черты импульсивности, которые характеризуют антисоциальное расстройство личности. Здесь следует отметить. что все эти черты характера существуют в широком спектре, но не у всех тех, у кого есть АРЛ, будут проявлять все признаки заболевания. Для Азулы садизм более сильная черта характера, но для других это может быть не так. Для многих людей импульсивность это более сильная черта характера, но к Азуле это не относится. И хотя такое поведение и менталитет можно объяснить АРЛ, Азула также проявляет ряд черт характера, которые могут свидетельствовать о Нарциссическом расстройстве личности (НРЛ).

2. Нарциссическое расстройство личности.

Отличительной чертой является непонимание того, что другие такие же полноценные люди и что их интересы и страдания также значимы.

Признаки: чрезмерная ссылка на других для самоопределения, чрезвычайно высокие личные стандарты, отсутствие эмпатии, внешние отношения существуют лишь для самоутверждения, право и вера в своё превосходство, поиск поклонения и внимания других.

Отчасти это может быть связано с положением Азулы как королевской особы. Её отец научил её таким идеям, что нет ничего правильного и неправильного, кроме того, что решает Хозяин Огня. Это особенно верно, когда речь заходит о её отношениях с простолюдинами и слугами, которых она считает изначально неполноценными. Но это также характеризует её отношения с теми, кто ей близок в социальном плане. Она считает себя по своей сути более умной, красивой и совершенной, чем кто-либо другой до такой степени, что недоумевает, почему люди не видят её такой во время эпизода "Пляж". Эта вера в её безграничный талант и могущество почти фантастическая иллюзия, подкреплённая её отцом, друзьями, которых она выбрала и её желанием верить в это. Это тоже подтверждается отсутствием эмпатии и склонностью использовать окружающих для удовлетворения своих собственных потребностей без сострадания. Никто другой не может быть таким же блестящим как она, потому что никто другой не является таким же человеком как она.

Одной из самых ярких личностных черт Азулы является глубоко укоренившиеся потребность в личном совершенстве. Этот самоналоженный стандарт настолько укоренился в её сознании, что сцена, предназначенная для представления её персонажа зрителям использует его для определения её характера.

Когда дело доходит до Азулы есть два вида одобрения, которые надо учитывать: во-первых это естественное человеческое желание близости с другим человеком, а во-вторых отстраненная потребность в поверхностной самооценке и статусе для поддержания своей идентичности извне. Каждая из этих двух потребностей происходит из различной динамики власти в отношении Азулы.

Отношения Азулы с её отцом единственные отношения, где динамика власти не в пользу Азулы. Именно поэтому это единственные отношения, где она нуждается в первом виде одобрения - подлинном чувстве любви и привязанности. В отличие от всех других отношений, где Азула у власти, таким образом ожидая поклонения и почтения. Эта динамика включает в себя манипулирование и подрыв других, чтобы быть самой красивой и умной в комнате.

Получается, что Азула удовлетворяет все признаки НРЛ, но стоит перейти к пляжу.

Часть 3.

