Найти тему
Smooth & Quiet

Интригующая история "Страшного суда" Микеланджело

"Страшный суд", Микеланджело, 1536-1541 гг.  (Фото из интернета)
"Страшный суд", Микеланджело, 1536-1541 гг. (Фото из интернета)

Как один из величайших художников всех времен, Микеланджело имеет длинный список созданных им шедевров. Этот гений итальянского Возрождения был скульптором, художником и поэтом, творчество которого оставило неизгладимый след в истории искусства. Некоторые из его самых знаменитых произведений можно найти в Сикстинской капелле, расположенной в резиденции Папы в Ватикане в Италии.

Потолок Сикстинской капеллы, цикл фресок, Микеланджело, 1508-1512 гг. (Фото из интернета)
Потолок Сикстинской капеллы, цикл фресок, Микеланджело, 1508-1512 гг. (Фото из интернета)

Когда мы думаем о Сикстинской капелле, возможно, первое, что приходит на ум - это невероятная потолочная фреска Микеланджело, на которой изображены сцены из библейской Книги Бытия. Однако в той же комнате есть еще один не менее впечатляющий художественный подвиг Микеланджело. Страшный суд, написанный несколько десятилетий спустя, представляет собой мощную фреску с ангелами и демонами, покрывающую всю алтарную стену.

Фреска мгновенно произвела впечатление и вызвала споры. Хотя этот окончательный суд над человечеством не был чем-то необычным для художника эпохи Возрождения, Микеланджело сделал его уникальным.

ЖИЗНЬ МИКЕЛАНДЖЕЛО ПОСЛЕ РОСПИСИ ПОТОЛКА СИКСТИНСКОЙ КАПЕЛЛЫ

"Портрет Микеланджело" Даниэле да Вольтерра, ок. 1545 г. (Фото из интернета)
"Портрет Микеланджело" Даниэле да Вольтерра, ок. 1545 г. (Фото из интернета)

Потребовалось 25 лет, чтобы вернуть Микеланджело в Рим и Сикстинскую капеллу. Художник пришел в проект после долгой и успешной работы на семью Медичи во Флоренции. После бурного периода, когда Медичи сначала были свергнуты, а затем вновь обрели власть, Микеланджело воспользовался шансом вернуться в Рим.

Там его приветствовал папа Климент VII, который поручил художнику написать новую фреску на алтарной стене Сикстинской капеллы. К сожалению, Папа умер вскоре после выдачи поручения, но его преемник Папа Павел III позаботился о том, чтобы работа была выполнена.

"Портрет папы Павла III", Тициан, 1545 г. (Фото из интернета)
"Портрет папы Павла III", Тициан, 1545 г. (Фото из интернета)

Эта работа имела бы особое значение для папства, так как институт выходил из разграбления Рима. Это событие 1527 года, когда войска императора Священной Римской империи Карла V разграбили Рим, оставило город в руинах. Церковь также находилась в кризисе из-за Мартина Лютера и протестантской Реформации, которая резко критиковала злоупотребления в католической церкви.

Работа началась в 1534 году и закончилась в 1541 году, когда Микеланджело было 67 лет.

ИКОНОГРАФИЯ В СТРАШНОМ СУДЕ

Фрагмент: Христос и Дева Мария
Фрагмент: Христос и Дева Мария

Эта фреска в Сикстинской капелле будет посвящена определенной теме — Страшному суду. Изображение Второго пришествия Иисуса Христа и окончательного Божьего суда над человечеством было популярным сюжетом в эпоху Возрождения. Например, Джотто, которого считают отцом Возрождения, хорошо известен своим Страшным судом в капелле Скровеньи в Падуе.

Взгляд Микеланджело на эту тему со временем стал культовым. На фреске мы видим более 300 фигур, искусно изображенных для воплощения этой истории. Христос сидит посередине, его рука поднята, чтобы осудить проклятых, которые погружаются в глубины ада. Его окружают символы его Страстей — крест, гвозди, копье и терновый венец.

Этот безбородый Христос с рельефными мышцами выглядит внушительно. Его подтянутое тело и моложавая внешность не случайность. Микеланджело изучал древние статуи, собранные папами, как образцы. В частности, Аполлон Бельведерский, который был доставлен в Ватикан папой Юлием II, явно является источником вдохновения.

Слева от него сидит Богородица. Она принимает скромную позу в контрапосте и смотрит на тех, кто был спасен. Непосредственно вокруг этой центральной пары расположилась группа важных святых. Святой Петр, который держит ключи от Неба, и Святой Иоанн Креститель показаны в равном масштабе с Христом.

