Найти в Дзене
IQ Media

Как Великобритания оказалась на грани экономического коллапса

Фото: Woodley Food Bank
Фото: Woodley Food Bank

Великобритания находится под жесточайшим инфляционным прессингом. Многим перестало хватать денег на подскочившую в цене еду. Банк Англии вынужден повышать ставки, что грозит отправить в финансовый нокаут сотни тысяч простых заемщиков и ввергнуть страну в стагфляцию. Эксперты говорят о накопившихся дисбалансах в экономике, деиндустриализации и непреодоленных последствиях брекзита.

По официальным данным Управления национальной статистики Великобритании, в мае текущего года инфляция в стране составила 8,7%. Хотя общий уровень инфляции замедлился с пикового уровня в 11,1% в октябре прошлого года, он остается крайне высоким, особенно если сравнивать с рядом других экономически развитых стран.

Декан факультета экономических наук НИУ ВШЭ Сергей Пекарский полагает, что в Англии, скорее всего, гиперинфляции не будет, но ключевую ставку придется поднимать. «Повышение процентной ставки, с одной стороны, будет означать, как и для любой другой экономики, снижение деловой активности, — говорит он. — Также это приведет к тому, что у правительства возникнут дополнительные сложности для обслуживания госдолга. Это, в свою очередь, потребует более консолидированной и еще более жесткой фискальной политики, что также окажет негативное воздействие на экономику Британии».

22 июня Банк Англии в очередной раз поднял ставку, на этот раз на 50 б.п., с 4,50 до 5,00%. Это самый высокий уровень с 2008 года. «Такое решение банка связано с более медленными, чем ожидалось, темпами снижения инфляции в секторе услуг, а также устойчивыми уровнями занятости и заработных плат, — говорит Алина Семенова, автор раздела «Денежно-кредитная политика» мониторинга мировой экономики GlobBaro HSE. — На фоне высоких энергетических цен и перестройки внешней торговли (сказывается также эффект брекзита) действия БА все еще не дают достаточного эффекта для достижения среднесрочной целевой инфляции в 2%».

Эксперт считает, что для Англии текущий уровень ставки высок и создает риск для экономической активности: по оценкам МВФ, в 2023 году ожидается спад ВВП на 0,3%. Это означает, что страна будет находиться в состоянии стагфляции — высокой инфляции на фоне падения ВВП.

«Как и все центральные банки развитых стран, БА находится перед тяжелым выбором — низкая инфляция или стагнация/спад экономики, — поясняет она. — В любом случае БА должен действовать осторожно. Но пока они настроены на активную борьбу с инфляцией за счет ужесточения монетарной политики, по крайней мере в 2023 году. Однако риторика может смениться ближе к выборам 2024 года».

По оценкам доцента департамента мировой экономики НИУ ВШЭ, руководителя проекта GlobBaro HSE Александра Зайцева, в Великобритании, в отличие от Евросоюза, стоимость энергоносителей, тарифы ЖКХ, а также продовольственные цены продолжают расти. Кроме того, с началом туристического сезона ускорился рост цен на авиабилеты (31,4% г/г в мае vs 12,6% в апреле). Все это вносит вклад в общую инфляцию.

«С большой вероятностью мы увидим некоторое продолжение тренда на замедление инфляции в этом и следующем году: инфляция будет сокращаться из-за эффекта высокой базы 2022 года, однако вопрос в том, насколько сокращение будет быстрым и как скоро инфляция вернется к целевым значениям», — говорит Александр Зайцев.

Он полагает, что существенным препятствием для снижения инфляции являются два обстоятельства. Первое — неопределенность цен на энергоносители. Цены на газ в июне в Европе опять возобновили рост (в 1,5 раза месяц к месяцу), а к концу года ожидается рост цен на нефть. Второе: энергетическая и продовольственная инфляция постепенно просачивается в базовую инфляцию. Начинают дорожать услуги из-за постепенной индексации заработных плат.

«Пока о полном восстановлении экономической активности говорить не приходится. В последние месяцы мы видим некоторое восстановление в отдельных частях сектора услуг (показатели PMI), однако в целом экономика находится больше в состоянии стагнации: по итогам 2023 года ожидается спад 0,3% ВВП», — прогнозирует Александр Зайцев.

По материалам HSE Daily