В третьем сезоне мы видим эпизод "Пляж", который помещает Азулу в социальную среду, выходящий за рамки того, что мы обычно видим. Люди не только не узнают, кто она такая, но также вокруг нет врагов. По началу мы видим, как менталитет Азулы заставляет её рассматривать даже самые элементарные социальные воздействия как воинственные. Во время игры в пляжный волейбол она сразу выявляет слабость своего противника, которой можно воспользоваться. Есть интересная реплика, которую она произносит после победы "Да, мы победили вас, потому что мы лучшие. Вам никогда не отмыться от этого стыда и унижения." Её потребность в совершенстве и социальном доминировании означает, что дружеские игры невозможны, потому что даже проиграть в чём-то настолько тривиальном как волейбол это позор и унижение. Кроме того в этом эпизоде мы видим, как отсутствие у неё эмпатии и воинственный склад ума негативно сказываются на её способности устанавливать социальные связи с другими людьми. У неё есть явное желание сделать это, но для этого требуются навыки, которые в корне противоречат её психологическим установкам, в которых отсутствуют просоциальные и внутренние стандарты или соблюдения общепринятых в культуре социальных сигналов. Самым ярким примером этого для Азулы является неспособность установить контакт с кем-то из парней на вечеринке до тех пор, пока Тай Ли не научит её, как умереть своё собственное поведение, чтобы вписаться в общество. Несмотря на то, что это был всего лишь мелкий совет, Азуле никогда не приходилось ранее так сдерживать своё поведение. Её Макиавеллевские черты характера и АРЛ означают что её обычная склонность к эмоциональным манипуляциям не может дать ей того, что она хочет в этой сцене. А хочет она искренней привязанности мальчика её возраста. Минна Лайонс пишет в книге "Тёмная триада личности": "Макиавеллисты слабы в социально-эмоциональных навыках... они не до конца понимают, какие будут результаты манипуляций в динамике дружбы... (Между Макиавеллизмом, психопатией и нарциссизмом) только нарциссизм связан с более высокими уровнями социально-эмоционального интеллекта, о чём и сообщают исследователи." Это исследование подтверждает идею о том, что у Азулы нет НРЛ. Есть и более явные примеры того, что ей не хватает социально-эмоциональных навыков. Например, когда она приходит на вечеринку ровно на закате солнца. У неё в голове вертятся простые разговорные фразы, которые она воспринимает слишком буквально. Также этот эпизод призван продемонстрировать, что Макиавеллевская личность Азулы не является всеобъемлющей, в её характере есть более глубокие эмоциональные аспекты, психология которых никогда не бывает такой чёрно-белой, как эта. Хотя сочувствие не присуще Азуле от природы, я хочу остановиться на одной сцене, которая даёт нам представление о её способности к этому. А применяется одна к одному конкретному персонажу, а именно Зуко. (сцена из эпизода "Пляж", когда она приходит за ним в их старый дом). Когда компания встречается у костра нам кажется, что именно Тай Ли проявила себя самой чуткой в группе, но нет, в этом случае это Азула. У неё нет целенаправленного желания искать Зуко и приводить его на пляж, так как она и раньше спокойно исключала его из своей жизни, но здесь в её реплике есть глубина ("Я так и знала, что найду тебя здесь... Пойдём... Это место угнетает меня."). Она одновременно признаёт, что Зуко испытывает боль и нуждается в общении с другими людьми, а также она размышляет об их общей истории в этом месте ("это угнетает"), возможно потому что она тоже что-то видит за фасадом счастья, которое у них было в прошлом, а также понимает травму, под которой они выросли. Также в этой серии есть момент, когда Азула выражает искреннее раскаяние, когда причиняет боль Тай Ли. Одним из объяснений действий Азулы может быть то, что она хочет сохранить своё положение в социальной иерархии, не отталкивая от себя Тай Ли, которая боготворит её. Угрызение совести это черта очень редко встречающаяся у Макиавеллистов. И хотя я предпочитаю воспринимать этот момент, как искренний, он не вызывает у меня таких чувств, как сцена с Зуко. Этот эпизод происходит в изоляции, вдали от чьих-то глаз, кроме их собственных. Пляж задуман как место, где люди могут узнать больше о других и о самих себе вдали от остального мира. Здесь нет ни Хозяина Огня, ни Аватара, ни поля битвы, а просто брат и сестра. За пределами всего этого есть и стеклянный момент Азулы, как будто именно такой она и могла быть, если бы не давление остального мира. Однако несмотря на этот пример подлинного сочувствия, сцена, последовавшая за этим, показывает то, как ограничена эта эмпатическая черта для неё. Когда Зуко называет Тай Ли циркачкой, Азула единственная, кто смеётся, несмотря на то, что знает, как это больно. А также она издевается над тем, что Зуко не понимает, что правильно, а что нет. Ограниченность её эмпатии ещё отражается в том, что большую часть сцены она просто молчит, в то время, как Мэй, Тай Ли и Зуко обмениваются пренебрежением и симпатией. Такое ощущение, что Азула просто не в состоянии угнаться за ними в эмоциональном плане, а затем, как отмечалось ранее, она отвергает это всё, как представление. Она говорит о том, что точно также могла бы рассказать слезливую историю о том, как Урса больше любила Зуко, но мы-то знаем, что ей действительно не всё равно. Это выясняется в единственный момент её самоанализа на пляже. Это интересный момент, потому что зачастую самоанализ не встречается у людей, страдающих АРЛ, а особенно Макиавеллианского характера. Вера Азулы в своё совершенство не позволяет ей признавать слабость и боль. После кульминации этого эмоционального потрясения, девушка предлагает разрушить вечеринку. Одной из интерпретаций этой сцены заключается в том, что Азула снова заявляет о себе, яростно набрасываясь на тех, кого она считала ущемлёнными. Так она пытается отступиться от момента своей уязвимости и вернуться в положение власти, которое она знает лучше всего и считает своей безопасной зоной.

-2

Часть 4.

После эпизода "Пляж" психология Азулы принимает более мрачный оборот, когда у неё складывается идея о том, что окружающие сговариваются, чтобы причинить ей боль. Это укореняется из-за момента предательства её единственных подруг, а вопрос к Мэй почему она так поступила приводит к ответу, который не просто смущает Азулу, а приводит её в ярость. "Я люблю Зуко больше, чем я боюсь тебя". Азула выросла в семье, отношения в которой были основаны на власти и страхе, и поэтому она тоже строила свои отношения с другими, основываясь на этом, что даже Мэй признаёт в этой сцене. Для того, кто видел, как уважают только власть и страх, перспектива того, что Мэй будет действовать из любви, а не из страха является неожиданной и необъяснимой. Если кто-то, кого она так долго контролировала с помощью страха может поступить так, то получается, что вся её идея о том, что делает её сильной, ставится под вопрос. А быть слабой - самое худшее, что может быть. Это не укладывается в её психологические рамки и мировоззрение, поэтому это один из немногих моментов, когда мы видим, как Азула теряет своё эмоциональное самообладание. Эта сцена знаменует собой начало развития мании преследования в сознании Азулы и не удивительно, что она начинается с Мэй и Тай Ли - двух персонажей, которым, как мы видим, она регулярно доверяет свою жизнь и цели. Если они могут её предать - значит это может сделать кто угодно. Семена заблуждения уже были посеяны, но очень важно понять, как развиваются заблуждения с психологической точки зрения. В финальных эпизодах Азула начинает подозревать окружающих в предательстве из-за самых незначительных вещей. Когда Дай Ли опаздывают в тронный зал на несколько минут, она интерпретирует это как целенаправленное предательство. Именно это и называется интерпретируемым бредом. "Это начинается с доминирующей идеи преследования... А затем следует процесс рассуждения и систематизации, который последовательно создаёт ряд интерпретаций этого явления." - Рассел Григг. Доминирующая идея тут заключается в том, что люди вступают в заговор против неё, и ряд событий интерпретируется в соответствии с этой идеей. Она изгоняет Дай Ли и вскоре после этого всю имперскую гвардию магов огня, а также своих слуг, находящихся под тем же подозрением. Даже вишнёвая косточка воспринимается как преднамеренная угроза её положению. Когда Ло и Ли приезжают, чтоб отговорить её от восхождения на трон, она воспринимает это как попытку подорвать её авторитет. Это заблуждение в интерпретации достигает своего апогея чуть позже в этом же эпизоде, когда Азула пытается самостоятельно сделать прическу, но волосы запутываются и ей это не удается. В этот момент она произносит странную фразу "Ну ладно, волосы, пришло время вам встретись вашу смерть." Вместо того, чтобы признать, что опора на страх и грубую силу делает её слабее, она интерпретирует это так, будто её собственное тело сговорилось против неё. Именно в этот момент у Азулы развиваются галлюцинации, когда она начинает видеть свою мать. "Какая жалость (но также можно перевести как "какой позор", что даже ближе)... У тебя всегда были такие красивые волосы." - эта реплика интересна по