Найти в Дзене
Нью-Йорк на связи

Запись шестая. Город цвета лосося, торжество независимости, дела столичные.

Если меня попросят назвать главный праздник американцев, я, не задумываясь, скажу: День Независимости. В честь такого торжества мы с папой, которому дали на работе длинные выходные, поехали в большое путешествие в самое сердце США – в город Вашингтон. Я обнаружила, что мои познания в географии соединённых штатов крайне скудны: я знала лишь, что Нью-Йорк – примерно там, где Москва, Вашингтон – где-то в центре, а всё остальное -в какой-то глуши. Но после поездки у меня появилось хоть какое-то представление о расположении штатов. Оказывается, Нью-Йорк южнее Барселоны, а Вашингтоном зовут и штат на северо-западе страны и город в округе Колумбия, который вообще ни в один штат не входит. И теперь я могу перечислить по порядку все штаты восточного побережья!

Первой (да, собственно говоря, и единственной) нашей остановкой стал город Филадельфия. Это – настоящая колыбель американской истории. Много памятников и зданий, пропитанных духом древности. Здесь начались США. Потому что именно в небольшой старинной часовне из красного кирпича была в 1776 году подписана знаменитая Декларация о Независимости – это и есть главный повод торжества четвёртого июля. Само название города у 99% людей, не бывавших там, навевает мысль о роллах. Звучание этого латинского слова очень элегантное, отдаёт какой-то слащаво-приторной рекламой, вечеринками, лёгким ветром на берегу моря и нежно-оранжевым цветом лосося. Даже голод просыпается, когда представляешь суши Филадельфия. На самом деле… всё это правда лишь отчасти. Моря в Филадельфии нет, городок в целом маленький и не очень шумный. Но что-то от звучного названия в ней все-таки есть – такая летняя, яркая, жаркая, радостная, веселая! Местные жители ласково и сокращённо называют свой город «Philly» (Филли). Похоже на «Питер» - сокращенно и настолько привычно, что в повседневной речи уже почти никто не говорит: «Санкт-Петербург». Кстати, о Петербурге – Филадельфия, как ни странно, похожа на него больше, чем на любой другой город, где я когда-либо была. Если Москва – это запутанные и извилистые улочки, а Петербург – длинные и прямые, как стрела мосты и проспекты, то Филадельфия в плане устройства – воплощение порядка. Она поделена на идеально ровные квадратные кварталы, их план можно увидеть во внутреннем дворе Сити Холла – самом высоком и красивом здании города. Причем расположено всё четко и строго относительно сторон света и город ограждён реками с двух сторон – Делавер на востоке и Скулкилл на западе. Такой план города был задуман квакерами – беженцами из Англии. Это христиане, искренне верившие в равенство всех людей и не желавшие подчиняться королю. Они и стали архитекторами и строителями Филадельфии. А структура кварталов была таковой, чтобы избежать несчастья, случившегося незадолго до того в Лондоне: начался сильный пожар, но не все люди смогли разобраться куда идти и успеть покинуть город. Вот так на несчастном примере лондонцев филадельфийцы расчертили город на квадраты. Но на этом строгость и чёткость заканчиваются, ведь Филадельфия – настоящая бунтарка, творческая, энергичная и ни на кого не похожая. Вот ещё одна общая черта с Петербургом: Филадельфия – центр искусства и культуры. Здесь огромное количество театров, художественных академий, арт-объектов и инсталляций. Изысканная архитектура, вернее, её отголоски, невольно привезённые из Европы, сочетаются с самыми немыслимыми выкрутасами современного искусства. Филадельфия своим культурным путём напоминает путь дерзкого подростка, который принимает и в чем-то опирается на опыт предыдущих поколений, а вместе с тем ищет свой стиль, экспериментирует. А вот чем Филадельфия точно на Петербург не похожа – так это тёплым, мягким климатом. Куда уж там!

Академия искусств в Филадельфии
Академия искусств в Филадельфии

…А тем временем машина несла нас всё дальше. На юг… Штат Maryland – название, как у парка аттракционов. Вот она – деревенская Америка: бесконечные поля сладкой кукурузы, залитые солнцем, лошадки в фургонах, кое-где попадающиеся фермы и ранчо, водная гладь, вид на которую открывается с высоченных мостов. Романтика…

из инстаграмма @just___ania___
из инстаграмма @just___ania___

А вот и Вашингтон – Столица. Небольшой городок с населением всего 600 000 человек, окруженный речкой с индейским названием «ПотомАк». Когда-то из неё ловили рыбу краснокожие, а по блестящей на солнце воде плыли пирОги. Сейчас тут просторная ухоженная набережная, парк с площадками для игры в волейбол, а рядом – бизнес-центр, названный в честь президента Кеннеди. Здесь очень много памятников и мемориалов, посвященным правителям США, а особенно Отцам-основателям – первым государственным деятелям Америки – Джону Адамсу, Томасу Джефферсону, Бенджамину Франклину и другим. Авраам Линкольн восседает на каменном троне в отдельном здании, чем-то похожим на античное, только в нем было гораздо больше простоты. И конечно очень много зданий министерств, департаментов и других государственных строений. Нет в Вашингтоне шума, суеты и пробок, которые в моём сознании являются неизменными спутниками любого столичного города. Нет, это осталось Нью-Йорку.

