Рассказывает вице-адмирал запаса И. И. АЗАРОВ
Июнь 1942 года. Ведя непрерывные изнурительные бои, защитники Севастополя героически обороняли город. Но силы были неравны. Захватчики подтянули к Севастополю много боевой техники и войск. Бывший командующий 11-й немецкой армией генерал-фельдмаршал Манштейн писал, что такого массированного применения артиллерии, какое было при последнем штурме Севастополя, немецкая армия не имела ни в одной операции в ходе второй мировой войны.
Обстановка для севастопольцев чрезвычайно усложнялась еще и тем, что доставка подкреплений, боеприпасов, продовольствия, медикаментов и других видов снабжения была сопряжена с неимоверными трудностями. С целью блокады Севастополя с моря противник перебросил в крымские порты Ак-Мечеть, Евпаторию и Ялту 19 торпедных катеров, 30 сторожевых катеров и 8 катеров противолодочной обороны. Для действий против кораблей он выделил специально подготовленную авиационную эскадру в составе 150 бомбардировщиков и торпедоносцев.
Вражеская авиация и торпедные катера стремились атаковать каждый советский корабль. И все-таки наши корабли, отражая атаки, настойчиво прорывались в Севастополь и оказывали неоценимую поддержку героическому гарнизону. Среди боевых кораблей, неоднократно прорывавших вражескую блокаду, был и лидер «Ташкент».
В один из последних дней июня командир лидера «Ташкент» капитан 2 ранга В. Н. Ерошенко и комиссар корабля батальонный комиссар Г. А. Коновалов получили приказ принять в Новороссийске на борт около 1000 бойцов-сибиряков 142-й стрелковой бригады, боеприпасы, продовольствие, медикаменты и доставить в Камышевую бухту Севастополя, а оттуда забрать раненых, эвакуируемых женщин и детей и возвратиться в Новороссийск.
Когда я как член Военного совета флота вместе с начальником штаба флота контр-адмиралом И. Д. Елисеевым познакомил командира и комиссара с последними сводками из Севастополя и подчеркнул, что севастопольцы очень ждут прихода «Ташкента», командир и комиссар уверенно сказали: «Приказ будет выполнен!»
Офицеры, старшины и матросы лидера сознавали, насколько будет трудно совершить переход морем и прорваться в одну из бухт Севастополя. Но они знали, что защитники города-героя ждут их, что им так же трудно оборонять Севастополь, как кораблю прорваться в эту базу. Поэтому каждый матрос, старшина и офицер были полны решимости выполнить поставленную боевую задачу.
Погрузка боеприпасов, продовольствия и всего необходимого для осажденных проходила быстро и слаженно. Боцман Тараненко поторапливал моряков, производивших погрузку, так как надо было принимать еще сибиряков, у которых немало было своих запасов.
Вскоре началась посадка людей. Моряки тепло встречали боевых друзей, размещали их по кубрикам и на палубе, знакомили с кораблем, стремясь быстрее ввести в курс корабельной жизни. Личный состав корабля был приятно удивлен, увидев, что сибиряки, еще не успев разместиться, стали устанавливать на носу и бортах корабля пулеметы и противотанковые ружья, подтаскивать к ним боеприпасы, чтобы в нужную минуту своим огнем помочь экипажу в прорыве блокады. В. Н. Ерошенко, предвидя, что авиация противника будет стремиться атаковать «Ташкент», приказал сибирякам все пулеметы и противотанковые ружья привести в готовность.
Но вот погрузка и посадка закончены. Последние напутствия командиру и комиссару с пожеланиями успеха, крепкое рукопожатие. Трапы убраны.
На ходовом мостике «Ташкента» я заметил рядом с сигнальщиком, закреплявшим сигнальный фал, известного писателя Евгения Петрова, выделявшегося защитной армейской гимнастеркой и пилоткой.
Два дня тому назад он прибыл в Новороссийск, где много слышал о трудностях перехода морем в Севастополь и о том, как тяжело севастопольцам. Зайдя ко мне, он рассказал, что имеет задание редакции «Красной звезды» подготовить очерк о Севастополе. Чтобы очерк был убедительным и правдивым, Евгений Петров решил совершить поход в Севастополь на одном из боевых кораблей и просил меня помочь ему в этом.