Фрагмент: Харон и души проклятых
Фрагмент: Харон и души проклятых

Общая композиция будто находится в плавном движении: спасенные слева от Христа поднимаются из могил, а проклятые низвергаются в ад. В нижней части фрески мы видим Харона, мифологическую фигуру. В греческой и римской мифологии он переправлял души в подземный мир. Здесь он несёт их прямо в ад, наполненный омерзительными персонажами.

Включение Микеланджело Харона и других мифологических фигур было вдохновлено Дантовским "Адом". Как первая часть эпической поэмы Данте 14-го века "Божественная комедия", иконография была бы немедленно узнаваема и оценена культурной элитой, которая и была целевой аудиторией для фрески.

СКРЫТЫЕ СИМВОЛЫ В ЖИВОПИСИ

В общую композицию картины Микеланджело привнес несколько скрытых символов, которые не оценили его современники.

Первый — это довольно жуткий автопортрет. Святой, находящийся прямо под левой ногой Христа, сидит на облаке с кожей в руке. Это святой Варфоломей, замученный после того, как с него заживо содрали кожу (во время испытания веры с апостола содрали кожу, а затем обезглавили). Следовательно, он держит не только нож, которым с него сняли кожу, но и собственную плоть. Широко распространено мнение, что лицо на коже на самом деле является автопортретом Микеланджело.

Фрагмент: Святой Варфоломей
Фрагмент: Святой Варфоломей

Второй - в правом нижнем углу фрески группа проклятых стоит вместе. Одна особенно ужасная фигура - это человек, у которого ослиные уши, что намекает на его глупость, одна змея обвивает его тело, а вторая кусает его интимные части.

Во время предварительного просмотра фрески с Папой Павлом III его церемониймейстер Бьяджо да Чезена сразу заметил эту фигуру в которой узнал себя. Сам персонаж на самом деле Минос, мифологический судья подземного мира, и каким-то образом Да Чезена вызвал гнев художника, поэтому попал в ад. Когда он пожаловался Папе на то, как он изображен на фреске, говорят, что Папа просто пошутил, что его власть не распространяется на ад, поэтому портрет должен остаться.

Фрагмент: Чезена в образе Миноса в "Страшном суде"
Фрагмент: Чезена в образе Миноса в "Страшном суде"

СПОРЫ ВОКРУГ СТРАШНОГО СУДА

Не только Чезена не был в восторге от того, как Микеланджело играл с традицией в "Страшном суде". Многие в церкви все еще не оправились от протестантской Реформации и пытались провести духовные реформы. Они не оценили то, как Микеланджело смешал мифологию с религиозными фигурами, и уж точно не оценили обильное количество наготы.

Их гнев был уравновешен теми, кто ценил мастерство Микеланджело и считал, что работа заслуживает восхищения за его гений и стиль живописи.

Другие критики считали, что Микеланджело должен был более точно придерживаться события, описанного в Библии. Они указали, что Христос должен сидеть на троне и что некоторые драпировки, которые, кажется, развеваются на ветру, невозможны, так как ветра в Судный день быть не могло.

Споры продолжали расти в годы после завершения фрески. Это было только подчеркнуто новыми реформами религиозного искусства, введенными Тридентским собором в 1563 году. В официальном декрете следовало избегать всего "суеверного" или "похотливого". И, к несчастью для Микеланджело, "изображения в Апостольской капелле должны быть закрыты, а изображения в других церквях должны быть уничтожены, если на них изображено что-либо непристойное или явно ложное".

Фрагмент: Св. Екатерина и Св. Власий после "оцензуривания"
Фрагмент: Св. Екатерина и Св. Власий после "оцензуривания"

Вскоре после смерти Микеланджело Даниэле Да Вольтерра был нанят, чтобы изменить некоторые фигуры и нарисовать одежду на некоторых обнаженных фигурах. Работа, вероятно, началась в 1564 году и велась поэтапно. Каждое вмешательство было, к сожалению, более агрессивным, чем предыдущее. Всего было "одето" около 40 фигур, а две фигуры были полностью переделаны. К счастью, поскольку изменения были сделаны в технике альсекко (настенная роспись, выполняемая, в отличие от техники фрески, по твёрдой и сухой штукатурке), их было легче удалить.

Фреска была восстановлена ​​в 1980 - 1994 -х годах, под руководством Фабрицио Манчинелли, главного реставратора Ватиканской лаборатории. В ходе реставрации была удалена примерно половина цензуры.

Точку во многовековой полемике поставил папа Иоанн Павел II 8 апреля 1994 года во время мессы, проводившейся после реставрации фресок Сикстинской капеллы: "Кажется, Микеланджело выразил свое собственное понимание слов из книги Бытия: "И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились этого" (Бытие 2:25). Сикстинская капелла - это, если можно так сказать, святилище богословия человеческого тела".