12,5K подписчиков

Открыл люки и залез в советский пушечный бронеавтомобиль БА-10М: подробный обзор

718 прочитали
Сочетание автомобильной профессии и интереса к исторической военной технике привело к тому, что я крайне неровно дышу к советским средним броневикам.

Сочетание автомобильной профессии и интереса к исторической военной технике привело к тому, что я крайне неровно дышу к советским средним броневикам. Несмотря на тысячу очевидных недостатков, есть в этих машинах что-то притягательное, даже завораживающее.

Сочетание автомобильной профессии и интереса к исторической военной технике привело к тому, что я крайне неровно дышу к советским средним броневикам.-2

Ведь они — отголоски той короткой и неповторимой уже эпохи второй половины 1930-х годов, когда пушечные бронеавтомобили могли сравниться по огневой мощи с танками. И при удачном стечении обстоятельств выходили из такой дуэли победителями. Монгольские просторы близ реки Халхин-Гол и охваченные гражданской войной дороги Испании тому свидетели.

В Великую Отечественную баланс сил на поле боя существенно изменился, да и обстановка на начальном этапе войны складывалась не в нашу пользу. Потери броневиков резко выросли — в том числе из-за непрофильного применения в роли машин непосредственной поддержки пехоты. Поэтому до наших дней сохранились лишь единичные оригинальные экземпляры. Но, к счастью, стараниями реставраторов редкие колёсные модели потихоньку возрождаются — буквально из руин и пепла.

Сочетание автомобильной профессии и интереса к исторической военной технике привело к тому, что я крайне неровно дышу к советским средним броневикам.-4

Это сейчас БА-10М клуба «Капонир» выглядит свежим и нарядным. А на самом деле раритетный бронеавтомобиль собрали по кусочкам: из уцелевших фрагментов, найденных, предположительно, в Ленинградской области. О нелёгкой судьбе машины красноречиво говорят сварные шрамы на шершавых от долгого пребывания в земле стальных панелях.

Сочетание автомобильной профессии и интереса к исторической военной технике привело к тому, что я крайне неровно дышу к советским средним броневикам.-5

Тем интереснее, что в техническом плане БА-10М восстановили до ходового состояния, причём на родных агрегатах! Бронеавтомобиль регулярно выезжает на военно-исторические мероприятия, участвует в парадах и динамических показах.

Вот почему мне было вдвойне любопытно изучить начинку этого БА-10М — самого совершенного представителя своего класса боевых машин — во всех подробностях, заглянув в башню, отделение управления и моторный отсек. Начнём с внешнего осмотра.

Сочетание автомобильной профессии и интереса к исторической военной технике привело к тому, что я крайне неровно дышу к советским средним броневикам.-6

Основным вооружением БА-10М по примеру предшественников выбрали неплохо зарекомендовавшую себя 45-мм пушку 20К. Точно таким же орудием оснащали, допустим, Т-26, так что бронеавтомобиль даже на фоне лёгких танков той поры смотрелся достойно и был способен бороться с любыми бронированными целями. К тому же артиллерийскую часть поддерживали два 7,62-мм пулемёта ДТ — один спаренный, другой курсовой в лобовом листе корпуса.

Лишённая кормовой ниши башня имеет форму усечённого конуса, что хоть немного, но повышает защиту. Толщина бронелистов у БА-10М относительно скромная — от 4 до 10 мм. Хорошо виден лючок для демонтажа орудия, который также можно использовать для загрузки боекомплекта, наблюдения или стрельбы из личного оружия.

Сочетание автомобильной профессии и интереса к исторической военной технике привело к тому, что я крайне неровно дышу к советским средним броневикам.-8
Полезным практическим новшеством и заодно визуальным маркером БА-10М стали вынесенные на задние крылья 54,5-литровые бензобаки в бронированных кожухах.

Модернизация добавила в топливную систему насос, а раньше горючее поступало в карбюратор двигателя самотёком, что вынуждало инженеров применять, мягко говоря, опасное решение. Но это мы увидим чуть позже — внутри машины.

БА-10М строили с декабря 1939 года стараниями, главным образом, Ижорского завода на укороченном на 600 мм и усиленном шасси горьковского трёхосного грузовика ГАЗ-ААА, подробный обзор которого тоже можно почитать на моём канале.

Агрегаты трансмиссии прикрыты от пуль и осколков фигурным бронещитком.

Сочетание автомобильной профессии и интереса к исторической военной технике привело к тому, что я крайне неровно дышу к советским средним броневикам.-10

Но если заглянуть под машину, получится увидеть хорошо знакомую конфигурацию с балансирной задней рессорной тележкой, парой ведущих мостов с червячными главными передачами и демультипликатором.

Сочетание автомобильной профессии и интереса к исторической военной технике привело к тому, что я крайне неровно дышу к советским средним броневикам.-11

Подвешенная на поперечной рессоре балка переднего моста усилена массивными пластинами.

Сочетание автомобильной профессии и интереса к исторической военной технике привело к тому, что я крайне неровно дышу к советским средним броневикам.-12

И снабжена рычажными гидравлическими амортизаторами по типу ГАЗ М-1. На машинах военного выпуска передние тормоза часто отсутствовали.

Сочетание автомобильной профессии и интереса к исторической военной технике привело к тому, что я крайне неровно дышу к советским средним броневикам.-13

Увы, всё это не решало важной проблемы — вслед за исходной моделью грузовика БА-10М оставался заднеприводным, с колёсной формулой 6х4. На бездорожье двух ведущих мостов увесистой 5,5-тонной бронемашине не хватало.

Сочетание автомобильной профессии и интереса к исторической военной технике привело к тому, что я крайне неровно дышу к советским средним броневикам.-14

Конструкторам приходилось повышать проходимость другими способами. Например, закреплённые по бортам в пределах базы запасные колёса выступали в роли опорных катков и не давали БА-10М на пересечённом рельефе сесть на пузо, поскольку свободно прокручивались на осях.

Сочетание автомобильной профессии и интереса к исторической военной технике привело к тому, что я крайне неровно дышу к советским средним броневикам.-15

А совсем гиблые места предлагалось штурмовать при помощи цепей «Оверолл», надевавшихся экипажем бронеавтомобиля на колёса задней ведущей тележки.

Единственный задний сигнальный фонарь расположен на левом крыле. Обратите внимание, какими узкими были шины того времени, да и рисунок протектора «злым» не назвать — грязь такие покрышки роют плохо. А вот пуль и осколков так называемые гусматики не боятся, поскольку заполнены специальным эластичным составом.

Сочетание автомобильной профессии и интереса к исторической военной технике привело к тому, что я крайне неровно дышу к советским средним броневикам.-17

Доступ к двигателю открывают прямоугольные лючки по обе стороны бронекорпуса.

Защитные жалюзи радиатора системы охлаждения имеют привод из кабины. Это важно, поскольку упакованный в броню двигатель БА-10М, со слов водителя восстановленной машины, склонен к перегреву.

Сочетание автомобильной профессии и интереса к исторической военной технике привело к тому, что я крайне неровно дышу к советским средним броневикам.-19

Поэтому закрывать поток воздуха в моторный отсек стоило лишь при угрозе обстрела.

Сочетание автомобильной профессии и интереса к исторической военной технике привело к тому, что я крайне неровно дышу к советским средним броневикам.-20

Передвигает бронеавтомобиль практически стандартная рядная «четвёрка» ГАЗ-М, развивающая при рабочем объёме 3,3 литра скромные 50 л.с. Однако дефицит тяги отчасти восполняет демультипликатор в трансмиссии с передаточным отношением 1,43. От гражданского варианта военная модификация нижнеклапанного движка отличается экранированным электрооборудованием и исполнением радиатора.

