“Post Mortem” (Пост Мортем) (2020). Венгрия, 1918 год, последняя зима Первой мировой войны. По стране словно прошлись катком, но могилы, растущие как грибы после дождя – результат не только смертоубийства, но и бушующей в Европе эпидемии «испанки», что выкосила, по разным данным, от 17 до 100 миллионов человек. Главный герой, Томаш, чуть было не погиб на поле боя и чуть было не сгинул в братской могиле, но очнулся в самый последний момент и спустя шесть месяцев, с трудом зализав полученные раны, вернулся на гражданку, устроившись в бродячий цирк фотографом. Да фотографом не простым. Его специализация – семейные снимки с участием мертвецов, обычай диковатый, но распространенный в 19-м и начале 20-го века.
Посмертные фотографии. Post mortem. На которых покинувшие этот мир члены семьи сидели, словно живые, со своими пока еще не почившими родственниками. Однажды рядом со своим шатром Томаш замечает 10-летнюю девочку по имени Анна, точь-в-точь похожую на ту, что явилась ему после собственной, так и не состоявшейся смерти. Она приглашает молодого человека к себе в деревню, буквально уничтоженную «испанкой», и Томаш следует за ней, по прибытии снимая мертвецов одного за другим. Благо их в деревне хватает, ведь зима выдалась невероятно холодной, и из-за промерзшей насмерть земли похоронить всех умерших в отведенный для этого срок невозможно. Но со снимками что-то не так. Местные искренне восторгаются мрачным искусством Томаша, пока… Пока на всех фотографиях не проступает серая тень, стоящая прямиком за каждым из мертвецов.
Венгерский хоррор-кинематограф – прямо скажем, «ну такое». В том смысле, что о его существовании за пределами родины мало кто знает, а если какой фильм и выходит в международный прокат, то крайне редко, и отзывы можно пересчитать по пальцам одной руки. Вспоминаем: «Духи во тьме», «Морозный май», «Мотылек», «Подвал», «Шепчущий» и (попробуйте хоть где-то найти) «Озеро Бодом», три из которых сняты одним и тем же режиссером. Фильмы в основном псевдодокументальные или с явным уклоном в экспериментаторство, даже артхаус. В «Пост Мортеме» нет ни следа «авторского кино», ни намека на «Ведьму из Блэр». Но почти два часа, всё крайне медленно. И с явным упором на атмосферу. Откровенного членовредительства на камеру в кадре нет, все ограничивается левитацией, полтергейстом, да по-настоящему мрачным эпизодом со сгоревшими людьми в одной из хижин.
В конечном результате получаем своеобразную историю – нет, не о мертвецах, о призраках. На фоне реальных исторических событий, отменно снятую (хотел было сказать «ярко», но «ярко» (в буквальном смысле) точно не про эту ленту), не с таким уж большим количеством клише, как можно было бы ожидать. Порядка 30 премий и номинаций на различных кинофестивалях в странах Европы и в Канаде! Неплохой результат. Но, к сожалению, ничего кроме по-настоящему крепкой технической составляющей я отметить в «Пост Мортеме» не могу. Фильм сколь стильный, столь же и невероятно скучный, неоправданно затянутый, предсказуемый как тест-драйв трактора «Беларус». Спецэффекты выполнены неплохо, но они простейшие, стопроцентно типовые. Метания Томаша а-ля «жив ли я, или уже по ту сторону, поэтому вижу призраки мертвых?» из той же оперы. Первый час еще как-то можно продержаться, дальше сложно. Предпочту «Морозный май» и «Озеро Бодом».
3/10
Оригинал публикации: https://stalhammar.livejournal.com/1074647.html