Мемориал Второй Мировой Войны
Мемориал Второй Мировой Войны

Но главное, что нужно знать о Вашингтоне в начале июля – здесь просто невыносимо жарко. Хотя почему-то сам город Вашингтон (понятно, для тех, кто там не бывал), само его название не ассоциируется с жарой. Та же Венеция, или, например, Мадрид скорее воспроизведут в памяти духоту и зной, хотя они гораздо (гораздо!) севернее. Температура поднималась до 33-35 градусов, под солнцем было находиться практически нереально. Да и без солнца, даже утром и после закате воздух чуть ли не обжигал. Ветра почти не было. Поэтому и нет нормальных фотографий с Капитолием – идти туда после четырёх часов прогулки просто не было сил. Погодой отлично пользовались продавцы воды и прохладительных напитков в парках. Никакой лицензии у них не было, они просто привозили с собой ящики со льдом и продавали холодную воду, колу и лимонады по цене на пару долларов выше, чем в супермаркете, играя таким образом на сиюминутных желаниях. Я как-то даже попросила бесплатно кусок льда, и мне дали – помогло на пару минут. Но помогло! К счастью, в городе находилась чудесная национальная галерея, бесплатная и с мощным кондиционером. Поэтому у всех жителей и гостей резко проснулась любовь к искусству. Мы с папой тоже направились туда и были спасены от опасности просто свариться.

Забыла сказать о двух главных достопримечательностях, визитной карточке Вашингтона: Белом доме и обелиске «Вашингтон». Высоченный монумент очень впечатляет своей статностью, величием. Он, как стрела направляется к звёздам, к небу, к вышине. Его видно из любого конца города и даже из другого штата (что означает «с другого берега»😉). А вокруг трепещут на ветру ровно пятьдесят американских флагов. Кстати, оказывается, все камни монумента держатся исключительно на гравитации и не скреплены ничем! А ещё цвет его основания несколько отличается от цвета вершины – обелиск строили с перерывом на гражданскую войну. А вот Белый дом удалось рассмотреть не так тщательно. Стояла целая очередь, чтобы сфотографироваться с маленьким кусочком Белого дома, ведь большая его часть была заполонена деревьями, забором и флагами. Вообще, прогуляться по Белому дому может любой желающий, но для этого нужно регистрироваться сильно заранее, а мы об этом узнали слишком поздно. Но ни капли не расстроились, ведь Четвертое июля всё равно принесло море впечатлений и запоминающихся моментов.

-4

Парад начинался в 11.45, но уже к половине десятого на улицах было полно людей. Парад – это большое яркое шествие, которое должно было пройти по главной улице Вашингтона – Конституционной авеню. Некоторые, особо предусмотрительные, приходили с самого раннего утра и занимали места на ступенях национального архива. Однако, это мало что помогало разглядеть: народ толпился (большей частью сидел) на тротуаре, поближе к бордюру. Примечательно, что дорогу для парада никак не ограждали, лишь иногда полицейский просил людей не выходить на проезжую часть. Никакого намёка даже на маленький заборчик, отгораждающего марширующих от восторженно наблюдающих, не было. В принципе, любой мог выскочить, помешать параду, устроить какую-нибудь провокацию…но никто этого не делал. Для них это – норма, для нас с папой – колоссальный уровень доверия к людям. И это доверие оправдывается.

