Найти тему
MEDIA-MIG

Конкуренция приложений для мигрантов в Питере пока не решает проблему нарушений миграционного законодательства

«Сбер» стал партнёром развития приложения, предназначенного для оформления документов иностранцами в России.

Media-MIG отслеживает, как в самых разных прикладных секторах миграционной отрасли внедряются отечественные IT-решения. Одна из таких инициатив недавно отметилась на Петербургском международном экономическом форуме соглашением о сотрудничестве «Сбера» и федеральной управляющей компании «Бронка Групп». Последняя разработала и запустила PatentMobile — приложение, упрощающее оформление трудовых мигрантов в стране. «Сбер» же выступает драйвером развития сервиса, интегрируя в него собственные продукты.

Отметим, что в качестве многопрофильного холдинга «Бронка Групп» известна в Санкт-Петербурге широкими спектром интересов — от девелопмента до ресторанного бизнеса. В ее экосистему входит «Единый центр документов» и действующий на его базе «Миграционный центр», который начал с 2022 года применять PatentMobile как часть стратегии цифровой трансформации бизнеса.

На ограниченном для России сервисе Google Play приложение имеет рейтинг 4,5 и было скачано более 10 тысяч раз. Есть возможность ознакомиться с отзывами самих мигрантов. Подробнее о специфике PatentMobile побеседовал с Media-MIG Борисом Рябоволиком — советник президента по развитию IT-сервисов Союза «Миграционный альянс» («Бронка Групп» выступает его учредителем).

Борис Борисович, поделитесь статистикой использования приложения на сегодня. Какова цифра активных пользователей и географическое распределение?

— На сегодняшний день число активных пользователей приложения PatentMobile составляет 30 тысяч. Все больше иностранных граждан устанавливают приложение в странах исхода — Узбекистане и Таджикистане. На текущий момент процентное соотношение по географии пользователей выглядит следующим образом: 90% — Санкт-Петербурге и Ленинградская область, 10% — Узбекистан, Таджикистан и другие страны.

Как приложение обеспечивает сохранность данных при обработке личной информации?

— Для обеспечения безопасности и конфиденциальности данных пользователей при создании и развертывании приложения PatentMobile была выбрана облачная платформа SberCloud. Также приложение прошло внешнюю проверку информационной безопасности на соответствие требованиям по защите информации и актуальным угрозам.

Как платформа влияет на стабильность сервиса?

— SberCloud обеспечивает высокий уровень безопасности и качество сервиса по развертыванию облачных продуктов. Работа на данной платформе обеспечивает безопасное хранение данных и защищенные каналы связи для обмена информацией между различными подразделениями. Кроме того, возможности SberCloud позволяют работать над масштабированием приложения без привлечения дополнительных систем.

Какие сервисы «Сбера» доступны сейчас в приложении и что дают мигрантам для процедур оформления нужных документов?

— «Сбербанк» с самого начала был ключевым технологическим партнером проекта. К текущему моменту с приложением PatentMobile интегрирован сервис «Сбера» по оплате НДФЛ для иностранных граждан без комиссии, создана биржа труда в кооперации с «Работа.ру». В июне состоялся релиз сервиса «СберСтрахование», который позволяет оформить полис ДМС, и сервиса «СберПраво», предоставляющего возможность получения юридической поддержки.

Главным фактором, который упрощает и ускоряет процесс оформления документов, является возможность заполнения всех форм онлайн и, соответственно, загрузка этих данных в систему. Например, нашему «Миграционному центру» на ул. Красного Текстильщика, который входит в холдинг «Бронка Групп», работа приложения уже позволила сократить время на обслуживание одного клиента. Для зарегистрировавшихся в приложении оно составляет порядка 10 минут, тогда как обслуживание клиентов в «живой» очереди в пиковый сезон достигает 4 часов. Также, что немаловажно, возросло число повторных обращений к приложению на 15% за счет удобства использования сервиса и получения дополнительных услуг.

Расскажите подробнее о поиске работы через приложение. Какие опции доступны мигрантам для поиска вакансий?

— К текущему моменту в приложении PatentMobile создана биржа труда в кооперации с «Работа.ру» — быстрорастущий сервис «Сбера» для поиска работы и сотрудников на российском рынке.

Пользователи биржи в приложении могут вести поиск только по ключевым словам или дополнительно ограничивать его, используя фильтры, такие как отрасль, локация, обязанности, уровень заработной платы, график, опыт работы и т. п.

