Порой люди манипулируют нами неосознанно. Однако это еще не означает, что мы должны проглатывать услышанное. Вот пять случаев, когда собеседника нужно ставить на место.
Сомнительные комментарии в адрес вашей внешности
«Тебе не идет этот фасон», «в этом платье твои ноги выглядят не такими толстыми», «тебе нужно что-то делать с волосами, они выглядят ужасно». Если вы не просили совета, речь идет о нарушении личных границ, и это нельзя игнорировать, иначе собеседник решит, что может так себя вести и дальше. Вот мой дежурный ответ: «Сочувствую. Надеюсь, у вас получится стойко это пережить». Некоторые не улавливают тонкие намеки и начинают оправдываться: «Ну я же желаю тебе добра». Я предпочитаю не сливать энергию. Отвечаю просто: «Если мне понадобится ваш совет, я скажу об этом прямо. Пока что он мне не нужен».
Сравнение с другими/указание на несоответствие социальным нормам
«Воспитанные женщины так не поступают», «настоящие мужчины так не делают», «у всех как у людей, а у тебя не так». В таких случаях я отвечаю, что я – не все, либо что я невоспитанная женщина. Обычно на этом дискуссия заканчивается, но в редких случаях собеседник продолжает. Скажу на берегу: я против откровенных манипуляций, но здесь нужно использовать против манипулятора его же оружие. К примеру: «Как здорово, что у меня есть такой потрясающий пример, как вы. Буду знать, к какому идеалу стремиться». Говорить это нужно спокойно, с легкой улыбкой и очень доброжелательно.
Обесценивание ваших чувств, достижений и прочего
Если человек обесценивает в личной беседе, все просто: нужно сказать прямым текстом: «Не обесценивай, мне это неприятно». Если он делает это прилюдно, то важно понимать, с кем вы имеете дело. Речь может идти о нарциссе, который любит быть в центре происходящего. Как только внимание смещается (к примеру, на вас), он начинает нервничать и всеми способами пытается вновь оказаться в свете прожекторов. Если вы сделаете ему прилюдное замечание, он обратит все в драму и останется доволен, получив «дозу славы». Лучше отвести человека в сторону и объяснить ему, что такое поведение для вас неприемлемо. Если же речь о собеседнике, который обычно не позволяет себе подобного, остановите его и задайте прямой вопрос: «Что именно ты хотел этим сказать?». Часто людям нужно «подсветить» токсичные высказывания, и они делают выводы.
Тема замужества и детей
Ох уж эти «часики тикают», «останешься в сорок с сорока кошками», «вышла замуж, а ребеночек когда» и «а когда второй». Если речь о близких, лучше не жестить: вежливо объяснить, что ваше тело принадлежит вам, и только вы решаете, что с ним делать. А в остальных случаях церемониться не стоит. Вот мой дежурный ответ: «Вы недостаточно часто об этом напоминаете. Напоминайте почаще – может, выйду замуж и рожу детей». Да, воспитанные люди так себя не ведут. Но и в чужую постель и чужую матку они тоже не лезут, не так ли?
Манипулирование чувством вины
«Ведь ты не подведешь меня и останешься поработать еще на часок?», - говорит вам начальник. Во-первых, если вы не планировали оставаться еще на часок, скажите об этом и не вдавайтесь в объяснения. Ни у кого нет права распоряжаться вашим нерабочим временем. Во-вторых, я обратила внимание, что люди часто путают понятия «вина» и «ответственность». Когда вам говорят вещи типа «ну ты же меня не подведешь», то подразумевают следующее: «Конечно, не подведешь, иначе ты почувствуешь себя виноватой». Вина и стыд – это отвратительные рабские чувства из вселенной жертвы. Ответственность же выглядит так: «Нет, Владимир Иванович, сегодня я не останусь. Но беру на себя личную ответственность за то, чтобы завтра работа была сделана завтра. Я выделю ей высший приоритет и позабочусь о максимальном уровне качества».
Чувствуете разницу? В первом случае человек лепечет «да, конечно, останусь…» и отменяет что-то важное, запланированное на вечер. Во втором случае человек демонстрирует профессионализм. Ну, а если начальник не оценит этого, возможно, пришло время сменить начальника. Или работу. Руководитель, манипулирующий чувством вины – так себе идея.
Берегите свои личные границы.