некоторым причинам. Во-первых, стремление Азулы к перфекционизму всегда выражалось в идеально симметричной причёске. Начиная с её первого появления и заканчивая битвой с Катарой в эпизоде "Перекрёсток судьбы". Тот факт, что именно в этот момент у неё начинаются галлюцинации, может быть вызван тем, что она видит своё отражение не идеальным, а это именно то, что ранит её сильнее всего. Для Азулы быть неидеальной это моральный провал. Это постыдно и унизительно. "Не притворяйся, что гордишься... Ты думаешь, что я монстр." - даже будучи галлюцинацией, её мать продолжает критиковать её, играя на её мании преследования, утверждая, что она слишком агрессивна и слишком амбициозна. Это в какой-то степени отражает их отношения, которые мы видели в детстве. Интересно, что почти каждое взаимодействие Урсы с Азулой имеет критикующий характер. "Азула, мы так не разговариваем.", "Юная леди! Больше ни слова.", "Что не так с этим ребёнком?", "Что здесь происходит? Пора поговорить!". Столкнувшись лицом к лицу с этой конструкцией своей матери, Азула говорит то, во что она всегда верила: "Доверие для дураков! Страх единственный верный путь!". Страх сделал её сильной, но её мать опровергает это. "Нет. Я люблю тебя, Азула, люблю." Эта сцена психологически повторяет сцену предательства Мэй и Тай Ли. Откровение о том, что любовь может быть более сильным мотиватором в отношениях чем страх, подрывает представление Азулы о себе, как о сильной личности. Быть любимым значит быть слабым, потому что единственный вариант быть сильным это через запугивание и власть. Признать обратно = быть неидеальной (нуждаться в других людях, а значит быть слабой, чего хуже не может для неё быть). Дальше она поступает также, как поступила в эпизоде "Пляж", а именно - набрасывается на зеркало и разбивает его, дабы подтвердить свою позицию, основанную на насилии и страхе. Именно в этот момент многие поспешили диагностировать у Азулы шизофрению - расстройство, характеризующиеся бредом и галлюцинациями, которые у неё сейчас наблюдаются. Важно отметить, что эти бредовые идеи соответствуют критериям шизофрении. "Галлюцинации состоят из голоса, постоянно комментирующего поведение и мысли человека." Критика её матери сводится именно к этому. Шизофрения также требует: значительного нарушения межличностных отношений из-за бредовых идей или/и неспособности достичь личных стандартов совершенства. Оба критерия соответствуют действительности, начиная с изгнания всех окружающих и потери самообладания во время Агни Кая. Там, где она была ранее решительной и собранной, она ведёт себя беспорядочно. Раньше оборона, а сейчас агрессия. Раньше безэмоциональность, а сейчас подпитка гневом. Но несмотря на всё это, важно отметить, что при диагностики этого расстройства определяющим фактором является продолжительность, и даже полностью здоровые люди могут страдать от подобных срывов, когда находятся под экстремальным давлением. К тому же Азула чувствует себя всё более изолированной и напряженной по мере движение к кульминации этой истории. Эта бредовость должна продолжаться не менее шести месяцев, чтобы ставить этот диагноз, что делать в нашем случае нецелесообразно.

-3

Часть 5.

