При просмотре документальных фильмов об историческом Дракуле можно заметить, что история его гибели не всегда рассказывается одинаково. В одном фильме говорят о предателе-слуге. В другом – что Дракула был пронзён многими копьями. Откуда же такие различия? Просто за основу берутся разные исторические источники.
С чего всё началось
В ноябре 1476 года князь Влад Цепеш, исторический Дракула, взошёл на трон Валахии (Румынской Страны) в третий раз – последний раз в жизни.
Дракула не питал иллюзий, что будет править долго. Он понимал, что захватил трон слишком поздно, ведь осенью (1 сентября) в Валахии начинался сбор налогов, а это на многое влияло.
Если бы Дракула получил власть в конце лета либо в начале осени, то смог бы собрать налоги и на эти деньги вооружить собственную армию. Однако он пришёл в ноябре, когда налоги были почти собраны и осели в казне предыдущего князя – Лайоты Басараба.
Венгерский военачальник Стефан Батори и молдавский князь Штефан Великий с помощью своих войск добыли Дракуле трон, а Лайота, прихватив казну, сбежал. Дракула, конечно, пытался его поймать, но упустил, а вместе с ним упустил и свой единственный шанс удержаться у власти.
Венгерские и молдавские войска не могли оставаться в Валахии долго. А как только они ушли, свергнутый Лайота Басараб вернулся. Располагая деньгами, он использовал турок как наемников.
Турецкие части, сосредоточенные возле валашской границы, быстро выступили в поход, не дожидаясь приказа от султана. Это случилось в декабре 1476 года. Дракула с немногими своими людьми погиб в бою.
Версия №1. Что рассказывают хроники
Гибель Дракулы почти сразу начала обрастать слухами, и эти слухи нашли отражение в хрониках XV века.
В Средние века для историка считалось нормальным основывать свой «исторический» рассказ на слухах и сплетнях, услышанных где-то по случаю. Хронисты Якоб Унрест и Ян Длугош, которые были современниками Дракулы, поступили именно так. Они пересказывают слух.
Вот что пишет Якоб Унрест, австрийский хронист:
Турки подкупили слугу Дракулы, и выбрали такого слугу, который пользовался доверием господина, так как однажды спас господину жизнь. И когда Дракула со слугой вместе оказались в дороге, слуга отрезал господину голову и с ней сбежал к туркам.
Польский средневековый историк Ян Длугош рассказывает почти то же самое:
Однажды Влад ехал через поля с одним слугой, и этот слуга подкрался к нему и отсёк голову. Эту голову слуга продал туркам, которые насадили её на пику и возили по многим городам, чтобы все видели.
Эта версия очень далека от официальной. Получается, что никакого боя с турками, которых привёл Лайота, не было. Дракула просто куда-то ехал (может, даже спасался бегством в сторону венгерской границы) и в пути был убит.
И всё же эта версия иногда появляется в документальных фильмах о Дракуле как основная.
Версия №2. Из древнерусского сказания
Версия, изложенная в древнерусском «Сказании о Дракуле воеводе», тоже продвигает идею, что Дракулу убил кто-то из ближнего круга:
Напали на его (Дракулы) землю турки и начали ее разорять. Ударил Дракула на турок, и обратились они в бегство. Воины же Дракулы, преследуя врага, рубили их беспощадно. Дракула же в радости поскакал на гору, чтобы видеть, как рубят турок, и отъехал от своего войска. Приближенные же приняли его за турка, и один из приближённых ударил воеводу копьем. Дракула же, видя, что убивают его свои, сразил мечом пятерых своих убийц, но и его пронзили несколькими копьями, и так он был убит.
Согласно этой версии, бой с турками, которых привёл Лайота, состоялся, однако у Дракулы были шансы победить. Сказание утверждает, что Дракула почти победил, но не смог противостоять предателям, которые сговорились за спиной у своего князя.
Однако вряд ли автор сказания черпал сведения из надёжных источников. Скорее всего, он пересказал слух, как и историки-хронисты, но этот слух лучше вяжется с официальной версией событий.
