Я сама не ожидала из комментариев к статье про саманные дома столько интересного для себя узнать, чест слово. В каждой местности это, получается, немного по-разному. Теперь мне интересно: а что, кизяки тоже по-разному делать можно? Я пребываю в уверенности, что способ изготовления кизяков один-единственный.
Всех предупреждаю сразу: ничего умного или полезного тут нет и не будет. Ни в отдельно взятой статье, ни в целом на канале. Пенсионерка, по совместительству немного риэлтор, ведет свой дневник и излагает свои мысли. Некоторым кажется, что излагает коряво, да и мысли то-так себе. Нередко вдаряется в какие-то идиотские воспоминания, кому они нужны. Нуднятина, одним словом. Дальше можно не читать и не тратить на меня своё драгоценное время, особенно на комментарии.
Ну и - ЗДРАВСТВУЙТЕ все! ЗДРАВСТВУЙТЕ, клуб! Не в смысле - привет вам всем, а в смысле "Будьте все здоровы. Это главное".
Исследуя посёлок Эльтон, выбравшись за ограду одноименного санатория, чуть-чуть я по улице прошла и на обочине облачко фиолетовое увидела. Тоже привет из детства, у нас тоже такими же полянками шалфей рос.
Я пошла к шалфею здороваться, и тут же меня настиг тааакой привет из детства! Не просто кивок головой, привет, мол, тебе, а тесные объятья с повизгиванием.
Кизяки!!! Аааа, кизяки, точно как в моём детстве, 50 лет назад! Стоят себе пирамидкой, сохнут, на зиму греть хозяев готовятся.
Чему б ещё можно было так радоваться, а? Кучкам сохнущего на солнце гамна...
Только сейчас, когда мамы и папы уже нет на этом свете, до меня доходит, почему мама, как мне казалось, вела себя так... неправильно. Вот зачем она с папой вечно спорила и ругала его, и заставляла делать всё не так, как надо? Папа же лучше знал, как правильно! Да, я как-то интуитивно была на папиной стороне. Мне было понятно, что и зачем он делает. Наверное, голос крови и зов предков. Почему мама не хотела понять этих умных традиций? Со своим же уставом в чужой монастырь не ходят.
Конечно, папа лучше знал... Предки наши, по папиной линии, поколениями жили тут. "Степнухи", как дед говорил. Я ещё раз понедоумеваю и повосхищаюсь смекалкой предков.
Ровная, как стол, степь. Даже кустарника нет, не то что деревьев. Разбросанные по степи точки, потому что так удобнее овец пасти, для овец тут корма хватает. Нашли в степи место, где есть вода и она не очень глубоко, вырыли колодец (а такой же колодец, настоящий журавель, я тут, на Эльтоне, тоже нашла, покажу потом), слепили из самана какую-никакую землянку. Даже плодовые деревца рядом с колодцем умудрялись каким-то чудом вырастить. Но зима придёт - жилище же надо топить. Вопрос - чем? Ну нет тут дров. Вообще нет. Срубить единственную на сто километров яблоньку? Так до чего непотопляемый народ додумался...
Мама в очередной раз ругала отца, что у него базЫ нечищеные. То ругала, то смеялась над ним то лентяем называла. Видишь ли, не берет он ежедневно лопату и не выбрасывает навоз овечий или там коровий с база за двор! Надо-то как? Надо досками на базах сделать пол, чтобы скот зимой на холодной земле не стоял, и каждое утро выходить убирать скотину и убирать в базах до чистого пола. И так каждый день. Вот как хорошие-то хозяева делают! У хороших хозяев скот в чистом хлеву стоит. А отец что делал? Несъеденную солому из яслей (кормушка такая для сена) выбросит и растрясёт прямо на навоз, овцам под ноги, типа убрано тут! И назавтра история повторяется, и послезавтра... Свежего сена в ясли утром накладывает отец, за день овечки съедобное выберут, в яслях остаются несъедобные будылки. Вот отец опять несъеденное под ноги, прямо в навоз, разбросает, и свежего сена даёт. Лентяй, короче, а не хозяин. И дед мой, соответственно папкин отец, тоже такой же лентяй... Зима проходит, в базЫ не войти, навоза вперемешку с соломой на полметра прямо! Почему нельзя выбрасывать это сразу? Почему после того, как из зимнего хлева овец выгонят на пастбища да переведут в летний загон, эти зимние базЫ чуть не до лета нечищенными держат, а потом надо непременно устраивать коллективный семейный трудовой десант?
Потому, что надо было "резать кизы!"