Вторым этапам психологического развития Азулы здесь является переход от интерпретированного бреда к систематизированному бреду. Это бред, который может включать в себя несколько тем и они могут превратиться в сложное всеобъемлющее повествование. Интерпретационные заблуждения разрастаются и перерастают в центральное убеждение о том, почему мир такой, какой он есть. Мания преследование особенно склонна к этому и систематизированное заблуждение Азулы начинается именно здесь с убеждения, что её мать манипулирует всем в её жизни: её неудачами, её поражениями и её предательствами. В комиксе "Поиск" Азула начинает воспринимать действия других, как организованные её матерью. В конце концов, столкнувшись с очередной галлюцинацией её матери, она открыто обвиняет её. Определяющим элементов систематизированных заблуждений является то, что они не могут быть оспорены и что весь мир абсолютно вписывается в них. Однако, Азула открыто заявляет, что не понимает, как Зуко и Катара могли общаться с её матерью после её пропажи, что подрывает это представление, но не для неё. Она обходит стороной этот момент. Следует отметить, что Азула возможно страдала манией величия. У неё было завышенное чувство собственной важности, завышенная самооценка и непоколебимая вера в её превосходство. Но это навязчивое заблуждение, начавшееся во время событий эпизода "Кипящая скала" в конечном счёте искажается и включает в себя вторичный тип заблуждений, который работает в рамках более широкого заблуждения. Это заблуждение контроля (это идея о том, что силы, находящиеся вне её самой, контролируют её мысли и действия или действия окружающих). Это становится яснее позже в комиксе "Поиск", когда она наконец находит свою мать и говорит, чо она наконец освободится от голоса в голове. Она ещё раньше обвинила Урсу в том, что та настроила её разум против неё. Исследование проведенное в 2017 году показало "Заблуждение контроля - не изолированный и чистый симптом; он всегда присутствует в контексте мании преследования... контроль никогда не бывает полным. Во всех случаях можно проследить историю нарративного формирования бреда контроля, начиная с его истоков в мании преследования." - Фиерро, Эрнандес, Малкольм. Для Азулы её мать является кукловодом, вкладывающим мысли и идеи, чтобы контролировать её. Если говорить более конкретно, то основное внимание в психологических процессов Азулы сосредоточенно на том, что её мать сделала всё возможное, чтобы посадить на трон Зуко, а не её. Ближе всего это систематизированное заблуждение подходит к тому, чтобы сломить Азулу, когда её настоящая мать бросает ей фундаментальный вызов в комиксе "Поиск". Азула требует, чтобы её назвали монстром, чтобы её мать признала, что это она всё это время организовывала её падение. Но, конечно же, Урса не делала ничего подобного. "Мне жаль, что я недостаточно любила тебя" Мы вновь возвращаемся к теме любви и страха. Несмотря на то, что это откровение грозит разрушить её мировоззрение, Азула по прежнему пребывает в заблуждении. Как мы уже обсуждали ранее, внешние факты необязательно отвергаются, но вынуждены вписываться в навязчивую идею преследования и заблуждения контроля. Именно это мы и наблюдаем в комиксе "Дым и тень". Откровения из "Поиска" превращается в ещё более странное заблуждение "Я знаю, что я никогда не стану Хозяином Огня, потому что я не предназначена для этого. Моя судьба состоит в том, что бы сделать тебя, Зуко, Хозяином Огня, которым я пыталась быть - сделать тебя кем-то сильным, кем-то, кто правит с помощью страха. В каком-то смысле я вновь стану Хозяином Огня." Это заблуждение развивается таким образом, что дело вовсе не в том, что она ошибалась насчёт заговора своей матери, или что ей не суждено было взойти на трон. Её мать по прежнему в её голове, но теперь Азула знает, что ей суждено стать Хозяином Огня, но не так как она ожидала, а манипулируя Зуко, превращая его в марионетку. Интересно, что на данный момент это достаточно противоречивая система убеждений, что достаточно часто встречается в систематизированных заблуждениях. "Заблуждения могу сигнализировать о неспособности к самопознанию. Человек может пребывать в двояком мнении относительно содержания заблуждения. Например, кто-то, кто утверждает, что медсестры в больнице хотят отравить его, но всё равно продолжает есть пищу, которую они ему дают." - Лиза Бортолотти. По её мнению её мать мешает занять ей место на троне, но она также считает, что ей не суждено его занять. Сохранение её бреда и галлюцинаций в течении месяцев и лет, основанных на лжи и жестоком отношении её отца может означать, что она соответствует критериям для диагностирования шизофрении. Более тщательное изучение поведения и психологических процессов Азулы может быть объяснено следующим диагнозом - Шизоаффективное расстройство. Это состояние определяется как состояние, когда у человека проявляются как признаки шизофрении, так и основные симптомы настроения, такие как маниакальная депрессия и мания. В комиксе "Поиск" показано, что Азула имеет суицидальные наклонности - она даже прыгает с Аппы во время полёта, совершенно не заботясь о собственной безопасности. Неконтролируемые мысли и быстрая речь тоже отождествляются с Шизоаффективным расстройством. И, хотя в этом нет полной уверенности, Азулу постоянно мучают её собственные беспокойные мысли и голоса. Несмотря на её срыв, она действительно демонстрирует замечательное возвращение к прежней форме в комиксе "Дым и тень", что даже демонстрируется с помощью симметрии её прически. Отличительной чертой Шизоаффективного расстройства является периодическое переживание периодов галлюцинаций и бреда без симптомов настроения в течении прерывистых периодов. Эта часть её психологии наводит на некоторые догадки, потому что мы не можем точно знать, что чувствовала Азула на протяжении всей истории. Но в комиксах есть множество намёков на то, что она испытывает приступы радикальной тревоги, ликования и депрессивных мыслей. В совокупности все эти признаки наводят о мысль о Шизоаффективном расстройстве, а не просто о шизофрении.

