Я ехала в «Ласточке» к морю, с собой взяла книгу, ведь даже за полчаса можно прочитать несколько глав. Но почитать не удалось. Случилось так, что подслушала разговор двух подруг. Примерно моего возраста. Одна из женщин возмущенно делилась, что забрала у своей пятнадцатилетней дочери книгу из-под подушки. И всю дорогу дамы обсуждали ЭТУ книгу. Я даже замерла от неожиданности, в ожидании узнать, что же такое безнравственное скрыто на страницах подростковой повести. Ибо у меня в пляжной сумке лежало именно это крамольное с точки зрения моих попутчиц издание.
Мама девочки кипела от возмущения. Подруга поддакивала и закатывала глаза. На словах «вот в наше время» я встала и пересела на другое место.
Книгу прочитала за несколько часов на пляже. Порадовалась за неизвестную девчонку, которая, очевидно, тоже успела это сделать и пожалела её маму, которая забыла, что такое, когда тебе пятнадцать или шестнадцать. Забыла, что такое влюбиться, думать, что это на всю жизнь. Забыла о юношеском максимализме и в свои 40+ превратилась в бабку у подъезда, осуждающую длину юбки Светки и то, с кем это Танька вчера была замечена из окна в 15.40.
Как вы понимаете, понравилось мне. Вот такая я безнравственная особа, а еще мать называется. И если вы не считаете, что всю современную подростковую литературу следует предать анафеме, мои впечатления для вас:
📚Тамара Михеева «Когда мы остаемся одни»
В центре сюжета Яна Ярцева. Ей пятнадцать, и она вынуждена переехать в Крым из-за развода родителей. Маме тяжело находиться в одном городе с бывшим мужем, Янкиным отцом. Нам, взрослым, это, разумеется, понятно, чего ж тут не понять. Но ни Яна, ни её младший брат Ростик понимать и принимать не хотят. Ведь в первую очередь это их жизни рухнули. Школа, друзья, первая любовь. И это тоже нормально. Больно всем.
В морском поселке Яна и мама с братом поселились у бабушки с дедом. В классическом южном доме, где на лето всегда сдают какую-то его часть, комнаты, угол, чердак или пристройку.
И началась у Янки новая жизнь. Всех местных ребят она знает, ведь каждое лето проводила там каникулы. Но одно дело приехать на отдых, а другое - пойти в школу, работать уборщицей, потому что нужны карманные деньги, которые раньше всегда давал папа и прочие прелести типо общей на троих комнаты. Лучшая подруга, мальчик, который очень нравится – всё осталось там, будто забытый на вокзале чемодан. Так долго собирала, и забыла. Точнее, заставили забыть, пришлось оставить.
Все это напоминало какую-то игру, то ли слишком тонкую, чтобы она ее понимала, то ли слишком взрослую, чтобы она о ней знала.
Тамара Михеева «Когда мы остаемся одни»
Со временем Яна начала привыкать. Осознала, что её беды – не такие уж беды. Подумаешь, отец теперь живет в другой семье. Вот у одноклассника, давно влюбленного в Янку, отец утонул в море, оставив троих детей и беременную жену. Вот это – беда, вот это – горе.
О чем повесть?
О взрослении. О первой любви. О человечности. О дружбе. О бунтарстве, присущем большинству шестнадцатилетних. О семье. О предательстве. О ценностях. Об ответственности. О проблеме выбора. Об ошибках и попытках их исправить. Об опыте. О том, что кажется, и что есть на самом деле. О глупости и мудрости. О жизни. Обычной жизни обычной девчонки.
История, которая может случиться с кем угодно. История, которая случалась тысячу раз до и случится еще тысячу раз после Янки. До и после той девочки, чья мама посчитала книгу гадкой и непотребной.
Взрослый человек — это не тот, кому лет больше, чем тебе.
Тамара Михеева «Когда мы остаемся одни»
Что же там ТАКОГО, спросите вы? С моей безнравственной точки зрения примерно ничего. Но я понимаю, что вызвало гнев. Во-первых, Янке нравился молодой парень-фотограф, приехавший к морю не в сезон, чтобы сделать атмосферные кадры и снявший комнату у Янкиной бабушки. У них ничего не было. Даже буйных фантазий на этот счет. Так, ох-вздохи. Во-вторых, и это более серьезный аргумент – сцена с ширинкой «на слабо». Я не буду вдаваться в подробности. Надеюсь, хоть кто-то помнит себя в возрасте Янки. В-третьих, это, очевидно, признание подруги Майки в том, что у неё уже всё было. ЭТО было. В шестнадцать, да. Проклятие греха отныне с ней навеки.
Друзья, не поймите меня неправильно - я здесь не агитирую за раннюю половую жизнь. Как и любая адекватная мать, считаю, что торопиться не стоит и раньше сорока даже думать об ЭТОМ нельзя. Это была минутка юмора, чтобы разрядить обстановку))
Я о том, что в жизни бывает всякое. И кто, если не мама должен протянуть руку помощи своему ребенку? В ком, если не в маме должен быть уверен этот ребенок? А у нас зачастую дети делятся с кем угодно, или переживают самостоятельно, лишь бы мама не узнала. Или книжку не забрала. Будто бы это какая-нибудь там газетка а-ля Спид-инфо из 90-ых.
Поэтому Тамара Михеева написала трогательную и душевную повесть не только для подростков. В первую очередь – для родителей. И я не устану повторять – я за то, чтобы наши дети читали современных авторов, помимо Пушкина, Бронте и прочих классиков. Современных авторов, которые пишут понятным им языком на понятные им темы и об актуальных для них проблемах. Не для нас, для них. Жизнь ежедневно ставит нам разнообразные задачи. Простые и сложные. И если какие-то решения может подсказать книга – так ли это плохо? В конце концов, даже из «Колобка» дети выносят урок.
Повесть предназначена для СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Ценз стоит 12+, но учитывая вышесказанное, я бы прибавила парочку лет. Старший школьный возраст, товарищи родители, это почти взрослые люди, нравится вам это, или нет. Примите как факт и помогите своему ребенку. У него тоже есть чувства. И их очень много.
Не бойтесь таких книг, незапланированных беременностей от них не случается. Зато случается шанс найти общий язык со своим бунтующим подростком. Это ли не прекрасно. Как считаете?
В книге 328 страниц, необычное оформление текста и довольно много оригинальных иллюстраций (девчонки точно оценят), издательство «Пять четвертей»
Кому нужно, подборка современных книг для подростков и родителей вот здесь: