Я беспокоюсь за сына, хочу видеть его в целости, воспитанным и и соблюдающим правила. Поэтому, как и любая мама, много чего запрещаю:
- опасное для жизни и здоровья - выбегать на дорогу, лезть к плите, на окно, шаткие возвышенности, в розетки и щели.
- неприемлемые формы взаимодействия с другими - обижать животных, детей, драться, щипать, плеваться.
- нарушать чужие границы и права собственности - брать чужие вещи, гаджеты, мешать работать другим людям.
- нарушать правила дома - рисовать на стенах, разбрасывать вещи, размазывать еду по полу и столу.
Как запреты влияют на развитие?
Для создания нейронных связей, необходимы стимулы извне. Ребёнок их получает и обрабатывает в своём неуёмном исследовании всего вокруг. За счёт этого идёт развитие. Поэтому очень важно ограничивать ребёнка с умом - так, чтобы запреты и ограничения не перекрывали путь к развитию. Только так он получит достаточные опыт и стимуляцию для формирования мозга.
Например, мы с Мироном стали постепенно отказываться от коляски. Ему сейчас 2,6. Я её с собой беру, но он просится идти пешком. Первые разы это был сущий ад. Он везде хотел залезть, раздавить фрукты на асфальте, которые упали, пробовал убегать, залезать в лужу, там кошки, тут собаки. В общем идти за ручку по тротуару вообще не наша тема была. Я стала раздражаться, выходить из себя: говорить, нельзя, стоп, остановись.
Кое-как придя домой, вся на взводе и отойдя от стресса я начала думать. Он маленький ребёнок. Вылез из коляски. Для него такие вылазки впервые, опыта нет он всё хочет попробовать. Я всё запрещаю, это тоже не нормально. Переспав с этой мыслью, я запаслась терпением, выделила больше времени на прогулку, мы вышли снова. Обговорив только одно правило, не убегать от мамы. Мы пошли по тому же маршруту, разговаривали, потрогали все деревья обсмотрели все углы, топтали упавшие абрикосы, потом топтали сливы, потом какие-то ягоды, трогали землю, листья, останавливались где он хотел. Говорила о последствиях. Потёр забор, ручки грязные стали у тебя. Я заметила, что нам так было гораздо легче. Третий раз мы пошли на прогулку, было ещё легче и спокойнее.
Я не жду абсолютного послушания от ребёнка. Оно просто не возможно. Просто стараюсь, чтобы система ограничений была адекватна ситуации, возрасту и шла только на пользу.
Мы, взрослые, обладаем сформированной картой мира, умеем ей пользоваться, взять на себя ответственность за нарушения. Ребёнок же рождается, как «чистый лист», но готов впитывать. Именно мы должны познакомить его с границами, научить их соблюдать.
Прежде чем твой ребёнок по настоящему готов будет вклиниться в социум в районе шести, семи лет. Тебе необходимо снабдить его всеми значимыми социальными умениями. В том числе адекватно воспринимать и реагировать на запреты, соблюдать нормы и правила, уважать границы.