-4

Часть 6.

Прежде чем погрузиться ещё глубже, важно понять, что психологические расстройства сами по себе не поддаются объяснению. Диагноз это ещё не конец дискуссии. Расстройства и менталитет развиваются под множеством факторов окружающей среды, а в частности мы должны изучить отношения Азулы с её родителями, чтобы понять, откуда берётся это всё. Одна из интересных вещей, которую мы видим в воспоминаниях Зуко заключается в том, что в отличие от Зуко, у которого бывают моменты нежности, все взаимодействия Азулы с матерью носят исключительно негативный характер. Азула даже отчётливо слышит то, как её собственная мать говорит, что с ней что-то не так. Такого рода динамика может быть весьма пагубной для ребёнка. Это вовсе не означает, что Урса абьюзила Азулу. Она явно любит её, и на подсознательном уровне Азула даже понимает это. Откуда же тогда берётся эта вера в то, что её мать считает её монстром? Это подводит нас к концепции, которая называется сородительство - степень единства того, как два родителя учат и воспитывают ребёнка. Здесь мы видим, как Урса и Озай представляют собой разительный контраст в стратегиях воспитания детей: Урса положительно укрепляет социальные навыки и модели поведения, основанные на доверии, сочувствие и любви. Её одобрение не зависит от таких навыков, как владение магией огня. Напротив, Озай находит ценность в своих детях, если они выражают силу, хитрость и преданность. Более мрачная истина в том, что эти навыки полезны в достижении его целей. Самая яркая сцена, демонстрирующая эту динамику, это когда Азула и Зуко демонстрируют свои способности в магии огня своему дедушке. Когда Зуко проваливается, Урса выражает ему свою привязанность просто за то, что он старался, в то время как Озай только хмурится. Однако, когда выступает Азула - вундеркинд, Озай улыбается, а Урса ничего не говорит. Результатами такой динамики является то, что Азула, будучи ребёнком, получает позитивную отдачу в первую очередь от отца, демонстрируя свой талант, мастерство и безжалостность. Именно так она учится развивать своё эго, включающее самоуважение и самооценку, что очень важно для ребёнка. В глазах Озая она представлена как удивительный и идеальный ребёнок, в то время как Зуко живёт в её тени. В то же время Озай наказывает за слабость. Однажды мы даже видим, как он говорит Зуко, что ему повезло родиться. Мы также видим, что Озай рассматривает милосердие как слабость, когда Аанг решает не убивать его, он говорит "Даже имея всю силу мира, ты всё ещё слаб." Видимо, Азула перенимает эту фразу у своего отца, говоря эту же фразу Зуко в комиксе "Поиск". Озай описывает сочувствие Айро, как "путь к чаю и неудачам". Когда Зуко задаётся вопросом о том, как Озай мог физически абьюзить своего собственного ребёнка, тот без раздумий говорит "Это должно было научить тебя уважению." Это убеждение, что уважение происходит из власти, также то, во что верил Зуко, будучи ребёнком. Он умолял своего отца о пощаде, говоря, что не хотел проявить у нему неуважение. Воспитание Озая укрепило в его сознании то, что если тебя бояться, то значит уважают. Быть сильным правителем значит уничтожать своих врагов и утверждать свой авторитет с помощью страха и силы. Единственный раз, когда мы видим, что Озай гордится Зуко, это когда он хвалит его за убийство Аватара. Это, конечно же, абсолютно противоречит ценностям, которые пытается привить детям Урса. Она упрекает Зуко за то. что тот не проявляет сочувствия к утко-черепахам, которые слабее его и подчёркивает ценность отношений, основанных на любви. Это две родительские моральные системы, которые подчёркивают противоположные принципы, ценности и поведения, дают ребёнку мало чёткого направления для эмоционального развития. Дети, конечно же, тянутся к тем моральным принципам, которые обеспечивают им положительную отдачу от родителей. Для Азулы этим родителем становится Озай из-за её потрясающего таланта в магии огня. Фундаментальная проблема их сородительства заключается в том, что они наказывают за ценности, что прививает другой родитель, и хвалят за то, за что ругает другой.

-5

Нельзя также исключать тот факт, что Азула видела, как эти две моральные система разыгрывались перед ней в режиме реального времени. Хотя мы никогда не видели физического насилия Озая над Урсой, но на это есть явным намёк в комиксах, а также имеются явные свидетельства эмоционального насилия, когда он полностью отрезает её от своей семьи и друзей, делая её зависимой от него. Отличительным признаком абьюзивных отношений является то, что в одной из сцен комикса "Дым и тень" мы видим, как Урса испытывает приступ тревоги и не может спать в той же комнате, где раньше она спала с ним. Жертвы жестокого обращения часто оказываются неспособными находится в том пространстве, в которой они испытали травму. Судя по этим признакам, можно предположить, что у Урсы могла быть депрессия во время воспитания Азулы, что могло бы серьёзно повлиять на её родительские навыки. Чтобы продемонстрировать серьёзность этого вопроса в исследовании Grube & Dorn 2007 года был сделан вывод о том, что если у родителя есть психическое расстройство, то вероятность того, что у ребёнка оно тоже разовьётся, повышается на 300%. Для Азулы отношения родителей это игра в мораль, которая учит, что страх и сила это единственный верный способ защитить себя и заставить людей быть преданными, потому что именно её отец контролирует всю их семью. Это означает, что у неё меньше шансов развить социальные навыки присущие её матери. И это становится решающим моментом в её отношениях с матерью. Чем больше Азула боготворит отца и получает одобрение от него, тем больше она чувствует, что мать отвергает её. Для ребёнка моральные разногласия трудно отличить от непринятия и ненависти. Особенно, если Азула чувствует, что она такая, какая есть. Из этого всего вытекает, что для Азулы быть сильно - это быть монстром в глазах матери. Результат этого всего очевиден. Эти отношения приводят к тому, что она с юных лет боготворит Озая, твёрдо веря в то, что он будет лучшим Хозяином Огня и делая всё, чтобы услужить ему. Она считает себя по праву привилегированным ребёнком. Ведь она преданная и успешная. Но жестокость, лежащая в основе этого извращённого боготворения достигает кульминации в эпизоде "Король Феникс", когда её отец отправляется в Королевство Земли, чтобы напасть на него, а Азулу оставляет в стране Огня. Этот момент изоляции и отвержения её отца ранит её больше, чем что-либо до этого. Быть отвергнутой подобным образом значить быть поставленной на уровень своего несовершенного и слабого брата, а для неё нет ничего хуже этого. Это также говорит о бытовом страхе перед жестоким обращением, когда сиблинги делают всё, чтобы не быть тем, на кого падает большая часть насилия. Для Азулы таким человеком всегда был Зуко. "Ты не можешь поступить со мной также, как с Зуко." - эта реплика наводит о мысль о страхе унаследовать это положение в семье, где царит жестокое обращение. Но вместо того, чтобы наконец увидеть в своём отце манипулятивного психопата, коим он и является, она верит ему, когда он говорит ей, что может доверить присматривать за страной только ей. И это впервые, когда какой-то человек успешно манипулирует Азулой. Озай сознательно использует её отчаянную потребность в его одобрении против неё. Он отбрасывает её, как только ему это становится полезным. Ведь победа только его и ничья больше. Это пагубное отсутствие сородительства выводит Азулу из себя и в других отношениях тоже. Карл Меннингер заявил, что "Есть много доказательств того, что