Удобный, на первый взгляд, доступ в машину для водителя и стрелка-радиста открывают высокие боковые двери. Хорошо видна конструкция смотровых приборов и закраин по периметру, которые при обстреле не позволяют свинцовым брызгам проникать внутрь корпуса.

Сочетание автомобильной профессии и интереса к исторической военной технике привело к тому, что я крайне неровно дышу к советским средним броневикам.-22

Кстати, все двери и люки подвешены на «потайных» внутренних петлях с пулестойкими головками заклёпок и болтов. На ранних советских средних бронеавтомобилях шарниры располагались снаружи корпуса и были уязвимы.

Сочетание автомобильной профессии и интереса к исторической военной технике привело к тому, что я крайне неровно дышу к советским средним броневикам.-23

Так выглядит отделение управления при выключенном плафоне освещения. Мрачная обстановка…

Сочетание автомобильной профессии и интереса к исторической военной технике привело к тому, что я крайне неровно дышу к советским средним броневикам.-24

А так — при дневном свете.

Первое впечатление оказалось обманчивым. Чтобы протиснуться за руль, мне при росте 185 см пришлось согнуться в три погибели. При этом за рулём пространства вполне достаточно. Но умение быстро занимать рабочее место и оперативно покидать машину через узкий лаз точно нужно тренировать.

Сочетание автомобильной профессии и интереса к исторической военной технике привело к тому, что я крайне неровно дышу к советским средним броневикам.-26
Ведь тревоги добавляет ещё и тот факт, что за спиной подвешены бензобаки — при пробитии брони в «правильном» месте огненный душ обеспечен, и это, увы, не метафора.

Именно такой опасный фактор старались ликвидировать переносом ёмкостей с горючим на задние крылья, в том числе на более ранних БА-6 при модернизации. Таким образом, машину клуба «Капонир» можно отнести к категории переходных. Кстати, недавно известный историк Юрий Пашолок выпустил классный материал о топливных резервуарах БА-10, очень рекомендую.

Сочетание автомобильной профессии и интереса к исторической военной технике привело к тому, что я крайне неровно дышу к советским средним броневикам.-27

Ещё из не слишком аутентичного — указатель температуры охлаждающей жидкости слева над ободом руля. Прибор помогает контролировать режим работы двигателя, оберегая древний агрегат от необратимых последствий перегрева.

Сочетание автомобильной профессии и интереса к исторической военной технике привело к тому, что я крайне неровно дышу к советским средним броневикам.-28

При этом от газовских грузовиков того периода БА-10М вдобавок отличают встроенные в панель приборов армейские часы.

Сочетание автомобильной профессии и интереса к исторической военной технике привело к тому, что я крайне неровно дышу к советским средним броневикам.-29

Слева на полу расположен тот самый рычаг, что дистанционно открывает и закрывает бронированные люки радиатора.

Сочетание автомобильной профессии и интереса к исторической военной технике привело к тому, что я крайне неровно дышу к советским средним броневикам.-30

Удивительно, но факт. При восстановлении БА-10М броневику сохранили оригинальное шестивольтовое электрооборудование. Компактные аккумуляторы в количестве двух по идее должны размещаться в ящиках у ног стрелка-радиста на моторном щите. Но здесь для удобства применили одну батарею, оставив её на полу.

Сочетание автомобильной профессии и интереса к исторической военной технике привело к тому, что я крайне неровно дышу к советским средним броневикам.-31

Чуть выше — «яблоко» шаровой установки пулемёта ДТ.

Сочетание автомобильной профессии и интереса к исторической военной технике привело к тому, что я крайне неровно дышу к советским средним броневикам.-32

В боевое отделение можно перейти внутри машины, откинув спинки передних сидений.

Сочетание автомобильной профессии и интереса к исторической военной технике привело к тому, что я крайне неровно дышу к советским средним броневикам.-33

Но удобнее воспользоваться единым широким люком в башне. Хорошо заметны встроенная в него круговая заслонка вентиляции боевого отделения и запорный механизм.