Вечером 25 июня я сообщил ему, что он на следующий день пойдет на лидере «Ташкент»: «Думаю, что этот поход вы не забудете. Вы увидите, как в сложных условиях прорыва блокады будет действовать один из опытнейших командиров кораблей Черноморского флота В. Н. Ерошенко и его замечательный экипаж». Кратко рассказал ему, как я недавно ходил на «Ташкенте» в Севастополь и как его экипаж во главе со своим командиром отбил все атаки вражеской авиации и благополучно прорвался в осажденную базу.
В день выхода «Ташкента» была обычная июньская погода — штиль на море, безоблачное голубое небо, отличная видимость. Для врага, и в первую очередь для его авиации, это было выгодно. Нас же хорошая погода не радовала, так как истребительная авиация не могла прикрывать корабли на большом удалении от баз. За короткую летнюю ночь не пройдешь путь с Кавказа в Севастополь не только на транспорте, но даже на таком быстроходном боевом корабле, как «Ташкент». В таких условиях снабжать осажденный Севастополь всем необходимым и вывозить раненых становилось все труднее и труднее.
«Ташкент» вышел из Новороссийска 26 июня в 13 час. 55 мин. с таким расчетом, чтобы наиболее опасную зону на подступах к Севастополю пройти ночью. Он шел полным ходом по курсу, проложенному штурманом корабля лейтенантом А. М. Еремеевым. Первые два часа похода прошли в спокойной обстановке. Все были уверены, что задание, несмотря на все трудности, будет выполнено. Краснофлотцы по опыту знали, что командиры и политработники не растеряются в боевой обстановке. Они безгранично верили в своего несколько сурового на вид, молчаливого, но смелого и решительного, хорошо знающего свое дело командира корабля и любили его. Даже спустя много лет о нем тепло вспоминают моряки. Будучи на Черном море в 1959 году, я встретился с товарищами, служившими на кораблях эскадры в годы войны. Перебирая в памяти боевое прошлое, они рассказывали, что на эскадре в войну в числе особо уважаемых и любимых командиров был В. Н. Ерошенко.
На третьем часу похода «Ташкента» в воздухе появился вражеский разведчик, а через час показались 13 фашистских самолетов. Наши истребители из-за недостаточного радиуса их действия уже не могли прикрыть корабль, и ему пришлось вступить в единоборство с вражеской авиацией.
Командир и комиссар «Ташкента» хорошо знали свой личный состав и были убеждены, что каждый краснофлотец, старшина и командир выполнит свой долг до конца. Немало было случаев, когда даже получившие ранения или контузию не покидали боевого поста. Все понимали, что исполнительность каждого гарантирует успех в бою, а потому старались точно и быстро выполнить любое приказание, поступавшее с мостика, боевого поста. Экипаж на лидере был замечательным, сплоченным боевым коллективом. Коммунисты и комсомольцы, которые составляли большинство экипажа, цементировали коллектив корабля, показывали пример в бою.
Вражеские самолеты атаковали корабль с разных направлений. Но прицельному бомбометанию помешало умелое маневрирование и меткий огонь корабля. Не остались без дела и установленные станковые пулеметы и противотанковые ружья сибиряков. Своим огнем они также мешали прицельному бомбометанию.
Несмотря на помеху зенитного огня, бомбардировщики сравнительно точно сбрасывали свой смертоносный груз. Немало бомб падало в те места, где несколько секунд назад находился корабль. И не отверни Ерошенко корабль вовремя, все бы погибло... Первый налет был отбит без какого-либо ущерба для «Ташкента».
Вражеская авиация до захода солнца преследовала лидер, стремясь потопить его. Но все воздушные атаки были отбиты, и моряки вышли из боя победителями. Ни одна бомба не попала в корабль.
На подходе к Севастополю налеты бомбардировщиков прекратились. Но это была лишь временная передышка. С наступлением сумерек все внимание было сосредоточено на водной поверхности. И не зря В. Н. Ерошенко дал команду усилить наблюдение. Через некоторое время несколько сигнальщиков корабля одновременно доложили о появлении торпедных катеров с правого борта. Артиллеристы открыли по катерам огонь и один потопили, а остальных вынудили уйти. От выпущенных катерами торпед «Ташкент» уклонился. В 23 час. 15 мин. лидер вошел в Камышевую бухту и мастерски ошвартовался у временного пирса.
Совместные часы трудного перехода сроднили моряков с бойцами-сибиряками. Не раз они вместе смотрели смерти в глаза. Тепло, по-братски попрощались боевые друзья, и пехотинцы быстро покинули корабль.
Комиссар Коновалов и старший помощник командира корабля Орловский сделали все, чтобы быстро произвести разгрузку и посадку эвакуируемых.
На корабле никто не оставался зрителем, все были заинтересованы в скорейшей посадке людей, чтобы выиграть время и ночью выйти из бухты.
Разгрузка боеприпасов, продовольствия и другого имущества шла параллельно с посадкой. Временами среди голосов выделялся хрипловатый басок боцмана Тараненко, успокаивавшего у трапа эвакуируемых, которые беспокоились, что опять не попадут на корабль.
Раненые поддерживали друг друга. Тяжелораненых вносили на носилках. Женщины вели детей, прижимали малышей к груди. Шли без вещей, с небольшими узелками.
Ерошенко и Коновалову доложили, что все каюты, кубрики заполнены. Принято более 1000 человек, а с берега все продолжается поток измученных и исстрадавшихся людей.
Решили принимать еще. Размещали прямо на палубе, на шкафуте. Командир приказал оставить лишь проходы к боевым постам, пушкам, автоматам.
В течение двух часов разгрузили корабль, приняли на борт более двух тысяч раненых и эвакуированных, а также погрузили остатки полотна знаменитой Севастопольской панорамы. Все делалось с поразительной быстротой.
27 июня в 01 час. 50 мин. «Ташкент» покинул в последний раз Камышевую бухту.
Обратный путь в Новороссийск был еще напряженней. Командование немецко-фашистской авиацией решило рассчитаться с «Ташкентом» за прошлый неудачный бой. С рассвета вражеские самолеты непрерывно преследовали корабль, бомбили и обстреливали его пушечно-пулеметным огнем. Среди находившихся на верхней палубе членов экипажа, раненых, женщин и детей появились жертвы.
Командир корабля ни на минуту не покидал мостика. Внимательно следя за каждым атакующим бомбардировщиком, он, умело маневрируя, сумел избежать прямого попадания. Все же от близкого разрыва бомб корабль имел три пробоины: в районе полубака, первого котельного отделения и румпельного отделения. Рулевое устройство и левая машина вышли из строя. «Ташкент» принял около 1000 т воды. Водоотливные средства работали непрерывно, но вода продолжала прибывать. Ухудшилась маневренность корабля. Использование главных машин оказалось почти невозможным, так как на переднем ходу из-за поступления воды через пробоину в полубаке возникла реальная угроза, что переборка не выдержит и вода из первого котельного отделения, несмотря на поставленные подкрепления, прорвется в первое машинное отделение. Возможен был только самый малый передний ход и таким ходом корабль продолжал переход.
Вода поступала и в кубрики, где находились тяжелораненые. Все, кто мог сам выбраться на палубу, поднялись, но многие были беспомощны. О них не забыли. Военком корабля Коновалов, коммунист боцман Тараненко с группой краснофлотцев организовали спасение раненых из затопленных кубриков. В одном кубрике трап был сорван. Вместо него положили настил из аварийных досок и на одеялах стали вытаскивать раненых. Постепенно из затопляемых помещений раненых подняли наверх.
Раненые и эвакуируемые, видя, как в такой сложной обстановке личный состав быстро и точно выполняет все приказания в борьбе за живучесть корабля и самоотверженно борется с атакующей вражеской авиацией, политработники находят время ободрить их, уже не сомневались в том, что экипаж преодолеет смертельную опасность и благополучно приведет корабль в порт.
Но были отдельные критические моменты, когда нервы у некоторых раненых и пассажиров не выдерживали и они впадали в панику: метались по палубе, хватали спасательные пояса и круги и пытались прыгнуть за борт. Командиры, политработники и матросы сразу же пресекали вспышки паники, наводили порядок.
В 08 час. 30 мин. «Ташкент» находился в 40 милях к югу от мыса Такиль и шел курсом 70°.
Корабль продолжал путь с большим дифферентом на нос. Несмотря на большие повреждения, все находились на своих боевых постах и мужественно выполняли обязанности. Для откачивания воды привлекли личный состав, легкораненых и пассажиров. При откачке использовали все, вплоть до касок. Самоотверженной борьбой личному составу удалось поддержать корабль на плаву до прихода помощи из Новороссийска.
