Найти в Дзене

Гикосы в истории Египта

Краткое изложение книги М.Зильбермана "Гиксосы и их потомки". Лонгрид, 12-15 минут. Гиксосы - кто они такие, эти "авантюристы" древности? Слово "гиксосы" дошло до нашего времени в виде греческой модифицированной фонетической формы - "hyk sos" ("гиксос"). Еще одна версия происхождения слова- "хеку хасут", которое означает «властители пустынных нагорий или (точнее) властители (князя, цари) чужеземных стран» («чужеземные властители»), где "хек(у), гек(а)" или "хик, гик" означает "властитель, князь, царь”. Эмиль Бенвенист в своём "Словаре индоевропейских социальных терминов" показал, что слово "sus" (которое в греческом языке читается, как "sos") означает "свинья" (домашняя). И тогда, "с лёгкой руки" Манефона, писавшего по-гречески, закрепилось и сохранилось на века (даже в трудах Иосифа Флавия - потомка гиксосов), наименование "hик сос", которое означает "царь свиней" - тяжкое, предельно сильное оскорбление в устах египтянина (брезгливо относящегося к свинье - ритуально нечистому животн

Краткое изложение книги М.Зильбермана "Гиксосы и их потомки". Лонгрид, 12-15 минут.

Гиксосы - кто они такие, эти "авантюристы" древности?

Слово "гиксосы" дошло до нашего времени в виде греческой модифицированной фонетической формы - "hyk sos" ("гиксос").

Еще одна версия происхождения слова- "хеку хасут", которое означает «властители пустынных нагорий или (точнее) властители (князя, цари) чужеземных стран» («чужеземные властители»), где "хек(у), гек(а)" или "хик, гик" означает "властитель, князь, царь”.

Эмиль Бенвенист в своём "Словаре индоевропейских социальных терминов" показал, что слово "sus" (которое в греческом языке читается, как "sos") означает "свинья" (домашняя). И тогда, "с лёгкой руки" Манефона, писавшего по-гречески, закрепилось и сохранилось на века (даже в трудах Иосифа Флавия - потомка гиксосов), наименование "hик сос", которое означает "царь свиней" - тяжкое, предельно сильное оскорбление в устах египтянина (брезгливо относящегося к свинье - ритуально нечистому животному, и всему, что с ней связано ("Исход евреев из Египта").

Но откуда истоки такого оскорбительного прозвища?

Древним египтянам было присуще (в высшей степени) чувство национальной исключительности. Они даже выработали градацию (ранжирование) племён и народов, основанную на их различии по цвету кожи и географическому положению. Главных племён насчитывалось четыре: первые - сами египтяне ("ромтет" - (просто) "люди" (первого сорта)), - красные (кирпичные) и безбородые; далее негры ("нехсу") - люди чёрные и тоже безбородые; затем семиты ("аму, амеу"), люди третьего сорта, - смуглые и бородатые; и последние - ливийцы ("техену"), белые, бородатые и с локонами. Иногда, вероятно, ко 2-3 сорту, присоединялись и хатти - жёлтые, безбородые, с косами на затылке (не арийцы-хетты).

Египетское слово "аме" ("амеу" ("аму") - множ. число от "аме") означало пастуха (пастухов) мелкого рогатого скота (коз и овец) и употреблялось в приложении к азиатам в несколько презрительном смысле (как позорная кличка). И азиаты-скотоводы (в частности, племена ха-ибри) были хорошо осведомлены о таком отношении к ним египтян (Быт.46.34): "мерзость для египтян всякий пастух овец (т.е. аме)". Даже за одним столом с азиатом (которые в традиционном представлении египтян - все пастухи, т.е. "аме/амеу") египтянину нельзя было (противно) находиться (Быт.43.32): "ибо египтяне не могут есть с евреями; потому что это мерзость для египтян”.

Известно, что ещё в ХХII в. до н.э., задолго до появления "гиксосов первой волны", азиат (шасу, бедуин) для египтянина был "больше, чем отвращение" (Из Поучений Мерикара). Египтяне полагали, что "амеу", по воле Амона-Ра, слепы к сиянию истинной божественности; им (низшей расе) не дано познать ни велений Господа, ни Его величия: "Что для сердца твоего (Амон-Ра) азиаты? Амон да посрамит не ведающих бога" ("Кадешская" поэма о Рамсесе II египетского поэта Пентаура). Общение же с "аму" - ритуально оскверняет. Очевидно, что у египтян термины "аме/амеу" и "азиаты" являлись синонимами.