Сочетание автомобильной профессии и интереса к исторической военной технике привело к тому, что я крайне неровно дышу к советским средним броневикам.-34

Сверху видны бронекрышки заправочных горловин бензобаков и закупоренный антенный вывод с кольцевой защитой по периметру (над местом стрелка-радиста).

Сочетание автомобильной профессии и интереса к исторической военной технике привело к тому, что я крайне неровно дышу к советским средним броневикам.-35

В башне размещаются двое — командир-наводчик (слева) и заряжающий.

Сочетание автомобильной профессии и интереса к исторической военной технике привело к тому, что я крайне неровно дышу к советским средним броневикам.-36

Просторным боевое отделение, конечно, не назвать, но и откровенной тесноты здесь не ощущаешь. Комфорта добавляют мягкие подушки сидений и податливые накладки на погоне башни.

Сочетание автомобильной профессии и интереса к исторической военной технике привело к тому, что я крайне неровно дышу к советским средним броневикам.-37

Слева и справа расположены смотровые приборы с пистолетными амбразурами под ними. Выше виден стопор крышки люка.

Сочетание автомобильной профессии и интереса к исторической военной технике привело к тому, что я крайне неровно дышу к советским средним броневикам.-38

Ниже, непосредственно в корпусе, организованы укладки пулемётных дисков (2079 патронов)…

Сочетание автомобильной профессии и интереса к исторической военной технике привело к тому, что я крайне неровно дышу к советским средним броневикам.-39

… и 45-мм снарядов к пушке в характерном веерном стеллаже. Полный боекомплект БА-10М включал 49 выстрелов, часть которых должна располагаться в вертикальных стойках по бортам и в специальном ящике.

Сочетание автомобильной профессии и интереса к исторической военной технике привело к тому, что я крайне неровно дышу к советским средним броневикам.-40

Но вообще, над детализацией внутренней обстановки конкретно в этом БА-10М нужно ещё много работать. В частности, не хватает спаренного пулемёта ДТ, телескопического (ТОП) и панорамного (ПТ-1) прицелов, не говоря уже о более мелких вещах.

Сочетание автомобильной профессии и интереса к исторической военной технике привело к тому, что я крайне неровно дышу к советским средним броневикам.-41

Зато установлен и полностью работоспособен механизм поворота башни, частично выполненный, похоже, из более современных деталей.

Сочетание автомобильной профессии и интереса к исторической военной технике привело к тому, что я крайне неровно дышу к советским средним броневикам.-42

Электропривода нет, тем не менее башня вращается достаточно быстро — убедитесь сами.

Под ногами наводчика — узенькая подставка с педалями спуска.

Сочетание автомобильной профессии и интереса к исторической военной технике привело к тому, что я крайне неровно дышу к советским средним броневикам.-43

Таким вот получился БА-10М у клуба «Капонир». Возможно, машине чуть не хватает лоска и точности оформления боевого отделения, но применение при реставрации родных агрегатов и даже правильной шестивольтовой электрики внушает уважение.

И в любом случае проект позволил поставить на ход крайне редкий экземпляр военной техники. «Живые» образцы бронеавтомобилей с внешними топливными баками мне в России пока не попадались, хотя в 1939-1941 годах их сделали порядка 2000 штук.

Сочетание автомобильной профессии и интереса к исторической военной технике привело к тому, что я крайне неровно дышу к советским средним броневикам.-44

И теперь мы можем своими глазами убедиться: на хороших дорогах с твёрдым покрытием БА-10М способен передвигаться довольно бодро. По паспорту максимальная скорость слегка превышала 50 км/ч.

Впрочем, даже в статике БА-10М представляет огромный интерес. Приходите на выставку «Моторы войны» и познакомьтесь с моим любимым бронеавтомобилем лично.