-5

Мы пришли примерно за час до начала и главной задачей было найти место в теньке с хорошим обзором, лавируя в пёстрой толпе мороженщиков, продавцов флагов, религиозных активистов и просто нарядных людей. Чего тут только не было звёздно-полосатого, в цвет флага: костюмы, макияж, очки, шарфы, шляпы… народ нарядился на славу. Ну вот, наконец-то, началось! И тут ещё одно расхождение ожидания с реальностью: на официальном сайте вскользь упоминались «военные и специальный отряды», но практически никакой военной техники не было. Не ездили ни танки, ни самолёты, парад почти был лишён своей милитаристской части. Только вначале прошёл маршем один полк и на этом военный аспект шествия исчерпался. Папа вообще сказал, что парад был больше похож на карнавал, патриотический фестиваль. Не могу согласиться на сто процентов, но, действительно, здесь было очень мало понта и очень много жизни. В свой праздник Америка старалась предстать перед нами именно такой, какая она есть: разной, яркой, неоднородной. Белые и чёрные, мужчины и женщины, гимнасты и танцоры, скрипачи и трубачи, этнические немцы и китайцы, Мисс -разных штатов и полиция, даже конная которой можно доверять, которая призвана защищать – все сегодня объединились, чтобы с размахом отпраздновать главный праздник года. Было очень много выпускников или просто отличников разных старших школ со всех ближайших штатов. Кто прыгал, кто танцевал, кто просто красиво нёс флаг. И – кто знает? - может быть, в следующем году я буду в их числе. Очень много было национальных комьюнити – китайцев, тайваньцев, вьетнамцев. Я махала всем флагом, купленным здесь же, и улыбалась. Самая приятная часть была в конце, когда мы пересели в тень, на траву, напротив монумента и сцены, с которой пели и рассказывали о каждой проходящей мимо группе. Зрелище конечно невероятно красивое, но я представляю, как им жарко было, наряженным и накрашенным, идти по тридцатиградусной жаре. Так получилось, что нам и им надо было в одну сторону, им – в автобусы, нам – на лодку, на речную экскурсию. И вот пока мы шли, какая-то женщина бесплатно протянула нам бутылку воды. Видимо, приняла за участников шествия, и даже после нашего отказа стояла на своём. Это было то, что нужно, в такую-то жару!

Белый дом, с которым все-таки удалось сфотографироваться
Белый дом, с которым все-таки удалось сфотографироваться

Салют… не успевшие отдохнуть после солнца мы взяли самокаты и с ветерком поехали по вечерней набережной, чтобы не опоздать на салют. Вместо комфортного валяния на траве в парке мы выбрали получасовое стояние и толкотню в толпе, с возможностью увидеть салют целиком, и это оказалось правильным решением. Прямо перед бассейном и обелиском в самом сердце города, в закатный час собралось гигантское количество людей. Кажется, что на параде было меньше, но нет: на параде просто было просторнее. Несколько везунчиков сидело на крыше мемориала Линкольна. А остальные – кто на ступеньках, кто просто на асфальте, с одеялом или без.

В какой-то момент на противоположной стороне бассейна начали зажигаться огоньки. Их становилось всё больше, и больше. Тогда и с нашей стороны люди начали включать фонарики на телефонах и светить сквозь темное небо. Я тоже включила и легонько помахала своим маленьким огоньком. Через какое-то время весь противоположный берег светился так, будто там стояли мощные прожекторы. Вот есть разные у людей, уже устоявшиеся традиции, о которых даже никто не задумывается – всё понятно без слов. Это объятия при встрече, это улыбка в ответ на улыбку, это аплодисменты после чьей-нибудь понравившейся речи или после представления. А этой традиции совсем немного лет, ведь мобильные устройства, да ещё с фонариками, появились у людей совсем недавно. И всё равно, на каждом концерте, спектакле, мероприятии в особо лирические и душевные минуты, чаще под конец, кто-то всегда зажигает свой фонарик, и другие подхватывают. Иногда они, нет, не «они» -- мы плавно покачиваемся в такт музыки, в одном, общем ритме. И мне всегда тепло и спокойно на душе в такие моменты. В голове пролетают мысли о том, что мы все ближе, чем кажется и, по сути, очень похожи. В такие моменты весь зал живёт одной жизнью, одной душой и огоньки, как маячки во тьме, которые мы сами зажигаем – себе и ближним. Все тревоги отступают, остаются где-то далеко. Есть только лирика, теплота сердец и МЫ – большие-большие такие мы. Можно быть против технологий, смартфонов, мобильных устройств, отрицать и отбрыкиваться, твердить о вреде и пагубности, но время идёт своим ходом. Эпоху не повернёшь вспять. И вместе с новой эпохой шаг-в-шаг следуют новые традиции. Традиции под стать новой эпохе, но не менее душевные. И тут уж ничего не поделаешь: вот такие вот мы существа – люди.

-7

Начало – ровно в 9.09. Интересно, почему не в 9.00? Почему не в 9.10 на худой конец? Но все началось минута в минуту, как обещали. Долго утомлять вас описаниями распускающихся на небе огненных цветов я не буду. В своей жизни я видела много салютов, но этот - один из самых красивых в моей жизни. Всё очень по-американски: много, ярко, разноцветно! Всего-всего: смайликов, сердечек, звёзд, букв USA всех цветов было вдоволь и ещё чуть-чуть больше. Салют длился 17 минут и потрясающе завершил этот незабываемый день. Счастье подкарауливает нас в самых неожиданных местах в самые неожиданные минуты. Можно сказать «счастье – это…» и описать практически любую вещь в этом мире. Вот и я скажу: счастье – это идти по ночному городу после салюта, где улицы почти пусты и народ только начинает расходиться по домам. На перекрытых улицах вообще нет машин и всё вокруг кажется замершим на семнадцать минут чуда. Идти, вдыхать южный воздух, смеяться и думать только о том, какой сегодня был чудесный день и какой чудесный день будет завтра.

09.07.23