Итак, «аму, амеу» - это семиты-кочевники (бедуины, шасу и, возможно, амореи), а также все племена хаибиру (в том числе и древние евреи).

Поскольку до настоящего времени какое-либо конкретное племя или народ не идентифицируется термином "гиксосы", как обозначением определённого этноса, можно полагать, что слово "гиксосы" - не этноним, а прозвище, народная египетская этимология, данное Союзу азиатских племён, захватившему, поработившему и очень унизившему Египет; либо оно (это прозвище) связано с какой-либо из наиболее многочисленных этнических групп союза.

Многие исследователи не отрицают, что в период господства гиксосов в Египте хаибири (хаабиру, апиру), «возможно, предки какой-то ветви древнееврейского народа, сыграли в стране (в Древнем Египте) очень заметную роль», связывая это мнение с возвышением библейского Иосифа до ранга первого вельможи государства.

Существует христианское предание, сохранённое византийским историком Георгием Синцеллом (VIII век), по которому Иосиф  управлял страной при владычестве фараона-гиксоса Апопи, будучи облечён званием наместника Египта. Учёный из Сирии, еврей Бар-Хебреу (1226-1286гг.) свидетельствует ("Ed.Bruns",p14; "Еd. Bedjan", p13): "правил в Египте четвёртый царь из династии Пастухов, имя которому было Апапус (Апопи). И правил он 14 лет. И это был царь, видевший сны и сделавший Иосифа правителем, согласно написанному халдеями. Кажется, что царей этих звали Пастухами от (их кровного) братства с Иосифом".

Иосиф Флавий, отождествляет гиксосов (царей-пастухов) с семействами библейских патриархов: "...так называемые пастухи, они же наши предки"; или "великое множество наших предков пришло в Египет и покорило местное население... некоторое время спустя они покинули страну" .

Выдающийся ассириолог А. Оппенхейм писал, в частности, что наименование "гиксосы" в современном научном значении, введённое египтянином Манефоном в его "Египетской истории", относится "к народу или группе народов, активно участвовавших в непрерывном ряде миграций, завоеваний.., которые происходили в первой половине II тыс. до н.э. в Нижнем Египте, Палестине и Сирии".

Очевидно, что первоначальное проникновение, просачивание, в Египет (в Дельту Нила) чужеземцев-апиру, беженцев из Месопотамии, просителей о крове и приюте, было мирным и осуществлялось на основе порядков, принятых египетской администрацией при выдаче разрешений на вход азиатов в страну. "И сказали они (хаибири) фараону: пожить в этой земле пришли мы... Позволь... поселиться в земле Гошен (Гешем)" (Быт.47.4). Тот факт, что египтяне всегда пропускали в свою страну азиатов-семитов и позволяли им временно или постоянно жить в ней (не столько из милосердия, сколько нуждаясь в рабочей силе и продуктах скотоводства), не подлежит сомнению.

При Птолемеях в Египте проживало очень много евреев (в Александрии из пяти районов города - три были еврейскими), часто остро конфликтующих с местными греками, и потому, как полагает ряд историков, Исход евреев из Египта и был отождествлён с изгнанием из страны ненавистных поработителей-гиксосов и прокаженных.

Так по какой причине они в огромном количестве появились в Египте?

Судя по всему, между египтянами Дельты и гиксосами существовала предварительная договорённость о военной помощи, причём, присутствие гиксосов на земле Египта было оговорено определёнными условиями (в т.ч. и сроками), - это следует и из текста "Беседы жреца Анху": "Что творится в стране: те, которые были светлые (номархи) , - повержены. Скорбь настала сегодня. Утро, а чужеземцы не уходят! Вся страна в великом смятении!". О Амон-Ра! О Птах! О Милосердные боги! Что вы нам уготовили? Уже и ливийцы отогнаны за Канопийское русло, дело сделано, и вознаграждение выплачено сполна; однако гиксосы, не только не ушли вчера, как клятвенно обещали, а даже лишили власти правителя ХIV династии: "Дающий распоряжения является (теперь) тем, кому дают распоряжение". Как пророчествует жрец Неферти - и "придут азиаты в силе своей" и "варварская страна распространилась по всему Египту".

По-видимому, гиксосы, вначале играли роль освободителей Египта от угрозы нашествия племён ливийцев и, возможно, были встречены в Дельте с радостью и удовлетворением (гиксосы остановили и отогнали ливийцев). Потому-то гиксосам и удалось войти в Египет и «овладеть им легко и без боя»: «народ низкого происхождения пришел неожиданно (в частности, для фиванцев ХIII династия) с востока (или «из восточных стран люди происхождения бесславного»)... захватил нашу страну без всякого сопротивления и войны с нашей стороны» (Манефон).

И что было дальше?

Судя по содержанию Лейденского папируса, гиксосы намеренно инициировали добровольный массовый уход этнических египтян из Дельты: "Пустыня (азиаты) распространилась по всей стране (в Дельте). Номы опустели. Нигде нет больше египтян... Иноземное племя (гиксосы) пришло из-за границы в Египет" (о военном вторжении опять же нет и речи).

На "второй стеле Камоса", выдающегося борца за независимость Египта (предшественника фараона Яхмоса I), говорится о его современнике, царе гиксосов Апопи: "Властитель (из) Рутену, мерзкий руками… Да сгинет сердце твоё, мерзкий азиат (аме)!". Поясним: Апопи - "мерзкий руками", т.е. он необрезан; как "hеку амеу" и "властитель (из) Рутену", "сириец земли Азии", он - не ханаанеянин (фенеху), не шасу-южанин и не хуррит (хурру), а, значит, "черноголовый" (вероятно, цари-апиру у египтян назывались "(мерзкий) властитель (из) Рутену (Сирия)". Также из текста можно заметить, что на примере Апопи гиксосы не был обрезаны. За годы пребывания в Египте все "черноголовые"-гиксосы восприняли как необходимость обряд обрезания (тем более, что гиксосы-ханаанеи все были обрезаны). По всей вероятности, и в Аравию обряд обрезания был занесён гиксосами-хаибири, бежавшими туда после изгнания из Египта.

Так как «не было хлеба по всей земле, поэтому голод весьма усилился, и изнурены были от голода земля Египетская и земля Ханаанская (Быт 47.13)». Вероятно, в Нижнем Рутену, Угарите и Сирии особой засухи не было, и гиксосы, зная о голоде в Египте, привезли с собой приличные запасы продовольствия (на кораблях): "Египтяне пришли к Иосифу и говорят: дай нам хлеба, зачем нам умирать... (а) серебро вышло у нас" (Быт.47.14-22). Гиксосы, видимо, скупали землю у египтян, страдавших от голода: "Купи нас и земли наши за хлеб... И продали египтяне каждый своё поле... И досталась земля фараону (гиксосов)". Люди, продававшие свои земельные участки, покидали территорию нома; и это явление, как гласит текст папируса "Пророчество Неферти", носило массовый характер. В счёт уплаты долгов: "Они (гиксосы) отнимут упряжки с пахоты... (и этим) ожесточат сердца тех, кто будет на жатве"

Однако обычную царскую десятину, налог, принятый, в частности, в Месопотамии, гиксосы заменили пятой частью (увеличили): "И поставил Иосиф в закон земле Египетской, даже до сего дня: пятую часть давать фараону, исключая только землю жрецов”.

За долгие годы пребывания в Египте, чужеземцы-гиксосы восприняли многие нравы и обычаи египтян, их язык, письменность и литературу. В старинных египетских традициях был организован и двор гиксосских царей. Гиксосы и выглядели, как настоящие египтяне (так же одеты, побриты и в париках): когда похоронная процессия с телом Иакова прибыла в Ханаан, "жители той земли, ханаанеи... сказали (о них): велик плач этот у египтян".

Даже традиционная практика захоронения у «черноголовых» (наиболее консервативный ритуал, связанный с отправлением культа предков) в результате длительной (добровольной) адаптации претерпела значительные изменения: Иосиф "повелел... бальзамировать его (Иакова)" по египетским обычаям (сорок дней), "ибо столько дней употребляется на бальзамирование" (сам Иосиф также был бальзамирован, а его мумия положена в деревянный гроб). "И оплакали его… семьдесят дней", как принято в Египте.

