Рассеянность — не самое лучшее качество. К сожалению, часто наблюдаем историю, когда умный и талантливый человек в делах оказывается рассеянным и неряшливым в быту. В знаменитом стихотворении «Жил такой рассеянный с улицы Бассейной» прекрасно показано, как оно бывает. Кстати, у стихотворения были реальные прототипы. Конкретно, Маршак писал это произведение, имея в виду Ивана Каблукова — известного учёного. О Каблукове и его рассеянности в те годы ходили легенды. Да, это было пусть и дружеское, но всё-таки высмеивание. С другой стороны, а как ещё воздействовать на знакомых? Товарищи ведь должны познаваться в беде.
Отдельная тема — детская рассеянность. Истории, когда ребёнок уходит в школу не то, что без пенала или тетрадей, а без рюкзака — вообще не редкость.
Взрослые бьют тревогу. Не патология ли? Можно ли с этим что-то сделать? Короткий ответ — да, с этим можно что-то делать и нет, это не патология. Если быть точнее, рассеянность в быту при хорошей усидчивости и внимательности в учёбе и ином серьёзном интеллектуальном деле, точно не является признаком чего-то патологического. Это или часть натуры, или особенность возраста. Скажем, у детей бывает плохо с самоконтролем до определённого возраста. Бывает, что такие вырастают, а рассеянности больше и нет. Впрочем, бывает, что человек сам по себе такой. Есть даже определённый психотип — назовём его «Интроспективные мечтатели». Впрочем, давайте обо всём по порядку.
Природа рассеянности
Предлагаю начать с небольшого экскурса. Рассмотрим психологический тип под названием «Интроспективный мечтатель», а также саму природу рассеянности, особенно в детском возрасте. Потом перейдём к практическим способам решения проблемы.
Кто такие интроспективные мечтатели?
Интроспективные мечтатели. Красивое словосочетание. Мечтатели — понятно кто такие. Те, кто постоянно мечтают, фантазируют. Те, у кого воображение хорошо развито. Интроспективные — что за звери? Что-то красивое и хорошее. Как-то связано с интровертами наверное?
Да, интроспекция — родственное с интровертами понятие. Интроспекция, если коротко, это обращённость внимания не во внешний, а в свой внутренний мир. Внешне может выглядеть такой человек, как безэмоциональный. Задумчивый. Как человек с каменным лицом. Между тем эмоции и восторг у такого человека есть, просто не видно: всё происходит во внутреннем мире. Там вся буря, там все концерты. Внутренний мир у такого очень богат. Тем более, если сюда добавляется мечтательность...
Если это дети, то во время учёбы, либо во время серьёзных занятий, они не только полностью поглощены процессом, но и как бы сливают свой внутренний мир с ним. Правда, на уроках могут ругать такого ученика: «Ты опять ворон считаешь!». Думают, что человек невнимателен и не слушает. На самом деле слушает, причём даже внимательно. Просто воображение рисует яркие картины на фоне услышанного. Учащийся переносится в них, в свои грёзы.
Если такой ребёнок занимается рисованием, то старается заполнить весь лист элементами. Пустота неприятна. Ведь как это может быть тут пустота? Разве в голове, в воображении такое бывает, чтобы было совсем пусто?
Ещё одна яркая черта характера — рассеянность. Рассеянность бытовая. Такой человек может писать тексты, электронику собирать, рисовать. Чем-то ещё полезным заниматься, будучи полностью поглощённым в процесс. Вот только чисто бытовые предметы, вещи, жильё — всё это будет яркими декорациями к известному стихотворению о Рассеянном с улицы Бассейной. Вот только эти люди рассеянные из-за своих умственных способностей? Они глупые? Точно нет. Когнитивно, эти люди нормальные. Да, с особенностями. Да, чудаки. Но глупыми их точно не назовёшь. У многих с интеллектом даже очень хорошо. Например, Илона Маска точно не назовёшь умственном отсталым человеком.
Этот психотип я уже описывал на страницах своего канала. Называется такой психотип шизоидным. Не путать с шизофренией. Вот только название неприятное: заранее многие настраиваются на негатив, читая его. Чтобы избегать неприятных ассоциаций, будем называть таких людей «Интроспективными мечтателями».
Стигматизация и стереотипы — это плохо. Классификация — скорее хорошо, чем плохо
Стигматизация и использование стереотипов — это нехорошо. Если по-простому, без красивых и умных слов, называется такое в народе «навешиванием ярлыков». Причём, заметьте, редко кто отказывается от хороших ярлыков: никто не прочь быть «умным», «красивым», «добрым». А вот быть «глупым», «толстым» вряд ли кто захочет добровольно.
