Люди с хорошим художественным образованием могут оценить мастерство живописца: как он выстраивает композицию, как работает с цветом. Большинство же людей в состоянии дать лишь примитивную оценку: похоже/не похоже. Или нравится/не нравится.
Я далеко не искусствовед. И близко тоже не искусствовед. Поэтому разглядывать мазки кисти мы не станем. Но кто нам мешает искать на картине смыслы? Ведь часто полотно содержит гораздо больше информации, чем может считать неподготовленный зритель. А я сегодня подготовился.
Вот во многом типичная военная картина “Трудные метры”. Ее написал советский живописец Алексей Прокопенко. Родился он в Воронежской области. В 1943 году был призван в армию, но побиться с немцами не успел, зато с японцами - довелось. В 1965 году переехал в Волгоград. И с тех пор тема города-героя становится одной из важнейших в его творчестве: «К Сталинграду» (1967), «Сталинградский натюрморт» (1967), «2 февраля 1943 года в Сталинграде» (1969), «У стен Сталинграда» (1974), «Сталинград в огне» (1975) и другие.
Очевидно, что “Трудные метры” входят в число “и других”. Но тут не только Волгу можно опознать. Даже конкретных людей. Видите, блондинка несет раненого моряка? Это Мария Тараканова (Горшкова). До войны работала электросварщиком в Ленинске (родилась в Колобовке, что совсем рядом) Сталинградской области. А потом ее мобилизовали, служила санинструктором. Так дошла до Берлина. А здесь участвует в защите почти родного Сталинграда. После войны вернулась в Ленинск.
А рядом другая санитарка, брюнетка. Это ее тезка Маша Колесниченко (Решетняк). 20-летняя девчонка из села Кислово все той же Сталинградской области. Сначала была старшим писарем, а потом санитаркой в одной из самых опасных зон на свете: в районе центральной переправы в Сталинграде. Дослужилась до младшего сержанта. Волжский опыт пригодился ей при форсировании Северского Донца, Днепра и Одера. Она переправила через реки 210 раненых, лично оказала первую помощь 38 бойцам.
Наконец в правой части картины еще одна медработница. Зинаида Горкушенко (Сажина) еще в 1939 году, окончив седьмой класс, переехала из Тамбовской области в Сталинград и устроилась работать на завод “Баррикады”. Курсы сандружинниц прошла незадолго до начала войны. Знания пригодились. Как и другие героини этого полотна, она работала при эвакоприемнике №54. Где же он располагался? В “Метро”. Я сейчас не про гипермаркет, а про кафе. В Волгограде до сих пор нет метро, только скоростной трамвай. А до войны было. Правда, только на вывеске заведения общепита. Вход в кафе был оформлен в стиле метрополитена. Вы легко найдете его на картине. Слева стоят две железнодорожные цистерны. Правее и чуть выше правой из них увидите колонны этого самого кафе.