Утром 27 июня на помощь «Ташкенту» из Новороссийской военно-морской базы вышли эскадренные миноносцы «Сообразительный» и «Бдительный», около 30 катеров, буксир «Черномор» и спасательное судно «Юпитер». На торпедном катере прибыли командующий эскадрой контр-адмирал Л. А. Владимирский и военный комиссар эскадры бригадный комиссар В. И. Семин. Поднятые в воздух самолеты истребительной авиации флота прикрывали «Ташкент».
Катера доставили мотопомпы, которые сразу же были пущены в ход. Работали также все насосы судна «Юпитер».
Эскадренный миноносец «Сообразительный» только утром пришел из Поти с грузом, предназначавшимся для Севастополя. На его палубе штабелями лежали снаряды. Несмотря на свой опасный груз, он пришел на помощь «Ташкенту». Командир «Сообразительного» капитан-лейтенант Ворков С. С. и комиссар корабля старший политрук Квашнин быстро организовали прием людей с «Ташкента» на «Сообразительный». На этот корабль и сторожевые катера было принято 1975 раненых и пассажиров. Сразу стало заметно, как увеличилась его осадка. Он был перегружен, остойчивость резко уменьшилась. Но Ворков Сергей Степанович оставался спокойным в самой сложной обстановке. В своих действиях он отличался решительностью и смелостью. И на этот раз Ворков рискнул, но, как и всегда, риск его строился на понимании дела, правильных расчетах и уверенности в том, что каждый из экипажа выполнит свой долг.
Краснофлотцы и командиры «Сообразительного» проявили исключительную заботу и внимание к раненым, женщинам и детям. Им были предоставлены все каюты. Камбуз, кипятильник непрерывно работали до самого Новороссийска. Надо было всех напоить и накормить. Все, что было у моряков из продовольствия, отдано раненым и пассажирам, а кое-кто из моряков из своих рундучков передал часть обмундирования тем, кто очень в нем нуждался.
Благодаря умению капитан-лейтенанта Воркова и отличной выучке личного состава сильно перегруженный «Сообразительный» благополучно дошел до Новороссийска. Мне пришлось видеть, как он подходил к пирсу. Женщины, дети и раненые были всюду: на палубе, на мостике. Все смотрели в сторону берега и жаждали поскорее вступить на землю.
Когда этот корабль стал подходить к пирсу, возникла новая опасность. Пассажиры и ходячие раненые стали тесниться к правому борту, чтобы увидеть берег, город. Это грозило катастрофой. Корабль мог перевернуться, так как был перегружен. Но решительные действия командиров и краснофлотцев, находившихся на верхней палубе, предупредили несчастье.
В 20 час. 15 мин. «Ташкент» на буксире у эскадренного миноносца «Бдительный» и спасательного судна «Юпитер» в охранении сторожевых и торпедных катеров прибыл в Новороссийск.
Невозможно забыть и передать словами трогательную картину, когда прибывшие в Новороссийск раненые, женщины и дети сходили с кораблей. У многих на глазах появились слезы радости. Сколько добрых слов, полных человеческой теплоты и глубокой признательности, было сказано отважным морякам!
Переходом лидера «Ташкент» весьма интересовался командующий Северо-Кавказским фронтом Маршал Советского Союза С. М. Буденный, находившийся в Краснодаре. Поэтому как только лидер благополучно доставил в Севастополь бойцов 142-й стрелковой бригады и разгрузил все, что предназначалось для осажденного города, я доложил С. М. Буденному. Он сказал немало теплых слов в адрес моряков, так как знал, в какой сложной обстановке приходилось им действовать. Днем я снова докладывал С. М. Буденному: «Ташкент» принял на борт более 2000 раненых и эвакуируемых женщин и детей и вышел в Новороссийск. Лидер систематически подвергается ожесточенным атакам вражеской авиации. На «Ташкенте» имеются жертвы. Экипаж лидера во главе со своим командиром стоически отстаивает жизнь корабля в неравном бою с вражеской авиацией».
«Как только героический «Ташкент» придет в Новороссийск, а я верю, что он придет, такие люди не могут погибнуть, я приеду в Новороссийск обнять и пожать руки этим замечательным морякам», — ответил мне С. М. Буденный.
И действительно, на следующий день после прихода лидера в Новороссийск прибыл из Краснодара С. М. Буденный.