Ярлыки навешивать — мало. Ярлыки приводят к определённым стереотипным (то есть популярным в определённом обществе и культуре) выводам. «Богатый — значит ворует»; «Умный — значит бедный»; «Толстый — значит добрый»
Так-то, если мы говорим о внешности, то характеристики вроде «полный» или «худой», «коренастый», «высокий» сами по себе ни к чему не ведут. Это именно люди создают выводы. Поскольку задумываться о чём-либо не очень народ любит, проще использовать готовые, «общепринятые» выводы. Вот так некоторые вполне безобидные характеристики могут приобретать негативные интерпретации. А ведь если задуматься, то характеристики — есть характеристики. Выводы делают люди, причём непонятно чем руководствуясь.
Человеческая психика органически склонна к тому, чтобы познаваемый окружающий мир не просто описывать, но ещё и группировать предметы и явления. Процесс группирования по неким объединяющим признакам называется классификация. Любую науку возьмём — почти везде будет классификация в той или иной форме.
В психологии тоже существуют различные системы классификации характера и психологических особенностей человека. Систем много. Описанию некоторых психотипов, относящихся к популярной системе, у меня на канале даже целый раздел посвящён.
Вот только названия у психотипов странные, ужасные для уха обычного человека, неспециалиста. Скажем, шизоидность, шизоидная акцентуация: всем представляется что-то ужасное, плохое, больное. А ведь это всего лишь название одного из часто встречающихся психотипов. Мало кто будет вчитываться в характеристики, описания — проще услышать вроде бы знакомое слово (вот только спроси у этих же товарищей, что такое шизофрения конкретно — не ответят) и дальше уже высказать свой hate-speech.
Некоторые пишут, бывает, комментарии из серии «Зачем Вы вешаете на других ярлыки?». Так вот, как я уже писал выше, классификация и склонность человека к этому процессу — органическая часть нашей психики. Без этого не получится предметы различать, явления. Без этого не получится накапливать опыт. Как это делать, если абсолютно всё кругом разное?! Психология, как и любая наука, тоже и анализирует психические характеристики человека, строит из этого определённые выводы. Понятно, что каждый индивидуум (слово-то какое, уже подчёркивающее индивидуальность, непохожесть) уникален. Тем не менее, могут встречаться признаки, напоминающие других. Это неизбежно. Значит и анализ этих признаков, и последующие выводы — также неизбежны.
Потому, короткий вывод такой. Лучше не использовать названия с негативными оттенками, которые могут быть восприняты неоднозначно. Вот почему вместо «шизоидной акцентуации» будем использовать «интроспективных мечтателей». Звучит красиво. Неоскорбительно. Между тем... это почти тоже самое, что шизоидность ))))
Развитие мозга. Исполнительные функции психики. Природа рассеянности
Как вообще развивается детский мозг? Ранние периоды брать не буду. Если коротко, то мозг человека в детстве развивается по трём векторам, по трём направлениям. Эти направления условно называются так: «Я хочу», «Я могу» и «Я должен».
За «хочу» отвечают самые древние структуры мозга. Те самые, что работают даже в том случае, если человек находится без сознания. Они работают даже у новорождённого. От них идут импульсы, идущие на остальные структуры. Эти структуры тоже развиваются, у них тоже могут быть свои проблемы. Эти структуры, коротко и условно говоря, обеспечивают сложные психические процессы энергией. Годам к 3-4 эти структуры уже достаточно хорошо вызревают. Это не значит, что потом развития не будет. Оно будет, но уже такое... Эволюционное. Без крупных скачков.
За «Я могу» отвечает большая часть коры головного мозга человека. Многие наши навыки, опыт, наблюдения — всё это «хранится» и нарабатывается именно здесь. Эти структуры мозга развиваются в принципе всю жизнь. Тем не менее, существуют периоды, когда идёт наиболее интенсивное развитие, когда мир активно познаётся, когда развиваются различные виды интеллекта. Это тот самый период Почемучек — детсадовский возраст и период начальной школы.
«Я должен». Ещё называют «Силой Воли». Впрочем, эти участки мозга отвечают не только за Волю. Они помогают настраиваться, фокусироваться, доводить дело до ума. Эти функции психики называются Исполнительные функции. В английской терминологии называются Executive Functions. Воля, контроль, самоконтроль. За эти функции отвечают лобные доли мозга, а также префронтальная кора и передняя поясная кора. Лишь только к 9-10 годам эти участки запускаются полностью и начинают работать более-менее нормально. Развитие же этих участков и функций идёт ещё примерно до двадцати лет.
Вот почему часто бывает рассеянность и невнимательность. Банально, не хватает мозгового развития ребёнку, так как нужные функции не сформированы до конца. Лет до 10 вполне нормально не быть полностью внимательным, собранным. Рассеянность тут идёт по вполне детской природе.
С другой стороны, хватает людей уже вполне взрослых, но рассеянных. Здесь уже объясняется всё отсутствием навыков собранности, а также самим характером, психологическим типом человека. Плохо, когда рассеянность патологична. Тем не менее, жить с ней можно, будучи успешным в других областях. Дело в том, что нередко развитие одних психических способностей, навыков, особенно опережающее развитие, может идти в ущерб другим навыкам. Происходит обкрадывание: опережающее развитие одних способностей идёт за счёт других. Бытовая рассеянность — как раз вот яркий и наглядный пример.
Быть рассеянным — это не синоним быть плохим. Помним об этом!
Практическое решение проблемы рассеянности
Раз с рассеянностью до конца не побороться и не ликвидировать её нажатием волшебной кнопки, значит оставляем всё, как есть? Разумеется нет. Рассеянность может действительно мешать жизни, создавать проблемы. В детском возрасте рассеянность может привести к большим неприятностям. Ликвидировать рассеянность не получится (пройдёт, возможно, сама), но вполне реально работать с этой темой и как-то уживаться. Существуют упражнения, помогающие развивать внимательность, собранность. Первую серию таких вполне хороших упражнений я уже приводил у себя на канале. Развитие многозадачности действительно помогает несколько улучшить внимательность и побороть рассеянность.
Ещё один из практических способов помощи рассеянному человеку — использовать чек-листы.
Чек-лист. Что из себя представляет? Как работать с ним?
Чек-лист, к сожалению не знаю устойчивого русскоязычного аналогичного термина, представляет собой список дел, которые необходимо сделать. С галочками. Собственно, потому он так и называется, ведь to check — это поставить галочку, по-английски.
Казалось бы, всё просто, но это эффективнейший инструмент. Например, если ребёнок забывает брать вещи в школу, плохо собирает портфель, можно помочь: составляем чек-лист «Сборы в школу». В нём перечисляется список вещей, которые просто обязаны в этот день быть в рюкзаке. У детей определённое школьное расписание — значит и список свой можно составить на каждый грядущий день.
Чек-лист создаётся под конкретный процесс. Скажем, вот какие могут быть чек-листы:
- Сбор в школу. Здесь перечисляется, какие предметы должны быть в рюкзаке.
- Проверка перед выходом из дома. Здесь указываем, что ещё должно быть в рюкзаке или с собой, если идёшь в школу или на какие ещё занятия.
- Решение задач. Да, даже на решение школьных задач можно составлять свои чек-листы. Например, всё ли понятно? Достаточно ли перечисленных условий. Правда, здесь пригодится скорее не чек-лист, а алгоритм в графическом виде.
Чек-лист может быть как в виде простого списка действий, так и в виде графической схемы. Важно, чтобы он был наглядным, висел на видном месте. Самое главное, чтобы он воспринимался не как фон или предмет интерьера, а на него обращалось обязательно внимание. Должна выработаться привычка, что всякий раз, как встаю с постели — вижу чек-лист. Собираюсь по нему. Собираюсь выйти из дома — на двери должна висеть напоминалка или сам чек-лист.
Подход простой. Как с будильником: если несколько раз проспать, не обращая внимания на будильник или выключая его, то дальше организм привыкнет, а будильник станет бесполезным предметом. Такой же подход и с чек-листами.
Как появились чек-листы и где используются?
Нередко бывает, что всякие полезные приёмы, лайфхаки и подходы приходят в жизнь из совершенно разных отраслей. Чек-листы — прекрасный инструмент для организации и самоконтроля. Знаете, где их стали использовать первыми? В авиации. Пилоты всегда проверяют самолёт и себя как до взлёты (предполётная подготовка), так и во время взлёта, а также во время полёта, при подготовке к посадке и после посадки. Представляют из себя карточки с последовательностью действий и пунктами, которые необходимо отмечать.
Похожие приёмы используют медики. Например, у анестезиологов существуют специальные карты, заполняемые как до операции, так и во время, и после. Есть у врачей и специальные схемы-алгоритмы, на которые они ориентируются и принимают дальнейшее решение. Правда, там не таблички с галочками (хотя бывают и они), а графические схемы, составленные на специальном языке. У нас в России для этого создавался язык Дракон, кстати, успешно использованный и обкатанный на производстве Бурана - первого советского многоразового космического корабля.
Подведём итоги
Подытожим. Итак, выяснилось, что рассеянность может быть как частью характера, так и просто особенностью детского возраста, если речь идёт о ребёнке. В любом случае, если рассеянность есть, то по мановению волшебной палочки не уйдёт. Необходимо уживаться с этим качеством. Для этого придуманы костыли, которые используют представители вполне уважаемых профессий: инженеры, пилоты, врачи. Заметьте, они их используют даже если нет рассеянности. Ведь нельзя полностью полагаться на человеческие память и внимание.
Не стесняемся себя и своих слабостей. Подобные приёмы и подходы стоит использовать. Во-первых, так меньше будет стресса: не придётся переживать, что что-нибудь забыли. Во-вторых, так развивается самоконтроль и внимание. Постепенно, от подобных костылей удастся избавиться.
В комментариях готов ответить на вопросы предметно. Ведь далеко не всё по теме можно раскрыть в формате статьи. Комментарии нередко бывают полезнее публикации.
Всем желаю собранности и внимательности!
Игорь Кучаев