Версия №3. Итальянское письмо
В миланских архивах сохранилось письмо, датированное февралём 1477 года, то есть написанное через несколько месяцев после гибели Дракулы. Автором этого письма является некий Леонардо Ботта, который в 1470–1480-х годах служил послом миланского герцога в Венеции.
Ботта сообщает своему господину, что до Венеции дошли известия о гибели Дракулы:
И вновь им (султаном) было возвращено всё, и изрублен в куски Дракула... вместе с приблизительно четырьмя тысячами человек, и сходным образом умер Басараб, синьор упомянутой Валахии, которая вновь потеряна, что чрезвычайно неблагоприятно и губительно для христиан. И что наиболее очевидно, так это то, что король Венгрии в своём одиноком положении не мог противостоять такому натиску, один и без союзников.
Увы, Ботта тоже пересказывает слухи и поэтому допускает ошибки в рассказе. Например, утверждает, что Лайота Басараб умер, хотя Лайота скончался лишь через несколько лет, в 1480 году.
На счёт венгерского короля Ботта тоже ошибается – король не был один, поскольку союзником венгров был молдавский князь Штефан Великий, который вместе с венграми помог Дракуле прийти к власти.
Даже на счёт того, что Дракула был «изрублен в куски», Ботта может ошибаться. Есть вероятность, что деталь про куски позаимствована из рассказа о гибели Карла Смелого. Этот правитель погиб почти в одно время с Дракулой и в схожих обстоятельствах – в битве при Нанси.
Небольшое войско Карла, всего несколько тысяч человек, сражалось против превосходящего противника, оказалось разбито и полностью уничтожено, а тело Карла нашли на поле боя только через 2 дня. Согласно свидетельствам, тело обнаружили иссечённым и исколотым, и даже череп был раскроен. Не напоминает ли это судьбу Дракулы, «изрубленного в куски» вместе со своими людьми?
Версия №4. Рассказ свидетеля
Самый достоверный источник об обстоятельствах гибели Дракулы – это молдавский князь Штефан Великий. Он единственный, кто не занимался пересказом слухов, а рассказывал о том, чему был свидетелем.
В 1477 году Штефан отправил в Венецию своего посла, священника-монаха по имени Иоанн Цамблак, который 8 мая 1478 года предстал перед венецианским дожем и Большим советом во дворце Синьории, где произнёс речь от имени Штефана.
Речь была произнесена от первого лица, поэтому там, где Цамблак говорит «я», он имеет в виду князя Штефана:
Я заботился, чтобы... (Лайоту) Басараба изгнали из Валахии, а поставлен был другой христианский правитель, по имени Дракула... И я ждал, что этой идеей возгорится его величество король Венгрии… и в конце концов я убедил короля… и незамедлительно собрал воинов, а когда они пришли, то я объединился с одним из королевских капитанов (военачальников венгерской армии), и… мы привели упомянутого Дракулу к власти.
И тот (Дракула), когда пришёл к власти, попросил нас оставить ему наших людей в качестве стражи, потому что он не слишком доверял влахам, и я оставил ему 200 своих людей. И когда я это сделал, мы (с королевским капитаном) удалились. И почти сразу вернулся тот предатель Басараб и, настигнув Дракулу, оставшегося без нас, убил его, и также оказались убиты все мои люди, за исключением 10-и.
Десяток выживших воинов отправился в Молдавию, чтобы рассказать Штефану о случившемся, а он передал сведения венецианцам.
Выводы
Если сопоставить рассказ Штефана с историей о слуге-предателе, упомянутом в хрониках, то сразу становится понятно, что Дракула погиб именно в бою, а не на дороге, по которой якобы ехал вместе с доверенным слугой.
Если сопоставить рассказ Штефана с древнерусским текстом «Сказания о Дракуле» и с рассказом Леонардо Ботты, то здесь противоречий, в общем-то, нет. Была битва, Дракула погиб в бою, а точную картину мы вряд ли когда-нибудь восстановим.
Автор статьи: Светлана Лыжина