Найти тему
Мир ужасов

“Post Mortem” (Пост Мортем) (2020)

“Post Mortem” (Пост Мортем) (2020). Венгрия, 1918 год, последняя зима Первой мировой войны. По стране словно прошлись катком, но могилы, растущие как грибы после дождя – результат не только смертоубийства, но и бушующей в Европе эпидемии «испанки», что выкосила, по разным данным, от 17 до 100 миллионов человек. Главный герой, Томаш, чуть было не погиб на поле боя и чуть было не сгинул в братской могиле, но очнулся в самый последний момент и спустя шесть месяцев, с трудом зализав полученные раны, вернулся на гражданку, устроившись в бродячий цирк фотографом. Да фотографом не простым. Его специализация – семейные снимки с участием мертвецов, обычай диковатый, но распространенный в 19-м и начале 20-го века.

-2

Посмертные фотографии. Post mortem. На которых покинувшие этот мир члены семьи сидели, словно живые, со своими пока еще не почившими родственниками. Однажды рядом со своим шатром Томаш замечает 10-летнюю девочку по имени Анна, точь-в-точь похожую на ту, что явилась ему после собственной, так и не состоявшейся смерти. Она приглашает молодого человека к себе в деревню, буквально уничтоженную «испанкой», и Томаш следует за ней, по прибытии снимая мертвецов одного за другим. Благо их в деревне хватает, ведь зима выдалась невероятно холодной, и из-за промерзшей насмерть земли похоронить всех умерших в отведенный для этого срок невозможно. Но со снимками что-то не так. Местные искренне восторгаются мрачным искусством Томаша, пока… Пока на всех фотографиях не проступает серая тень, стоящая прямиком за каждым из мертвецов.

Венгерский хоррор-кинематограф – прямо скажем, «ну такое». В том смысле, что о его существовании за пределами родины мало кто знает, а если какой фильм и выходит в международный прокат, то крайне редко, и отзывы можно пересчитать по пальцам одной руки. Вспоминаем: «Духи во тьме», «Морозный май», «Мотылек», «Подвал», «Шепчущий» и (попробуйте хоть где-то найти) «Озеро Бодом», три из которых сняты одним и тем же режиссером. Фильмы в основном псевдодокументальные или с явным уклоном в экспериментаторство, даже артхаус. В «Пост Мортеме» нет ни следа «авторского кино», ни намека на «Ведьму из Блэр». Но почти два часа, всё крайне медленно. И с явным упором на атмосферу. Откровенного членовредительства на камеру в кадре нет, все ограничивается левитацией, полтергейстом, да по-настоящему мрачным эпизодом со сгоревшими людьми в одной из хижин.

-3

В конечном результате получаем своеобразную историю – нет, не о мертвецах, о призраках. На фоне реальных исторических событий, отменно снятую (хотел было сказать «ярко», но «ярко» (в буквальном смысле) точно не про эту ленту), не с таким уж большим количеством клише, как можно было бы ожидать. Порядка 30 премий и номинаций на различных кинофестивалях в странах Европы и в Канаде! Неплохой результат. Но, к сожалению, ничего кроме по-настоящему крепкой технической составляющей я отметить в «Пост Мортеме» не могу. Фильм сколь стильный, столь же и невероятно скучный, неоправданно затянутый, предсказуемый как тест-драйв трактора «Беларус». Спецэффекты выполнены неплохо, но они простейшие, стопроцентно типовые. Метания Томаша а-ля «жив ли я, или уже по ту сторону, поэтому вижу призраки мертвых?» из той же оперы. Первый час еще как-то можно продержаться, дальше сложно. Предпочту «Морозный май» и «Озеро Бодом».

3/10

Оригинал публикации: https://stalhammar.livejournal.com/1074647.html