Найти тему

Открой личико: в России готовят эксперимент по внедрению биоэквайринга

Оглавление

Пилотный проект Банка России по биоэквайрингу запланирован на IV квартал, лимит одной операции пока обсуждается в районе 2,5 тыс. рублей. Для проведения эксперимента планируется привлечь несколько торгово–сервисных предприятий, где будут установлены терминалы для считывания лица. Инициативу поддержали в Национальной системе платёжных карт (НСПК). Её глава Владимир Комлев на Финансовом конгрессе Банка России заявил, что они рассчитывают "в 2024 году выходить на полноценный roll out".

В метро и магазине

Однако, согласно опросу SuperJob, большинство россиян не готовы платить лицом. Готовность выразили только 7% опрошенных. Чаще всего недоверие к технологии высказывают мужчины (83% против 79% у женщин), а также респонденты 35–44 лет (83%). Они не уверены в сохранности своих данных и опасаются их утечки.

Дмитрий Кузнецов, директор по методологии и стандартизации Positive Technologies, отмечает, что утечка биометрических данных сама по себе угрозой не является: современный человек публикует их в соцсетях и мессенджерах тысячами в год и не считает это чем–то опасным. Например, образцы голоса в виде голосовых сообщений и изображения лица в виде селфи.

"Угрозой является возможность внести в систему биометрической аутентификации ложные эталонные образцы. У недобросовестного сотрудника банка или МФЦ гипотетически может оказаться техническая возможность передать в Единую биометрическую систему изображение лица и запись голоса одного человека под видом образцов другого. И на сегодняшний день нет стопроцентно действенных механизмов, которые позволили бы исключить возможность такого подлога", — поясняет эксперт.

Сейчас на российском рынке есть несколько IT–игроков, специализирующихся на биометрических технологиях. Один из крупнейших — компания VisionLabs, разработки которой используются в московском метро. С помощью технологий компьютерного зрения пассажиры могут оплатить проезд по лицу, без использования проездных и банковских карт или мобильного телефона. Биометрию применяют более 320 тыс. пользователей, которые совершили свыше 67 млн проходов. Сервис работает на всех станциях метро и МЦК, речном транспорте и ж.–д. направлениях "Аэроэкспресса".

Кроме того, решения VisionLabs используются во многих розничных сетях. Сервис оплаты по лицу на базе их разработок в 2021 году был запущен более чем в 300 магазинах сетей "Перекрёсток" и "Пятёрочка", также среди партнёров VisionLabs — "Магнит", "ВкусВилл", Cofix, "Папа Джонс", Prime и др.

"Внедрение биоэквайринга даёт возможность не только оплачивать покупки по лицу, но и получать дополнительную клиентскую аналитику — возраст, пол, количество клиентов, их эмоции. Кроме того, идентификация покупателя помогает усовершенствовать программу лояльности. Система распознаёт человека и может предложить ему персонализированные скидки, показать релевантные акции или товары. Также это позволяет контролировать продажу товаров с возрастным ограничением — покупатели, не достигшие 18–летнего возраста, не смогут приобрести алкогольную или табачную продукцию", — рассказал "ДП" Дмитрий Марков, генеральный директор VisionLabs.

По его словам, Россия — среди флагманов развития мирового тренда на использование оплаты по лицу. Технология становится всё востребованнее, появляются крупные проекты на транспорте, в розничных сетях.

Однако главным инноватором биоэквайринга является Китай. "Первые коммерческие внедрения появились там ещё более 5 лет назад. По оценкам iiMedia Research, в 2021 году более 495 млн китайцев использовали платежи с распознаванием лиц — это примерно треть населения КНР. Сейчас можно увидеть всё больше новостей о появлении возможностей оплаты по лицу и в других странах, однако в лидерах всё ещё остаётся Азиатско–Тихоокеанский регион", — добавил Марков.

В X5 Group рассказали, что технология оплаты с помощью биометрии действует более чем на 1 тыс. устройств, сервисом пользуются несколько тысяч человек. "Х5 внедрила сервис оплаты взглядом уже в 300 супермаркетах “Перекрёсток” в 25 регионах России, в том числе в Петербурге, Краснодарском крае, Нижегородской, Свердловской, Тюменской областях. Решение реализуется только на кассах самообслуживания собственной разработки Х5", — заявили в компании.

Вопрос доверия

Заместитель генерального директора, директор департамента по развитию бизнеса группы "Иннотех" Андрей Гулидин отмечает, что успех использования биометрии в стране будет зависеть от нескольких факторов.

"Во–первых, насколько компаниям получится “вшить” технологию в клиентский путь: будет ли россиянам легко ею пользоваться, сложно ли будет собирать биометрию. Во–вторых, вопрос цены. Масштаб применения биоэквайринга будет зависеть от того, насколько технология экономически выгодна бизнесу и поставщикам этих решений. И последнее — недоверие и сомнения самих пользователей", — считает он.

Директор по развитию GoodsForecast Сергей Котик замечает, что, пока сохраняются проблемы с поставками оборудования, трудно говорить об обширном внедрении технологии. Тем не менее при её распространении будут возрастать точность распознавания, скорость обработки данных и скорость ответа со стороны платёжных систем.

"Пока не все товары можно купить по биометрии. Второй момент — вопросы с возвратом. Из–за некомпетентности персонала в торговом зале могут возникать такие проблемы. В–третьих, технология не всегда работает корректно, система может вас не узнать. И помимо этого, во многих случаях всё равно требуется код подтверждения. Но самое главное, чего не хватает технологии, — доверия населения. Люди в общей массе не понимают, что это безопасно", — говорит эксперт.

Руководитель направления fintech СКБ "Контур" Сергей Возчиков обращает внимание, что при оплате картой или телефоном пользователь чётко осознаёт, что совершает платёж. При биоэквайринге отсутствует явно выраженное действие и есть риск, что оплата может произойти без согласия пользователя.

"Кроме того, пока отсутствует алгоритм действий в случае компрометации биометрических данных: в этом случае не получится просто выпустить новую карту", — замечает он.

Дорогое удовольствие

С благоприятными перспективами технологии согласны не все. Константин Пылин, заместитель директора по развитию бизнеса группы "Рексофт", считает, что развитие технологий искусственного интеллекта ставит под удар безопасность — киберпреступники будут активно использовать их для подбора биометрических данных.

"Реализация новой инициативы требует существенных инвестиций, а экономический эффект будет на том же уровне, что и у существующих платёжных инструментов. Однако биоэквайринг явно имеет хорошую перспективу в местах, где скапливаются очереди, например в час пик в метро", — говорит он.

Генеральный директор InfoLine Иван Федяков настаивает, что биоэквайринг — совершенно не та технология, которую сейчас следует развивать. "Это не самая востребованная у потребителей услуга. Это явно не идёт от запросов клиентов. Это попытка внедрить очередную систему для ещё более жёсткого контроля потребителей. Масштабно коммерциализировать эту историю довольно сложно", — убеждён он.

Если у ЦБ есть желание упростить процедуру эквайринга и сделать её более дешёвой для ретейлеров, то следует развивать другую технологию — оплату по QR–кодам, продолжает Федяков. По его мнению, сейчас эту технологию сильно ограничивают.

"В России только продуктовых магазинов около 200 тыс. И в каждом из них стоит несколько кассовых аппаратов. В перспективе нужно будет закупить несколько тысяч, может, даже миллионов биометрических устройств. Зачем сейчас форсировать эту дорогую технологию — непонятно", — добавляет он.

https://www.dp.ru/a/2023/07/13/otkroj-lichiko-v-rossii-gotovjat?from=dzen-news