Найти в Дзене
Библио-лаборатория

"Колыбель для кошки". Саркастичный апокалипсис Курта Воннегута

Курт Воннегут — один из немногих фантастов, кто сумел еще в прошлом веке пробить «стеклянный потолок» и получить признание не только среди любителей фантастики, но и у крайне консервативных литературных критиков и редакторов «большой литературы». Забавный факт: несмотря на то, что творчество Воннегута стало в буквальном смысле предметом научного изучения (о его книгах пишут монографии и диссертации), премию «Хьюго» как фантаст он так и не получил (хотя номинировался трижды). Собственно, через эти номинации я и вышел на его роман «Колыбель для кошки» (подробнее читайте в статье «Премия Хьюго, класс 1964 года»). Оказалось, что я его не читал, хотя когда-то довольно активно углубился в творчество Воннегута, пришлось срочно восполнять пробел в литературном багаже, так сказать. Как обычно, в романе Воннегут ироничен, философичен, радикален и бьет по самому больному — не в бровь, а прямиком в и без того уже воспаленный глаз. Сюжет начинается довольно заурядно: протагонист, от лица которого

Курт Воннегут — один из немногих фантастов, кто сумел еще в прошлом веке пробить «стеклянный потолок» и получить признание не только среди любителей фантастики, но и у крайне консервативных литературных критиков и редакторов «большой литературы». Забавный факт: несмотря на то, что творчество Воннегута стало в буквальном смысле предметом научного изучения (о его книгах пишут монографии и диссертации), премию «Хьюго» как фантаст он так и не получил (хотя номинировался трижды).

Первое издание романа на русском языке, 1970 год
Первое издание романа на русском языке, 1970 год

Собственно, через эти номинации я и вышел на его роман «Колыбель для кошки» (подробнее читайте в статье «Премия Хьюго, класс 1964 года»). Оказалось, что я его не читал, хотя когда-то довольно активно углубился в творчество Воннегута, пришлось срочно восполнять пробел в литературном багаже, так сказать.

Как обычно, в романе Воннегут ироничен, философичен, радикален и бьет по самому больному — не в бровь, а прямиком в и без того уже воспаленный глаз. Сюжет начинается довольно заурядно: протагонист, от лица которого и ведется повествование, писатель, который хочет написать книгу о дне атомной бомбардировки японских городов и в итоге выходит на родственников «человека, придумавшего атомную бомбу». Только тут читатель впервые сознает, что читает даже не просто фантастический роман, а какую-то странную сатирическую фантасмагорию с безумным ученым, его странными детьми, эксцентричным синтетическим религиозным культом, банановым диктатором и, конечно же, изобретением, которое способно уничтожить весь мир…

-2

Суммируя все вышеприведенные эпитеты, можно прийти к не совсем очевидному, на первый взгляд, основному настрою: Воннегут беспощаден. В романе досталось всем: и лишенным этических принципов ученым, готовым работать над чем угодно, не беспокоясь о последствиях, которые может повлечь за собой использование их изобретений. Корпорациям и военным, нанимающим этих ученых. Политикам, которым плевать на все, кроме собственной карьеры. Религиям, пудрящим мозги людям, чтобы те продолжали жить в счастливом неведении адской нищеты и убожества. Диктаторам, которые благоденствуют на костях своих подданных.

Дойдя вместе с пестрой компанией персонажей до финального гранд-аккорда, читатель уже совершенно удивляется внезапному апокалипсису, а скорее даже испытывает некоторое облегчение — слава богу (или Боконону), всему этому безумию наконец пришел конец…

Кстати, хочу отдельно отметить один момент. В качестве эталона тоталитарной антиутопии обычно принято называть либо 1984 Оруэлла, либо «Дивный новый мир» Хаксли. Однако Воннегут очень точно и совершенно издевательски подметил одну из главных особенностей всех диктатур: тотальную лживость, когда официальная идеология, которой публично придерживаются все, в реальности оказывается только липовой вывеской, под которой люди живут с точностью до наоборот. Искусственный конфликт боконистов с официальными властями очень точно отражает это тоталитарное «расщепление личности» в масштабах целого государства.

-3

Апокалипсис как избавление от мирового маразма — не уверен, что Воннегут изобрел такой сюжетный поворот, но уж точно он использовал его со всей мощью своего таланта. Роман однозначно стоит прочитать (как и вообще любое произведение Воннегута). Прочитать — и немного задуматься над вопросами, которые он ставит перед каждым из нас в отдельности и перед всем человечеством в целом.