Найти в Дзене

Время собирать

20 июня 2023 года в Музее Актуального Реализма открылась выставка «Радость Труда», посвященная восстановлению мозаичной стелы-панно в Тольятти Если верно высказывание библейского царя Соломона о том, что «есть время разбрасывать камни и есть время их собирать», то сейчас самое время возвращать из небытия и забвения артефакты и великой советской эпохи. Руководствуясь расхожим выражением 90-х «в будущее возьмут не всех», в то время выбрасывали «с корабля современности» многое, и среди прочего - шедевры советского модернизма, в том числе уникальные произведения мозаичного искусства. Сегодня процесс идет в обратном направлении, мы начинаем активно возвращать, собирать вновь, воссоздавать, восстанавливать. Ибо есть истинные ценности, к которым относится история нашей страны и нашего народа, запечатленная талантом и мастерством художников прошлых поколений в различных видах изобразительного искусства. Выставка «Радость труда» - о людях, которые взялись за восстановление одного из шедевров со

20 июня 2023 года в Музее Актуального Реализма открылась выставка «Радость Труда», посвященная восстановлению мозаичной стелы-панно в Тольятти

Вернисаж выставки "Радость труда". На фото: кураторы выставки Алексей Зуев (Тольяттинский государственный университет) и Анна Иванушкина (Музей АКтуального Реализма), художник-реставратор Владимир Игнатьев (Санкт-Петербург), директор Центра урбанистики Тольяттинского государственного университета Мария Степанова. Фото А.Яновский
Вернисаж выставки "Радость труда". На фото: кураторы выставки Алексей Зуев (Тольяттинский государственный университет) и Анна Иванушкина (Музей АКтуального Реализма), художник-реставратор Владимир Игнатьев (Санкт-Петербург), директор Центра урбанистики Тольяттинского государственного университета Мария Степанова. Фото А.Яновский

Если верно высказывание библейского царя Соломона о том, что «есть время разбрасывать камни и есть время их собирать», то сейчас самое время возвращать из небытия и забвения артефакты и великой советской эпохи. Руководствуясь расхожим выражением 90-х «в будущее возьмут не всех», в то время выбрасывали «с корабля современности» многое, и среди прочего - шедевры советского модернизма, в том числе уникальные произведения мозаичного искусства.

Сегодня процесс идет в обратном направлении, мы начинаем активно возвращать, собирать вновь, воссоздавать, восстанавливать. Ибо есть истинные ценности, к которым относится история нашей страны и нашего народа, запечатленная талантом и мастерством художников прошлых поколений в различных видах изобразительного искусства.

Выставка «Радость труда» - о людях, которые взялись за восстановление одного из шедевров советского искусства – мозаичной стелы-панно, созданной в Тольятти в середине 80-х годов ХХ века. И о том, как это делается.

Фрагмент "Юрий Гагарин". Восстановление утраченных фрагментов. Фото А.Паранина
Фрагмент "Юрий Гагарин". Восстановление утраченных фрагментов. Фото А.Паранина

Вообще, в истории архитектуры и монументального искусства встречаются ситуации полного или частичного разрушения артефактов, утраты происходят по самым разным причинам: из-за недальновидности, непринятых вовремя мер, из-за стихийных бедствий и войн. Но многое все же удается спасти.

Восстановленные в 2017 году мозаики в Термах Каракаллы в Риме (217 год н.э.). Реставрация осуществлена после 50-летней консервации под слоями тканей и грунта.
Восстановленные в 2017 году мозаики в Термах Каракаллы в Риме (217 год н.э.). Реставрация осуществлена после 50-летней консервации под слоями тканей и грунта.

При этом ученые постоянно спорят, какие подходы к сохранению культурного наследия являются оптимальными, что допустимо и что нет, чем отличается реставрация от восстановления или ремонта. На практике часто приходится сочетать необходимые операции, и в случае с тольяттинской стелой речь идет как раз о разумном сочетании подходов. Тем более, что удалось найти фотографии и другие документы, позволяющие воссоздать утраченные фрагменты мозаики в практически полном соответствии с их прошлым видом. И это при том, что утраты составили около 30% площади изображений.

Площадь мозаики «Радость труда» составляет 544 кв.м, из них необходимо восстановить  200 кв.м. Фото П.Зверев
Площадь мозаики «Радость труда» составляет 544 кв.м, из них необходимо восстановить 200 кв.м. Фото П.Зверев

Автор мозаики «Радость труда» в Тольятти - народный художник СССР, монументалист Юрий Константинович Королев, который во время ее создания (и до своего ухода из жизни в 1992 году) был директором Третьяковской галереи.

Художник-монументалист Юрий Константинович Королев
Художник-монументалист Юрий Константинович Королев

Кроме тольяттинской мозаики, восстановление которой планируется закончить осенью 2023 года, повезло и другому его творению – мозаичному панно «Моя Родина», которое долгие годы украшало зал ожидания Щелковского автовокзала в Москве. После реставрации мозаику переместили на фасад здания (теперь в нем многофункциональный центр), закрыли стеклом, и ее могут видеть тысячи людей.

Панно «Моя Родина»  было создано в 1972 году, К моменту начала реконструкции вокзала панно уже утратило около 3 тыс. декоративных элементов (по материалам сайта stroi.mos.ru)
Панно «Моя Родина» было создано в 1972 году, К моменту начала реконструкции вокзала панно уже утратило около 3 тыс. декоративных элементов (по материалам сайта stroi.mos.ru)

Задача сохранения монументальных шедевров советской мозаики и других элементов культурного наследия советской эпохи – это наиважнейшая задача, которая сегодня, к сожалению, далеко не везде решается. Одна из задач выставки в музее, - показать людям ценность и уникальность артефактов, которым грозит исчезновение. И, конечно, донести до аудитории мысль, что нет нерешаемых задач, если есть энтузиазм и воля. И, конечно, поддержка местных властей. Открытие восстановленной стелы-панно "Радость труда" планируется осенью 2023 года.