Это у хороших знакомых, пока полное неприятие… у меня вопрос - когда происходит «откат» в 1,5-2 года, стандартный, почему не могут сразу поставить диагноз и начать лечение? Ведь чем раньше, тем лучше. А 1,5 года - это такое время, когда у ребёнка с каждым днём всё больше достижений, навыков, а которые только появились - укрепляются и прогрессируют. Любое движение назад если не маму, то врача сразу должно насторожить. Да и маму, наверное, тоже должно, мягко говоря, удивить, что идёт всё вспять…
Решила я отдельной статьёй ответить на ваш вопрос. Это довольно широкая тема для обсуждения.
Для тех, кто впервые случайно попал на канал. Я - мама дочери с аутизмом. Ей уже 15 лет. Здесь не история успеха. Нет инструкций как вылечить или руководств как заниматься. Просто пишу о наших буднях, мои наблюдения и рассуждения, а также отвечаю на ваши вопросы.
Папа не сбежал.
Первое, что могу сказать как мама - в 1,5 года не поймешь - это откат или еще пока навык не сформировался. Не у всех. Даже в 2 года не всегда поймёшь. Мало того, если ребёнок первый, то молодые родители сами не знают как должно быть. Да и нет этого четкого "как должно быть". Какой-то ребенок в 2 года говорит полными предложениями, рассуждает, повторяет стихи. А другой все "Ав-ав" на собаку, да "дай-дай" на еду. И об этих ребенка в норме и к семи годам пойдут в школу и никто их них не умнее и не глупее окажется.
Плюс нужно понимать, что "откат" - это не резкое что-то. Да, бывает такое, что вроде даже ребенок уже и разговаривал, а потом после какого-то события, которое явилось триггером, речевой навык теряется. Но это не значит, что ребенок вдруг становится овощем или сидит в углу и палкой пол ковыряет.
Рассматривать в каждом, любом ребенке в возрасте 1,5-2 года аутизм - это можно умом тронутся.
Я вам скажу, что на своей дочери я заметила что "что-то не так" (не раз уж это говорила) только на фоне сына. Как должно быть и каков темп развития ребёнка - все индивидуально. Но есть развитие, а тут на фоне сына стало понятно, что сын в развитие пошёл, а дочь - что-то не то. Хотя и у него было ОНР и ЗРР (невролог ставил лет до 5,5).
А теперь внимание (!), родители замечают что что-то не так в 2 года и идут к врачу. А врач отвечает - вы наговариваете на ребёнка! Он недоношенный, из двойни, он недавно переболел, он... (нужное подчеркнуть), а вы мама - очень тревожная. Ждите до трех лет - заговорит!
Да, сейчас врачи-неврологи более осведомлены о проблемах развития детей, об аутизме. Но никто не поставит официально диагноз в 2 года. Будут писать что угодно - ЗПР, ЗПРР, ЗРР, но не аутизм. Будут говорить про аутичные черты. Но при этом советовать идти на коррекционные занятия именно по аутизму (дефектолог, ава-терапевт и прочее).
Когда ребёнок начинает уходить в "откат", то маме это принять сложно. Это я вам как мама говорю, а не как научный мед работник. Это не происходит в один день. Откат не случается "бац" и все, ребенок а "ауте" с потерей всех навыков. Он развивается, но не по прямой, а по очень извилистой дорожке. Тем более, что сейчас принято не навешивать ярлыков на детей, ведь "каждый развивается в своем темпе". И это правильно, так оно и есть. Поэтому и говорят, что ребенка нужно сравнивать не с другим ребёнком, а с самим собой в разный промежуток времени. И таки сравнение аутиста в 2 года с самим собой в 2,5 года даёт результат - развитие идет. Но не так.
Поэтому мамы радуются за то, что развитие идет и отмахиваются от нависшей проблемы - возможный диагноз ребенка. А, если ребёнок еще и первый и единственный, то отмахиваются родители очень долго. А кому хочется признавать, что ребенок родился не такой, как у всех? Никому, конечно же.
С 1,5-2х лет никто не возьмёт в коррекцию ребёнка. Это будут развлекашки-развивашки за очень дополнительные деньги, состригаемые с родителей.
Я вам скажу, что в 1,5 года мои оба были не в адеквате в большом коллективе и ни о каких развивашках речь не шла. Стало возможным куда-то их водить (обоих) в три года. Каждого в свое, конечно же.
Что касается опять же врачей - в поликлинике, когда на прием отводится 12 минут, а то и меньше, нет объективного осмотра. Мало того, нет и достаточного количества квалифицированных специалистов, способных в 2 года понять, что это аутичный спектр. Могут только послушать жалобы мамы и либо отмахнуться, либо направить куда-то выше, где тоже не факт, что внемлят жалобам матери.
Все же чаще всего проблем начинают проявляться ближе к 2м годам. Мало того, проблемы настолько разные, что их можно "натянуть" на любой диагноз. Плохо спит? - да это зубы. Не хочет есть что дают? - ну я тоже в детстве не все ела, что давали. Собирает палочки на улице? - ну вот такая игра и интересы у ребёнка. Не говорит? - ну вот твой дед в 5 лет сразу предложениями заговорил!
Думаю, вы поняли мой посыл и о чем я.
Поэтому сложно это все. Легко сказать со стороны. Да, когда мы уже столько лет "в теме", то можем увидеть "нашего клиента" и определить с первого взгляда что там все "не окей". Но это лишь только даёт нам понимание происходящего и формирует наше отношение к поведению ребенка и родителя. Но не даёт нам возможности определить понимают ли родители, что с ребёнком все не хорошо, делают ли они что-то и так далее. И да, лезть с советами мы не имеем право. Только, если попросят.
Я вам скажу, что уверена, что не всегда ранее вмешательство (то есть начало занятий с уже правильно поставленным диагнозом) не всегда гарантирует успех. Все зависит от сложности дефекта, от сопутствующих проблем со здоровьем и так далее. Да, это даёт больше надежды родителям, но не бОльший шанс ребёнку. Ну это лично моё мнение, может я и не права.