По большому сбору был выстроен личный состав лидера. Командир «Ташкента» капитан 2 ранга Ерошенко кратко доложил маршалу С. М. Буденному о выполнении задачи и действиях личного состава.
С. М. Буденный очень тепло, по-отечески поблагодарил Ерошенко и Коновалова, краснофлотцев и командиров, и, обращаясь к ним, сказал: «Я знал в гражданскую войну немало героев и героических дел, и мне приятно сегодня сказать вам, что моряки-черноморцы, вот вы, весь экипаж «Ташкента», совершили массовый героизм. Все вы продолжатели героических дел своих отцов. Не щадя своей жизни, сумели прорвать блокаду и с честью выполнить поставленную перед вами задачу. Все вы заслуживаете правительственных наград».
На лицах моряков можно было видеть радостную улыбку. Они гордились, что их ратный морской труд так высоко оценен.
Писатель Евгений Петров со всеми подробностями рассказал мне о своих переживаниях и впечатлениях от похода в Севастополь. «Не могу без волнения вспомнить, — говорил он, — свое двухдневное пребывание на «Ташкенте». Я почти все время находился на мостике и видел, как героически действовал экипаж при налете вражеской авиации и атаке торпедных катеров. Проявленная экипажем воинская доблесть свидетельствует о величии и красоте духа советского человека. Уверенность командира и комиссара в успехе воодушевляли личный состав на героические подвиги в бою.
А были и такие моменты, и не раз, когда бомбы падали там, где секунды назад находился корабль. Не отверни он вовремя — угодили бы под бомбы. Я не раз вспоминал, с каким восторгом вы рассказывали мне о действиях командира и экипажа «Ташкента» в бою, когда ходили с ними в осажденный Севастополь и в пути отбивались от вражеской авиации. Да, кто видел их в бою, тот не может без восхищения и уважения говорить о них.
Какие слова глубокой признательности и горячей любви к морякам я слышал от раненых красноармейцев, женщин и детей. Придет время, и я все опишу».
Мне было приятно слушать от любимого нашими читателями писателя добрые слова о моряках, достойно выполнявших свой долг.
Преждевременная смерть не позволила Евгению Петрову рассказать обстоятельно о том, что он видел при прорыве блокады лидера «Ташкент» и возвращении в Новороссийск.
Приказом командующего Северо-Кавказским фронтом от имени Президиума Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик весь личный состав лидера «Ташкент» был награжден орденами и медалями Советского Союза. Это был единственный корабль своего класса во флоте, весь экипаж которого был награжден орденами и медалями.
* * *
С 22 по 27 июня 1942 года легендарный лидер «Ташкент» трижды прорывался в осажденный Севастополь.
В те дни мы уже перестали удивляться мужеству наших моряков, но это восхищало. Четырехчасовые бои в море, блокада, швартовка под
обстрелом в необорудованной Камышевой бухте не смогли остановить ташкентцев. Они доставили более 3000 бойцов и командиров 142-й стрелковой бригады, сотни тонн боезапаса, продовольствие, вывезли из осажденного Севастополя за эти дни около 5000 раненых, эвакуировали свыше тысячи женщин и детей.
И вот настал трагический день. Мы не забудем его никогда. 2 июля 1942 года во время массированного налета авиации на Новороссийск находившийся у стенки в порту «Ташкент» был потоплен.
Часть экипажа корабля ушла в морскую пехоту, часть продолжала нести боевую службу на кораблях флота.
Недавно, будучи в Севастополе, я встретил несколько человек с прославленного «Ташкента» — артиллеристов Новика и Борисенко, штурмана Еремеева, бывшего старшину башни Семененко, продолжающего трудиться на флоте. С большой теплотой мы вспоминали героев-«ташкентцев» как отдавших свои жизни в борьбе за нашу Родину, так и ныне живущих.
Прошли годы. Мы постарели. Но легенды о подвигах людей не стареют. В наших сердцах будет вечно жить светлая память о мужестве моряков лидера «Ташкент».
А где же сейчас боевой командир «Ташкента» Василий Николаевич Ерошенко? После гибели «Ташкента» он командовал крейсером, затем соединением кораблей. В настоящее время контр-адмирал Ерошенко продолжает нести службу в рядах Военно-Морского Флота.
Вице-адмирал запаса И. И. АЗАРОВ (1960)
☆ ☆ ☆