Рубрика «Мнение профессионалов
В июле ситуация в экономике будет определяться основными итогами первого полугодия, а также той экономической политикой, которая учитывает происходящие изменения, вызванные попытками коллективного запада усиливать давление в рамках своей санкционной политики.
В конце июня произошли два события, которые по стечению обстоятельств во многом носили синхронный характер. Окончательное принятие ЕС «долгожданного» 11 пакета санкций, во многом направленного уже на третьи страны, совпало с событиями 24 июня. Последнее, за исключением возникшего роста спроса на наличные деньги, включая валюту. не носило прямой угрозы для экономики, но было угрозой для государства в целом. Однако возможные последствия произошедшего нельзя недооценивать.
Совет Европейского союза принял 21 июня 11-й пакет экономических ограничительных мер против России, цель которых усиление существующих санкций и пресечение их обхода. . В очередной пакет вошли более 30 компаний, 71 физлицо, а также южная ветка нефтепровода «Дружба» и запрет на въезд автоприцепов из России. При этом в случае системного обхода санкций, ЕС заявлено о возможности принять крайние меры, включая ограничение продажи и поставок в третьи страны.
Таким образом, попытки «наказать» Россию продолжаются. Правда есть русская поговорка: «попытка – не пытка», которая для европейских сателлитов англосаксов носит обратный эффект. Именно для европейских недружественных стран санкционная война с Россией приносит серьезные негативные последствия. Тем более, что страны ЕС зачастую сами принимают решения, которые противоречат их действиям.
Так, по информации аналитическое агентство Bruegel, ЕС, сокративший импорт российского трубопроводного газа на 19%, увеличил закупки российского СПГ на 35%. При этом усиление санкицонного давления на Россию привело к росту цен на электроэнергию, топливо и продукты питания в Европе и США. Во многих западных странах с конца прошлого года усилилась рецессия.
Положение усугубляется теми мерами, которые оперативно принимаются, в частности, странами-экспортерами энергетических ресурсов.
Саудовская Аравия Эр-Рияд сокращает добычу нефти до десятилетнего минимума. Крупнейший нефтяной экспортер объявил, что в июле добровольно урежет добычу сразу на десять процентов — до девяти миллионов баррелей в сутки. Наряду с этим намечено увеличивать отпускные цены.
Президентом России подписан указ, продлевающий до конца 2023 года ответные меры на потолок цен на российские нефть и нефтепродукты. Ранее действие этих мер истекало 1 июля. Они действуют с 1 февраля и запрещают поставки российских нефти и топлива иностранным покупателям, если в контрактах прописывается их предельная цена. Запрет применяется на всех этапах поставок до конечного покупателя. Кроме того Россией возобновлена поставка нефти на территорию Северной Кореи, и это с учётом наложенных нами санкций, которые были наложены в 2020году,
В рамках государственной политики в условиях агрессии англосаксов и их европейских подручных продолжается принятие решений, направленных не только на стабилизацию экономики, но и на ее дальнейшее развитие.
Правительством разработан проект долгосрочной стратегии развития отрасли связи. В ее основе - системный подход к построению современной информационной инфраструктуры с учетом текущих вызовов и ограничений, для создания которой будут использоваться отечественные телекоммуникационные системы и оборудование. Это станет значимой частью работы по укреплению технологического суверенитета.
Утверждена программа развития авиатранспортной отрасли до 2030 года. На ее реализацию будет направлено более 770 млрд. рублей. Средства пойдут на субсидирование внутренних рейсов и поддержку авиастроения.
Госдумой во втором и третьем чтениях приняла три законопроекта о создании свободной экономической зоны в четырех новых регионах России. Закон устанавливает особый режим предпринимательской деятельности в СЭЗ, который предусматривает особенности градостроительной деятельности и землепользования, а также налоговые льготы и применение процедуры свободной таможенной зоны.
В целом реализуемые программы поддержки экономики обеспечивают в текущем году заметное ускорение ее развития, несмотря на усиление санкций со стороны коллективного запада.
В мае зафиксирован рост почти на 9% по сравнению с сопоставимым перидом прошлого года выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности. Такой динамики не было с середины 2001 года. На 14% возросли объемы работ по отрасли «Строительство», на 3% - производство сельскохозяйственной продукции. Зафиксирован рост на 15 объемов оборота оптовой торговли, что не наблюдалось с мая 2021 года. На 9% возрос оборот розничной торговли и на 5% - объемов платных услуг населению.
Вместе с тем, постоянно вводимые ограничения на внешнеторговые отношения России с другими странами, закрытие рынков недружественных стран, необходимость в этих условиях изменять направленность и логистику экспортно-импортных операций, стимулировать экспорт топливно-энергетических ресурсов на рынки других стран, менять ранее сформировавшиеся производственные связи с западными фирмами оказывает негативное влияние на финансовую сферу.
Интегрированное отражение это находит в динамике исполнения федерального бюджета. В первом квартале текущего года в результате низких цен на российскую нефть и снижение объемов экспорта природного газа в бюджет поступило на полтора триллиона меньше доходов, чем в сопоставимом периоде прошлого года. Нефтегазовые доходы в этот период получены почти вдвое ниже прошлогодних значений.
При этом доходы из прочих источников сократились не так ощутимо, а некоторые не сократились совсем. Так, по налогу на добавленную стоимость (НДС) средства поступили в бюджет в том же объеме, что и в прошлом году.
Расходы федерального бюджета в рассматриваемом периоде выросли более чем на треть, на 37% больше, чем объем полученных за это же время доходов. В результате в 1 квартале дефицит федерального бюджета составил 2,1 трлн. рублей при запланированном дефиците годового бюджета в объеме 2,9 трлн. рублей. За март дефицит удалось сократить на 293 млрд. рублей.
Возникают, по мнению многих экспертов, вопросы о соответствии целям укрепления и развития экономики проводимой денежно-кредитной политики. Тем более, что предпринимаются попытки извне оказать давление на решения, принимаемые в этой сфере.
Так, в адрес Центробанка Банком международных расчетов (МБР) была направлена специальная директива, в которой предписано (не больше, не меньше) принять меры по ужесточению денежно-кредитной политики с целью активизации борьбы с мировой инфляцией.
Иными словами, недружественные страны своими действиями во многом вызывают ускорение инфляционных процессов в мировой экономике, а Банк России должен помочь преодолевать эти последствия. Тем более, что в России продолжают замедляться цены производителей промышленной и сельскохозяйственной продукции, а также цены на товары инвестиционного назначения. Как говорится, «было бы смешно, если бы не было так грустно».
Тем более, что и сам Центробанк намерен принимать меры, которые, по сути, противоречат проводимой политике по повышению внутреннего спроса и ускорению на этой основе развития экономики.
Один из высокопоставленных чиновников ЦБ недавно заявил, что «отмечается расширение внутреннего спроса, как со стороны частного сектора, так и со стороны госсектора, ускорение кредитования в последние месяцы. Поэтому на предстоящем заседании совета директоров Банка России допускают возможность повышения ключевой ставки после этого значительного периода, пока она оставалась неизменной».
То, что это может привести к ухудшению положения в экономике и торможению ее роста ЦБ, по-видимому, особо не беспокоит.
Так что потребуются еще значительные усилия по консолидации действий в сфере экономической политики, без которых сложно будет преодолевать возникающие проблемы.