Найти тему
The Mag

Откуда взялся грузовой контейнер, который сделал мир по-настоящему глобальным

Оглавление

С момента объявления COVID-19 мировой пандемией в марте 2020 года, люди в разных странах в полной мере ощутили на себе, что такое глобализация. И дело не только в том, что коронавирус за считанные месяцы распространился по всем континентам, но и в том, насколько тесно связаны между собой потребительские рынки. Самоизоляция подтолкнула миллионы людей делать покупки в Сети, а многие торговые компании в то же время столкнулись с тем, что международные цепочки поставок нарушились из-за мер по борьбе с пандемией. Как итог — мир ненадолго откатился в эпоху, когда доставка товаров из далекого Китая в Европу или, скажем, в Америку была проблематичной.

Но что сделало глобализацию реальной для каждого, позволяя в ближайшем магазине купить фрукты из дальних стран или кроссовки с другого континента? Множество факторов сыграли свою роль, однако ключевым стала оптимизация транспортировки товаров, случившаяся благодаря появлению универсального средства перевозки — контейнера. Подробнее в материале The Mag Business.

Как это происходит сейчас

ООН подсчитала в своём ежегодном докладе «Обзор морского транспорта», что морские перевозки в 2022 году обеспечили более 80% всей международной торговли. В свою очередь, как минимум 52% всех морских перевозок (включая потребительские товары с высокой добавленной стоимостью) обеспечивают сухогрузы. Это исполинские корабли габаритами около 400 на 60 метров, бороздящие океаны на десятки тысяч километров с единственной целью — перевозить металлические контейнеры с собственно сухими грузами. Палуба такого судна в среднем вмещает до 20 рядов контейнеров, составленных друг на друга в 10 ярусов, в то время как ещё 8 ярусов размещаются в трюмах.

-2

Ключевой компонент глобальных грузовых перевозок сегодня — «интермодальный» контейнер. Он подходит для разных видов транспорта — от морского до железнодорожного и автомобильного — и позволяет перевозить грузы без вскрытия. Стандартные размеры контейнера обеспечивают быструю погрузку, штабелирование и выгрузку, что делает длительные перевозки более дешёвыми и удобными. Ширина и высота сухогрузных контейнеров составляют 2,3 метра, а длина может быть 5,9 или 12,03 метра.

«Самый большой в мире сухогруз — судно Ever Alot. Построено в 2022 году и ходит под флагом Панамы. Его общая длина 399,99 м, ширина 61,54 м, может вместить примерно 24 тыс. 20-футовых контейнеров»
«Самый большой в мире сухогруз — судно Ever Alot. Построено в 2022 году и ходит под флагом Панамы. Его общая длина 399,99 м, ширина 61,54 м, может вместить примерно 24 тыс. 20-футовых контейнеров»

По прибытии в порт контейнеровоз швартуется у причала (коих в современных крупных портах десятки), чтобы моментально начать разгрузку. Её осуществляют стальные краны, масштабы которых достойны самих кораблей: их высота превышает 60 метров, а масса — тысячу тонн. Они двигаются по специальным рельсам вдоль борта судна, чтобы поднимать и опускать контейнеры. По стреле крана, которая растягивается на всю ширину сухогруза, неустанно движется тележка, с которой свисает конструкция для закрепления контейнеров — спредер. Тележкой управляет оператор, двигая её по стреле в нужное положение над палубой и опуская спредер для закрепления контейнера, чтобы поднять и перенести его в сторону причала. На причале контейнер опускается в транспортёр, который затем везёт груз на склад.

Лодка Starvationer, которую использовали в Англии во второй половине XVIII в. для перевозки добываемого угля
Лодка Starvationer, которую использовали в Англии во второй половине XVIII в. для перевозки добываемого угля

Процесс занимает около 90 секунд и повторяется сразу по завершении предыдущего цикла. Таким образом, в час каждый кран переносит с корабля на сушу до 40 контейнеров, при этом, как только на судне освобождается место, параллельно начинается новая погрузка. Несмотря на участие операторов, эти процессы в значительной мере автоматизированы ради высокой скорости и сокращения вероятности человеческой ошибки. Компьютеры рассчитывают последовательность разгрузки, чтобы максимально её ускорить, не нарушая баланса корабля. Даже оператор в кабине крана работает по инструкции, созданной компьютером. И строго говоря, управлять краном он мог бы даже дистанционно, находясь за многие километры от порта.

Одно судно, заполненное контейнерами, способно перевезти около 200 тысяч тонн товара, включая брендовые одежду и обувь, высокотехнологичную электронику и прочие радости современного человека. В итоге условный производитель из Юго-Восточной Азии может доставить свой товар в Западную Европу примерно за три недели — рекордно короткий срок по всем историческим меркам.

-5

Как это происходило раньше

Прежде чем прямоугольные металлические контейнеры стали «золотым стандартом» международных грузовых перевозок, транспортировка товаров сильно зависела от ручного труда. Например, для перевозки по морю товары с места производства вручную загружали в транспортные средства и доставляли на склад в порту, где снова выгружали для очередной погрузки, на этот раз на корабль. Но и это было только начало пути груза, так как корабли могли месяцами идти в пункт назначения, делая остановки в разных городах и странах. Такой способ транспортировки был трудозатратным, дорогим и ненадёжным из-за риска потерять товар.

Тысячелетние порядки стали меняться с началом английской промышленной революции XVIII века, которая положила конец традиционному сельскохозяйственному укладу жизни и потребовала перемещения больших объёмов грузов на ранее невообразимые расстояния. В 1766 году английский инженер Джеймс Бриндли спроектировал Starvationer — лодку с десятью открытыми деревянными контейнерами для перевозки угля по многокилометровому водному каналу, который он сам и построил. Чуть менее 30 лет спустя другой английский изобретатель, Бенджамин Аутрам, спроектировал колёсные фургоны на лошадиной тяге, которые имели форму контейнеров и служили для перевозки и погрузки угля на баржи вдали от угольных карьеров.

Еще один прообраз эффективных грузовых перевозок: сцепленные деревянные фургоны на лошадиной тяге, которые ездили по рельсам
Еще один прообраз эффективных грузовых перевозок: сцепленные деревянные фургоны на лошадиной тяге, которые ездили по рельсам

К 1830 году «простые прямоугольные деревянные ящики» с углем стали привычным явлением для Соединённого Королевства и массово перевозились по растущей сети железных дорог страны. Ещё через десять лет ящики стали железными. Расширялась и сфера их применения: к концу XIX столетия французы и англичане транспортировали в них, например, мебель. А к 1900 году контейнерам добавили крышку, облегчив перевозку грузов с использованием разных видов транспорта.

Перевозка угля по воде в плавучих контейнерах
Перевозка угля по воде в плавучих контейнерах

Широкое распространение грузовых автомобилей после Первой мировой вывело идею контейнерных перевозок на качественно новый уровень. Во многих странах Старого света в грузовиках тогда видели угрозу традиционным поездам и пытались всячески ограничить автомобильные перевозки путём разработки контейнерных систем эксклюзивно для железных дорог. А в США в новом виде транспорта увидели потенциал для развития. Компания Cincinnati Motor Terminals представила концепцию «стандартизированного модуля-контейнера», который можно при помощи крана помещать как на железнодорожный состав, так и на грузовой автомобиль. Эту идею воплотила Центральная железная дорога Нью-Йорка в 1920-х, однако революции в транспортировке не произошло: новый вид перевозок оказался нерентабельным из-за хронической недозагрузки составов.

В начале XX в. компания Cincinnati Motor Terminals придумала стандартный контейнер, который подходил и для грузовиков, и для вагонов
В начале XX в. компания Cincinnati Motor Terminals придумала стандартный контейнер, который подходил и для грузовиков, и для вагонов

Маклин и его контейнер

Отцом же того контейнера, который мы все с вами знаем, принято считать американского бизнесмена Малкольма Маклина. Согласно популярной легенде, идея использования контейнеров пришла молодому владельцу небольшой транспортной компании в 1937 году, когда он наблюдал, как рабочие на пирсе медленно, по одному, переносят мешки с хлопком из автомобиля на баржу. Он подумал, что быстрее и дешевле грузить мешки все вместе, а ещё лучше — сразу с автомобилем.
Отцом же того контейнера, который мы все с вами знаем, принято считать американского бизнесмена Малкольма Маклина. Согласно популярной легенде, идея использования контейнеров пришла молодому владельцу небольшой транспортной компании в 1937 году, когда он наблюдал, как рабочие на пирсе медленно, по одному, переносят мешки с хлопком из автомобиля на баржу. Он подумал, что быстрее и дешевле грузить мешки все вместе, а ещё лучше — сразу с автомобилем.

Однако протестировать свою гипотезу Маклин сумел только через 20 лет. За это время мир успела сотрясти Вторая мировая, которая также оставила след в истории транспортировки. В Третьем рейхе, например, разработали концепцию «бехельтера» — стального ящика для перевозки до 25 тонн груза на большие расстояния. Армия США стала использовать маленькие стальные контейнеры Conex для личных вещей солдат. К рубежу 1950-х годов датская United Shipping Company запустила корабли, предназначенные для перевозки контейнеров с едой.

Танкер IDEAL X, который Малкольм Маклин купил и превратил в первый в мире сухогруз. В 1956 году он отправился в первый рейс с 58 контейнерами на борту
Танкер IDEAL X, который Малкольм Маклин купил и превратил в первый в мире сухогруз. В 1956 году он отправился в первый рейс с 58 контейнерами на борту

Маклин к этому времени стал крупным бизнесменом и приобрёл старый нефтяной танкер военного времени IDEAL X, чтобы превратить его в грузовое судно. Подсчёты Маклина показывали, что использование контейнеров для транспортировки морем сокращало стоимость перевозки груза — даже с учётом стоимости самого контейнера — на головокружительные 94%. Первый рейс с 58 контейнерами IDEAL X совершил в 1956 году из Ньюарка в Хьюстон. Ещё до того, как судно пришло в пункт назначения, предприимчивый бизнесмен обеспечил его полную загрузку для обратного пути, дав клиентам скидку в 25% и гарантию, что запираемые контейнеры предотвратят кражу товара.

-11

Эксперимент Маклина увенчался ошеломительным успехом и дал мощный толчок развитию контейнерных перевозок. Инновационность его подхода была в том, что во главу угла своего бизнеса он поставил не контейнеры и не танкеры, а выгодную перевозку грузов. Позже, во время войны во Вьетнаме, Маклин запатентовал уже упомянутые контейнеры длиной 5,9 и 12,03 метра, задав общий стандарт перевозок и обеспечив повсеместное распространение контейнеров. С 1966 по 1983 годы доля стран, в которых были контейнерные порты, выросла с 1% до 90%.

80% ВСЕЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ МОРСКИМИ ПЕРЕВОЗКАМИ

40 КОНТЕЙНЕРОВ В ЧАС МОЖЕТ СПУСТИТЬ ОДИН КРАН С СУХОГРУЗА В ПОРТУ

Что ещё почитать про историю грузовых перевозок:

Марк Левинсон. Ящик. Как грузовой контейнер сделал мир меньше, а мировую экономику больше. Бомбора. 2023
Марк Левинсон. Ящик. Как грузовой контейнер сделал мир меньше, а мировую экономику больше. Бомбора. 2023