Пожалуй, у многих кто-то из знакомых усердно учил английский в школе, мечтал переехать в Штаты и там наконец-то зажить на полную. А вот у Рэнди Мартина абсолютно иной сюжет. Будучи коренным американцем, 18 лет назад он познакомился с белоруской Алесей. Вместе они создали крепкую семью, родили троих сыновей в США. Но год назад приняли решение бросить все и переехать в Беларусь. И ни разу об этом не пожалели.
Экзотическая заграница с честными людьми
— Были ли какие-то трудности с переездом? Ведь в Беларусь нет прямых рейсов.
— Переезд сюда определенно стал приключением. Нужно было решить много проблем. Но мы справились. У нас было семь чемоданов, собака и всех нас пятеро человек. Мы отправились в Вильнюс, где сели на автобус до Минска. Мы просто сделали это: продали наш дом, машины и прочее. Вещи, которые больше были не нужны. И мы просто сели на самолет. Такой шанс изменить абсолютно все выпадает один раз в жизни.
— После этого нужно было перевезти имущество, и это тоже история…
— Да, сейчас доставить домашнее имущество в Беларусь напрямую нереально. Мы пробовали разные способы, в итоге нам пришлось отправить все в Вильнюс. После мы наняли здесь грузовики, чтобы они забрали все в Литве и привезли сюда. И все сработало. Это просто еще один шаг к достижению цели.
— Удивило ли вас что-то в Беларуси?
— Я был в Беларуси до этого несколько раз. Она всегда была для меня экзотической страной. Я бывал в разных точках земли, в Беларуси всегда чувствовал себя как дома. Думаю, до переезда я не осознавал, насколько тут чисто. Улицы выглядят идеально, никакого мусора. Минск, вероятно, один из самых чистых городов, где я когда-либо бывал. Если ты в ресторане отошел куда-то и оставил свой телефон на столе, можешь быть уверен, что по возвращении он будет там же. Но во многих культурах, странах это не так. В Америке ты, вероятно, телефон уже не увидишь. Приятно, что здесь люди честные.
«Меня впечатляет, как Беларусь смогла пройти через сложные времена, вынести из них лучшее и остаться в здравом уме. Знаете, мир сейчас сходит с ума. Так что я просто благодарен, что мне повезло оказаться здесь».Рэнди Мартин
Потерять 20 кило и найти друзей-мигрантов
— Изменилось ли ваше мнение о Беларуси за год?
— Мое мнение осталось позитивным, выстояло даже холодную, суровую зиму и тому подобное. Я предпринял необходимые действия, чтобы обеспечить будущее. Мои хорошие друзья запускают здесь бизнес. Мы сейчас в процессе подготовки.
— Раз уж вы упомянули друзей… У вас ведь здесь их много, из разных стран?
— Да. Не знаю, как определить масштаб. Мне кажется, наше сообщество мигрантов достаточно велико. Это люди из таких стран, как Австралия, Америка, Канада. Здесь много англоязычных людей. Каждый день я стараюсь, изучаю русский язык, но, к сожалению, дается мне он тяжело. Знаете, в 45 лет сложнее обучаться новому. Да, у меня тут много друзей, я никогда не чувствую себя одиноким. А вообще, я просто делаю то, что говорит мне жена.
— При разговоре с вами заметно, что вы немного громче среднестатистических белорусов и более улыбчивы. Как вы находите общий язык с местными?
— Здесь я кажусь немного странным, выделяюсь. Мы, американцы, громкие, порой несносны. Такие уж мы есть, таков уж я. Как я нахожу общий язык с людьми? Здесь, в Колодищах, я чувствую, что меня отлично принимают. Когда я впервые здесь оказался, махал людям, улыбался. И они такие: «Кто этот человек?» Потребовалось время, чтобы они поняли, что я тот самый американский парень, который всем машет и улыбается. В такой культуре я вырос. Здесь, в Беларуси, люди более сдержанны, спокойны. Но дайте мне время — и я расколю любого. Я работаю над этим.
— Правда ли, что вы начали вести здесь более здоровый образ жизни?
— Безусловно! Если ты хочешь в Штатах купить органические продукты (как их называют), а не генетически модифицированные, нужно приложить усилия и прилично заплатить. Порой даже они не очень-то полезны. Здесь, в Беларуси, кажется, вообще нет отделов с модифицированными продуктами — тут все натуральное. Я сбросил 35 фунтов — это 20 кило. Добавим тот факт, что я стал физически более активным. Моя работа в Штатах заключалась в том, что я либо ехал куда-нибудь на машине, либо сидел в офисе за столом. Не особо двигался.
«Сейчас мой дом здесь»
— У вас три замечательных сына, ради которых вы и переехали сюда. Здесь они в безопасности. А как в Америке?
— Везде по-разному. Но было страшновато — вдруг дети попадут в наркотическую ловушку. Знаете, там достать наркотики очень просто. Это небезопасно для детей. Тут такого нет. Может, и есть, но я не в курсе. И не хотел бы узнавать. Здесь мне не нужно волноваться, что какие-то ненормальные люди похитят моего ребенка и сделают с ним ужасные вещи.
— Такое могло быть в Америке?
— Да, в Штатах такое случается. Как есть. Но здесь этого нет. Я, наверное, очень плохо говорю о своей стране. Но я чувствую себя достаточно зрелым человеком, чтобы принимать решения, которые кажутся правильными. И сейчас для меня правильное место здесь.
— Вы строите собственный дом и получили ПМЖ.
— У меня нет намерений куда-либо переезжать. Я хочу сделать Беларусь своим домом. Так что да. Мы купили дом, в котором требуется много чего доделать, и работаем над этим. И чувствуем отдачу, поскольку все, что мы сейчас делаем, — для нас. Мы платим за это. В Штатах система такая, что в любом случае придется брать кредит в банке. И здесь можно взять кредит, но мы также можем построиться самостоятельно. И это прекрасно, поскольку когда дом уже построен, он полностью наш. Никаких займов, никаких выплат денег банку. Это просто отлично. И это наша цель, она была частью плана по переезду сюда.
Я благодарен судьбе, что сейчас нахожусь здесь и не переживаю о том, чтобы вернуться. Однажды я снова туда наведаюсь, но сейчас мой дом здесь.
Семья Мартин ведет свой блог North Americans in Belarus («Северные американцы в Беларуси»), где рассказывает о своей жизни в Беларуси. Узнать больше можно на канале по ссылке.
На разведку с детьми и компьютерами
А вот какими подробностями переезда и адаптации поделилась Алеся Мартин, жена Рэнди:
— Мы, наверное, не решились бы, если бы не эта девушка Ириана Шиян, которая переехала из Америки и купила целую деревню. Мне про нее мама рассказала. Я подумала: «Не может быть». Потом мы познакомились с ней и ее мужем, год смотрели их видео. И как-то я предложила Рэнди: «Слушай, у нас тоже получится». Тем более школы закрыты, все учились дистанционно. Можно взять компьютеры детям и поехать на разведку. Я приехала сюда с детьми два года назад на шесть месяцев, а Рэнди оставили там. Полгода пожила и поняла, что здесь реально лучше, спокойнее, душа прямо радуется. Как вернулись в Америку, приняли окончательное решение переезжать.
Мы волновались, как дети адаптируются к школе. Потому что русский язык у них был чисто на разговорном уровне. Я немножко пыталась заниматься с ними, книжки читать детские, но, естественно, этого для школы мало. Поэтому мы очень благодарны учителям за профессионализм, за терпение. Дети влились в коллектив, а я ни разу не услышала от учителей чего-то негативного. У Макса в 4-м классе учительница специально оставляла его после уроков заниматься, если планировалась контрольная, а он чего-то не понимал.
Я считаю, нам очень повезло со школой. Дети должны были идти в 3-й и 6-й класс, но по моей личной просьбе их отправили в 1-й и 4-й, чтобы можно было восполнить пробелы в русском языке и белорусском. И нам пошли навстречу. За весь год я ни разу не услышала от детей, что они не хотят в школу.
Автор: Эвелина Бурбуть