Конечно, мама не могла даже представить того, что всю зиму овцы готовят топливо для следующей зимы. Мамины родители - из-под Рязани, в революцию в наши волгоградские, тогда ещё царицынские, края перебрались, но не в степь, а в Волго-Ахтубинскую пойму. Мама-то тут уже родилась, а вот мамины дедушка с бабушкой - рязанские. Они понятия не имели, что в степи надо беречь каждую органическую хворостиночку. В Рязани-то, пожалуй, для печи можно и хвороста насобирать. Там предкам не надо было додумывать, как из г*на город городить. Поэтому она и считала и отца моего, и деда лентяями и плохими хозяевами, у которых скотина всю зиму на дeрьме стоит. А в этом-то, если задуматься, целая наука. С осени навоз с соломой потихоньку преет и создаёт в базах тепло. Сам создаёт. И получается сама собой плюсовая температура, всю зиму. Все же знают, что если преющую навозную кучу разворошить, то внутри горячо? За зиму скот в тепле стоит и сам навоз с соломой плотно спрессует. Осталось летом это только на брикеты порезать, и готовое топливо.
И резали. Это я уже хорошо помню, всей большой семьёй собирались. Мужчины брали в руки штыковые лопаты и прямо в базах начинали нарезать спрессовавшийся за зиму навоз с соломой на пласты. Это очень нелегко. С размаху надо лопатой разрезать спрессовавшийся влажный навоз с соломой. А дело подростков и женщин было - эти нарезанные пласты с базов вытащить, сначала на просушку разложить, а потом в пирамидки сложить. Мужчины ряд кизяков на базах нарежут и выходят на перекур, и тут мы в базы помчались, нарезанные кизяки с базов выносить. И чтоб друг другу в тесноте не мешаться. Пока мужчины режут, мы отдыхаем. Пока мужчины отдыхают-перекуривают, мы работаем. Я как-то и за работу это не считала, весело же!
В эти выходные вся семья собирается у дяди, дедушка и два его сына лопатами машут. В следующие выходные все идут к нам. В следующие - к дедушке с бабушкой. Хозяйка дома готовит обед-ужин на всю большую семью. Мы с двоюродными братом и сестрой нарезанные кизы с базов вытаскиваем и на просушку раскладываем. Моя мама, тётя и бабушка в зависимости от загруженности - кто на кухне помогает, кто с кизами работает. За выходной с базами в одном дворе расправлялись. Вечером садились за стол и отдыхать, чаще всего уже после того, как скотина из стада придёт, будет напоена, накормлена и подоена.
И глаза слипаются от усталости... И бабочки, слетающиеся на свет лампочки, висящей во дворе над большим столом... И песня... "В небе яяясном заря даагарала... Сотня юных баайцов из будёнавских войск на разведку в паля пааскакала..."
А потом уже детские дела с этими кизами, просто детские... Пока они рядами лежат на солнце, надо смотреть, когда просохнет верхняя сторона, и переворачивать на другую сторону. Потому что свеженарезанные они прямо влажные ещё. После того, как кизы на солнце вроде как высохнут, их надо в пирамиды складывать, чтобы они много места не занимали за двором. Складывать эти подсохшие кирпичики в шахматном порядке в шалашики-пирамидки это уже прям легкотня и детская забава. Просто надо так складывать, чтобы как можно больше воздуха внутри пирамидки гуляло.
Вот, видно же? Всё продувается. Только верхние кизяки высыхают лучше, чем нижние. Поэтому примерно через месяц, наверное, мы получали указание пирамиду, так сказать, перевернуть, то есть из одной пирамиды собрать другую, чтобы верхние кизяки стали нижними, и наоборот, нижние оказались вверху, ближе к солнцу.
Вот так и выживали мои предки... Из гамна город городили. И дома строили, и отапливали потом эти же дома. Поэтому ничего удивительного нет в том, что я тоже умею из ничего деньги сделать, получается. Это просто зов предков.
Маме как учителю дрова и уголь привозили бесплатно, в 60-е годы учитель в деревне был уважаемым человеком. Мама с кизякам свысока относилась, у неё было полноценное и бесплатное топливо. А по всей деревне как раз стояли вот такие пирамидки, чуть не у каждого двора. И кизяки продавали, если у кого излишки. Брат моего дедушки как раз на точке жил, пас совхозную отару овец. Поголовье в таких отарах - несколько сотен, мне казалось, что вообще под тысячу. Представляете, сколько топлива могут произвести несколько сотен овец? И, вычистив свои базЫ и наготовив своих кизяков, мы всем семейством брались за кизяки в совхозной кошаре.
Овцы государственные, а навоз-то чей? Не государственный же. Неучтённый. Можно просто вычистить совхозную кошару от навоза, это дело чабана, который за свою работу получает зарплату от государства. Можно, как моей маме мечталось, каждое утро заходить на базы и чистить всё, выбрасывая навоз за двор в бесформенную кучу. А можно этот же навоз превратить в деньги, приложив к нему руки. Неучтённый навоз от совхозных овец превратить в кизяки, которые можно продать за наличные деньги.
А теперь мне правда интересно, у всех кизяки заготавливались так же? Ну мне кажется - другого способа просто не существует, потому что не может быть, чтобы это можно было что-то сделать по-другому. А вдруг это не так?