травмы, получаемые теми, кто позже становится шизофрениками, возникают очень рано... смерть матери, грубость и пренебрежение, непрекращающиеся ссору между родителями." Все эти три фактора, как доказано, существуют в период первичного психологического развития Азулы (хотя Урса и не умерла, но она исчезла, что для ребёнка равноценно). Исследования Fincham & Osborn подтверждает это "Деструктивные отношения между родителями являются ещё более предсказуемым фактором при детских расстройствах, чем материнская депрессия или негативные детско-родительские отношения." Следующие рассуждение является по большей части предположением на основе того, что мы видим. Исследование Хайду-Гимес показало, что у детей, у которых развилась шизофрения или связанные с ней расстройства "была холодная, строгая, садистки агрессивная мать и мягкий, безразличный, пассивный отец... они были лишь "имитационными" родителями. Такие родители скорее неадекватные, нежели просто недоброжелательные." Здесь роли садиста и пассивного родителя меняются местами. Урса никогда не была недоброжелательна по отношению к Азуле. Она действительно выражала глубокую привязанность к ней; хотя никогда до такой степени, чтобы мы видели что-то, как её связь с Зуко. Теоретически в этом есть доля правды и это могло бы многое объяснить с психологической точки зрения. Салливан пишет "Если заявленные потребности человека в нежности постоянно отвергаются, он начинает проявлять злонамеренное поведение, когда нуждается в нежности, вместо того, чтобы демонстрировать эту потребность." Описание Салливана соответствует описанию Азулы, которая набрасывается, когда чувствует себя уязвимой. Вполне вероятно, что Озай отверг бы любую из её ранних попыток обрести эту нежность, сочувствие или заботливую любовь. Даже Урса могла быть неспособной установить с ней контакт из-за депрессии или из-за доминирующей и оскорбительной роли Озая в их отношениях. Это всё могло бы способствовать усилению склонности Азулы к насилию. Урса скорее ведёт себя неадекватно, нежели недоброжелательно. Исходя из этого, потеря родителя является повторяющийся темой у детей с расстройствами. Но Салливан также подчеркивает важность того, чтобы в таком случае родитель-спасатель вошёл в эту ситуацию и проявил к ребёнку любовь и принятие, чтобы устранить причиненный ущерб. Этот момент подчёркивает разительный контраст между Азулой и Зуко, которые сталкивались со многими одинаковыми травмами и напряжением дома по мере своего психологического развития. Но там, где у Азулы был только абьюзивный Озай, у Зуко был тот самый родитель-спасатель в лице Айро. Это во многом объясняет разницу между сиблингами в психологическом плане. В этом смысле именно Азулу бросили, её не спасли, о ней не заботились, в ней не нуждались также, как в Зуко.

-6

История Азулы это трагедия. Её психология это финальная костяшка домино, которая упадёт в длинной цепи семейного насилия, неправильного воспитания и эмоционального отвержения. Хотя в ней и легко прочесть взрослого человека, но на деле ей всего 14. Она подросток. Маловероятно, что Озай дал ей время побыть маленькой девочкой. Очень многое влияет на то, какие мы есть. Проступки Азулы нельзя свалить ни на кого, но важно осознать всю сложность, стоящую за насилием. Это замкнутый круг, который будет повторяться снова и снова.

-7

И, Азула, "...даже несмотря на всю силу мира, ты всё ещё слаба."

Англоязычный источник: https://www.youtube.com/watch?v=R4544ZUr_gA