Как через этот сервис иностранцы могут получить полисы ДМС?

— Благодаря интеграции сервиса «СберСтрахование» в приложении PatentMobile иностранный гражданин может заказать полис ДМС онлайн, что позволяет значительно сократить время на его оформление. Иностранному гражданину останется только получить сам полис.

Расскажите о перспективах приложения. Запланированы ли новые возможности?

— В ближайшее время в приложение PatentMobile будет добавлена возможность оформления электронной банковской карты «Сбербанка». Совместно со «Сбер» мы продолжим развивать раздел «Биржа труда» в приложении.

Сейчас мы ведем активную работу по масштабированию работы приложения и выход в другие регионы России по Saas-технологии. В различной степени переговоров и заключения договора находятся порядка 10 регионов РФ.

Как адаптируют сервис к различным языкам и культурным особенностям мигрантов?

— Приложение PatentMobile является многоязычным. При разработке была внедрена возможность его адаптации сразу для нескольких языков без перекройки логики приложения.

Изначально в PatentMobile было внедрено три языка: русский, узбекский и таджикский. Не так давно было интегрировано еще четыре языка: английский, киргизский, китайский и французский. Перевод затрагивает всю функциональность приложения.

Есть ли у приложения платные функции? И сколько средств потребовала стоимость разработки самого сервиса?

— В приложении PatentMobile отсутствует платный функционал, оно позиционируется как бесплатное. Кроме того, например, оплата ежемесячного НДФЛ для иностранных граждан проводится без комиссии и без участия посредников.

По соглашению со «Сбером» мы не разглашаем прямые объемы инвестиций в разработку приложения.

Заявленные 30 тыс. пользователей в приложении это показатель за какой период? Какими видятся перспективы роста?

— Период активного продвижения приложения PatentMobile составляет порядка полугода. Большая часть заявленных активных пользователей зарегистрировались в приложение именно в данный период.

Процесс интеграции сервисов «Сбера» в мобильное приложение PatentMobile и масштабирование его работы в других регионах позволит кратно увеличить количество активных пользователей, масштабировать его преимущества на всех трудовых мигрантов — потенциально в экосистему приложения может быть вовлечено до 2 млн человек.

Приложение бесплатно для рядовых пользователей, но само может являться коммерческим корпоративным продуктом. В холдинге сообщают о возможности по тарифу использовать его другими миграционными центрами — вне системы «Бронка Групп».

На вопрос о конечных бизнес-целях разработки PatentMobile в «Бронка Групп» ответили, что главной задачей было объединить все услуги, оказываемые иностранцам в «Миграционном центре», одной системой, которая сократит время обслуживания, увеличит количество повторных обращений за счет удобного онлайн-сервиса, а также привлечет новых пользователей возможностью взаимодействия из стран-исхода трудовых мигрантов.

Делать выводы о региональном потенциале приложения из текущей статистики преждевременно. На фоне последних опубликованных МВД России данных по выданным за январь-март 2023 года на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области 77 811 патентам, продукт «Бронка Групп» потенциально охватывает около половины рынка. В разрезе прошлогодней статистики в 339 544 — 9%. Вопрос в том, насколько разработчикам с учетом масштабной партнерской сети компании в сфере миграции получится «оцифровать» инертную категорию трудовых мигрантов.

Добавим, что правонарушения, связанные с миграцией и нелегальным трудоустройством иностранцев, не уходят с городской повестки Петербурга. В прошлом году он стал первым в стране по числу депортированных лиц — 5,5 тысяч приезжих. Власти пытаются улучшить ситуацию, в том числе и цифровыми решениями. Например, такими проектами, как мобильное приложение «Забота» или электронная карта трудового мигранта«. Оба реализуются «Ассоциацией содействия международной трудовой миграции», а карта разработана также с участием «Сбера». Сервис «Забота» позволяет мигранту решать ряд вопросов, связанных с документами, трудоустройством, пребыванием в России и был скачан более 50 тысяч раз в Google Play. Поэтому нельзя исключать, что развитие на территории Северной столицы сервиса от «Бронка Групп» будет подгоняться местной конкуренцией.

Media-MIG продолжит с интересом наблюдать за разнообразными цифровыми предложениями в миграционной сфере, эффективность которых можно будет сопоставить уже в скором времени.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц