Найти тему
Царьград. Звёздный путь

"БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА" - ПРИМЕР УСПЕШНОГО ГОСЗАКАЗА И БЛЕСТЯЩЕЙ АКТЁРСКОЙ РАБОТЫ "ИЗ-ПОД ПАЛКИ"

Оглавление

"Большая перемена" вот уже на протяжении 50 лет является одним из любимых телефильмов отечественного зрителя. А ещё это пример успешного госзаказа и блестящей актёрской работы "из-под палки".

Телевизионный фильм "Большая перемена" впервые встретился со зрителем полвека назад, в апреле 1973-го, однако до сих пор остаётся одним из наиболее любимых отечественной аудиторией повествований о школьной жизни. И пусть показанные в картине ученики были не совсем обычные, но школьные проблемы и радости у них в общем и целом совпадали с буднями простых мальчишек и девчонок.

Государственный заказ - комедия о пользе учёбы

Особенность школьной тематики в "Большой перемене" была связана в первую очередь с тем, что в фильме показана вечерняя школа, то есть учебное заведение, где среднее образование получают уже взрослые люди. Тема эта в Советском Союзе была весьма актуальной - достаточно вспомнить другую классическую киноленту "Весна на Заречной улице".

Государство было заинтересовано в том, чтобы не доучившиеся в "положенные годы" и начавшие трудовую деятельность люди имели достаточно высокий образовательный уровень. Так что "Большую перемену" вполне можно считать успешным примером госзаказа. За основу сценария была взята повесть "Иду к людям" настоящего учителя вечерней школы Георгия Садовникова. Вот только между литературным первоисточником и телевизионным воплощением существуют многочисленные существенные различия. Они "накопились" за три года работы над сценарием, которую вели Садовников и режиссёр проекта Алексей Коренев.

Нелюбимая, но самая известная роль Михаила Кононова

История о том, как не поступивший в аспирантуру выпускник исторического факультета Нестор Петрович Северов решился на мелодраматический шаг и отправился работать простым учителем в вечернюю школу, моментально обрела зрительскую любовь и прославила Михаила Кононова. Сыгравший Нестора Петровича артист ни в коем случае не может считаться "актёром одной роли": в его фильмографии как до, так и после "Большой перемены" было немало ярких образов ("До свидания, мальчики", "Начальник Чукотки", "Начало", "Кольца Альманзора" и другие).

Однако актёр (родившийся, кстати, в один день с суперзвездой Голливуда) по неизвестной причине сразу, ещё на стадии знакомства со сценарием, невзлюбил как своего героя, так и весь фильм в целом. И пронёс эту неприязнь в неизменном виде до конца своих дней. По словам самого Кононова, для него эта работа была "проходной", лишь способом заработка во время подготовки к другим ролям. О сценарии "Большой перемены" артист отзывался всегда уничижительно ("ужас"), а успех фильма объяснял исключительно обаянием собравшихся на съёмочной площадке актёров.

Кстати, с этими "обаятельными актёрами" в ходе работы отношения у Кононова также не сложились. По воспоминаниям участников съёмок, актёр всем своим видом показывал, что работает "из-под палки" и в конечном результате не заинтересован. В перерывах между дублями "Нестор Петрович" не общался с коллегами, а сидел в сторонке, листая журналы и кушая баранки. Иногда Кононов и вовсе устраивал небольшие скандалы на площадке, тем самым приводя себя в тонус.

Согласитесь, сложно предположить подобное отношение Кононова к своему персонажу и фильму, в очередной раз наблюдая на экране обаятельного учителя истории из вечерней школы. Всё-таки искусство - страшная сила.