Интернет – это неотъемлемая часть современного мира, и тяжело представить жизньбез него. С помощью Интернета мы находим любую информацию, связываемся с друзьями, узнаем последние новости. Интернет появился с определенной целью, изначально это была возможность бесплатно получать знания. Но сегодня он имеет не только практическое, но и развлекательное значение, в особенности для детей.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок ни в чем не нуждался, поэтому иметь телефон или компьютер с интернетом - это необходимость. Интернет дает доступ к новым возможностям, играм, музыке, группам по интересам. Но все родители, так или иначе задаются вопросами: «разрешать, запрещать или контролировать?»
Стоит начать с того, что разрешать пользоваться Интернетом нужно, но в силу определенного возраста, потому как всемирная паутина многогранна, она служит хорошим средством коммуникации и облегчает жизнь, но не для дошкольника. Почему так? Ребёнок может быть не готов к содержанию или информации, которая распространяется в сети, да и потребности в этом никакой нет. Реальная потребность возникает только тогда, когда ребёнок приходит в школу, когда есть необходимость воспользоваться Интернетом для общения, учёбы или отдыха.
Следует отметить, что запрещать пользоваться Интернетом не стоит, так как ребёнок будет чувствовать себя отстранённым, и это будет влиять на его социальную среду. В таком случае можно ограничивать времяпровождения в социальных сетях и не превращать это в зависимость. Ребёнок должен понимать, что помимо Интернета есть другая реальность. Например, чаще всего дети проводят многовремени в социальных сетях, так как не имеют других увлечений или хобби. Чтобы избавить ребёнка от этого недуга, родитель должен помочь найти новые интересы, и проводить с ребёнком большую часть времени без Интернета.
Что касается контроля, по мнению экспертов, дети и подростки в социальных сетях подвергаются разного рода опасностям. Например, они могут случайно или намеренно оказаться на страницах с недопустимым контентом. Это не только эротика или порнография, но и информация про наркотики, суицид и сцены насилия.
Основная проблема, связанная с социальными сетями, заключается в том, что у детей возникает ощущение, будто в виртуальном мире всё происходит не всерьез. Крайне важно донести до ребёнка вдумчивость его поступков, но и главное — их последствия. Игра под названием «Синий кит», которая стала вирусом среди молодежи в 2016 году, внесла в массы панику. Дети и подростки, которые играли в эту игру, выполняли задания, где финальной целью являлось совершение самоубийства. Исходя из этого, большую часть детей от 8 до 16 лет скрывали от родителей некоторые свои действия в сети, выходили в сеть в отсутствие родителей дома, устанавливали пароли и удаляли истории посещений в браузере. Кроме того, есть часть детей, которая применяет средства, позволяющие им выходить в сеть анонимно. В этом случае помогают специальные программы родительского контроля для детской онлайн безопасности, которые будут информировать родителя, и защищать ребёнка от рисков в интернете. В случае, если это касается подростка, несомненно у него должно быть личное пространство, и родитель — это должен понимать. Но чтобы избежать проблем, нужно создавать доверительные отношения со своим ребёнком и интересоваться его социальными сетями.
Еще одна из опасностей для ребёнка в Интернете – кибербуллинг. Это психологическая травля, где оружием являются сообщения и комментарии, а также преследование, распространение слухов и запугивание. Никогда не нужно отвечать на буллинг, а лучше всего отправить жалобу на пользователя, который причиняет моральный вред. В случае чего, можно поговорить об этой проблеме с близким человеком.
Онлайн игры могут сформировать зависимость, опасными сигналами которой являются: длительное времяпровождение ребенка в Интернете - более 5 часов в день. От этого происходит подавленное состояние, агрессивное поведения, нежелание выходить из виртуальной реальности в реальный мир. Азартные игры, тоже могу принести нежелательные последствия. Вред может таиться в потребности подростка быть независимым от родителей, следовательно, это может подтолкнуть к затягивающему влиянию онлайн игр на деньги.
Известно, что раньше во времена СССР дети не имели Интернета и проводили время на улице, играя в больших компаниях. Для того чтобы найти нужное место, не было иного способа, чем спросить дорогу у прохожих. А во времена, когда Википедии ещё не было, её успешно заменяли книги. Дети ходили в библиотеку, и находили там ответы на все интересующие их вопросы. Если же в библиотеке не находилось нужной книги, шли в другую, и вообще писали ручкой, и ждали письма неделями. Также ходили в походы, на разнообразные кружки, секции, занимались спортом. Для того чтобы купить себе какую-то вещь, нужно было обойти пешком или обзвонить все магазины в поисках нужного товара. Сейчас, чтобы купить понравившуюся вещь, нет ничего трудного нажать на несколько кнопок.
Что касается детей сегодня, большинство из них даже не знают элементарных игр, отсюда много необщительных и замкнутых в себе детей. Живое общение заменилось переписками, компьютерными играми. Качество знаний ухудшилось, потому как все ответы на домашние задания появились на просторах Интернета и искусственный интеллект делает большинство работы за них.
Не следует забывать, что в Интернет сети есть фальшивые новости, спам, мошенники и заразная реклама – это все относится к минусам Интернета, в частности и для детей. Но несмотря на отрицательные стороны, стоит взглянуть на Интернет с другой стороны и рассмотреть его плюсы.
Во-первых, Интернет дает возможность обучаться дистанционно, особенно это удобно для детей с ограниченными возможностями и особенностями здоровья. Также можно общаться с людьми из разных уголков планеты и обмениваться опытом, получать образование и изучать языки.
Во-вторых, это свободный доступ к практически любой информации. Любой фильм, музыка, игра, книга или программа доступны всем, у кого есть выход в Интернет. Человек постоянно стремится к познанию себя и развитию. Нужно работать над собой и в этом помогут большое количество литературы, тренингов, видеоуроков и курсов.
В-третьих, это неограниченные ресурсы для самообразования и самореализации. Например, ребёнок занимается творчеством и делится этим в социальных сетях, ведет свой блог. Это как один из способов самовыражения, передачи жизненного опыта и накопленных знаний окружающим людям. В Интернете можно найти единомышленников, которые будут поддерживать и в случае чего, даже смогут помочь.
Так же хочется отметить, что Интернет дает отличную возможность зарабатывать. Виртуальный мир предлагает множество способов проявить себя и показать своё творчество. Даже для школьников существуют варианты получить неплохой доход. Например, изготовление презентации на заказ или рефератов. А также продажа изделий, сделанных своими руками.
В заключение я могу с уверенностью сказать, что родители берут на себя ответственность за детей и за то, что они начинают социализироваться в Интернете в раннем возрасте. Но не стоит игнорировать, что ребёнок также берёт ответственность за свои слова и поступки в социальных сетях. Если рационально подходить к использованию Интернета, то можно получать только пользу. Главное соблюдать меру и не забывать про живое общение. Поэтому, ответ на вопрос каждый родитель выбирает сам - «разрешать, запрещать или контролировать?»
Люди теряют способность или желание отсеивать ненужное и просто поглощают всё, что видят в сети. Слепо доверяя всему, мы позволяем технологиям управлять нашим поведением. И это вовсе не значит, что нам пора отказаться от использования Интернета. Скорее, мы должны стремиться к его эффективному использованию. В конце концов, технологии создаются с целью упростить нашу жизнь, а не испортить.