"Против пастухов (амеу) восстал царь Фив и цари (номархи) других египетских земель, и вели с ними жестокую многолетнюю войну". Фараон во главе войска из 480 (сумма цифр числа - 12, т.е. 480 - число астральное и не обязательно достоверное) тысяч человек осадил Аварис, но не взял город и, "отчаявшись в исходе осады", "заключил с гиксосами договор, по которому все они должны были оставить Египет и в полной безопасности для себя удалиться... со своими семьями и имуществом".

Исход Моисея из Египта (Исх.3.21;12.32-36) содержится достаточно громкий отголосок изгнания гиксосов: договор с фараоном, об имуществе («и когда пойдете, то пойдете не с пустыми руками»), уход с семьями.

Из памяти народной не изгладилось, что "И жил Израиль в земле Египетской, и владели они ею" (Быт.47.27); а находилось это "владение... в лучшей части земли (в Дельте Нила), в земле Раамсес (т.е. Аварис и прилежащие территории, ныне Вади-Тумилат)" (Быт.47.11). "Сыны же Израиля... укрепились (там) весьма и весьма... И наполнилась ими страна... И стал он там народом великим" (Исх.1.7). "И сказал (фараон) народу своему: вот народ сынов Израилевых многочисленнее и сильнее нас".

И гиксосы "(ха-ибри) ушли из Египта в Сирию через пустыню... и в Иудее выстроили Иерусалим" (И. Флавий, др.-евр. предание).Историограф Манефон также сообщает, что гиксосы, выдворенные из Египта, основали город Иерусалим (Шалем) и поселились в нём.

Библия оценивает в 430 лет (Ис.12.40): "Времени же, в которое сыны Израилевы и отцы их обитали в Египте и в земле Ханаанской, было 430 лет". Характерно, что в Ветхом Завете "рассыпано" много указаний на длительнось пребывания ха-ибри в Египте. Так, согласно Книге Бытия (Быт.15.13) евреи находились в Египте 400 лет.

После изгнания гиксосов из Нильской долины, Египту пришлось вести упорную и длительную борьбу с азиатской частью их бывшей империи, ибо память о плодотворном военном Союзе племён гиксосов ещё долго сохранялась и неоднократно реализовывалась.

Судя по надписям из захоронений современников фараона-завоевателя Тутмоса I, его походы против презренных амеу из Рутену носили характер мщения гиксосам и их потомкам: царь был одержим желанием "омыть своё сердце" в их крови и отплатить за причинённое Египту унижение. Войска Тутмоса I, захватывая большие военные трофеи и уводя многочисленных пленных, проходили через весь Ханаан и Сирию и достигли Митанни (Нахрайны) на Евфрате.

Тутмос Великий (1502-1448 гг. до н.э.), "всю жизнь свою и всю силу своей власти посвятивший на подчинение и уничтожение народов Рутену", совершил семнадцать походов в Азию (добивал гиксосов). Об этих походах сообщают его надписи и выдержки из летописей, которые сохранились на стенах Карнакского храма в Фивах.

Тутмос III сломив сопротивление потомков гиксосов, захватил, практически, всю Палестину и Сирию до районов Междуречья: "Сняты головы азиатов («амеу, аму» - хаабиру), от них никого не осталось, повергнуты дети князей их... (Амон) дал... поразить князей фениху (ханаанеев)... на высотах их (Кармель и Ливан)... Митанни (хурриты) трепещет от ужаса" (Из гимна Тутмосу III). Почти все раскопанные города гиксосов носят на себе следы разграбления и пожарищ.

После смерти Тутмоса III Великого на 54 году царствования, азиаты снова взбунтовалась, однако его сын Аменхотеп II усмирил их, дойдя до Евфрата. Первый поход фараона Аменхотепа II в Хар, Рутену, Сирию и Нахараин был победоносным. Египетские войска опустошили Эдом, захватили Угарит, где фараон "уничтожил всех своих противников", и вторглись в Митанни: "вожди Митанни явились к нему с данью на спине". "Стала вся страна его собственностью". Множество городов было ограблено дочиста. Помимо 101218 пленных, Аменхотеп II захватил также и несколько сот лошадей и колесниц.

Имена и надписи ненавистных гиксосских царей, Эхнатона и Нефертити, некоторых других фараонов, всюду на воздвигнутых ими монументах и памятниках уничтожены (стёрты, сбиты и вычищены) полностью или частично с целью изгладить всякое воспоминание об этих людях и событиях, связанных с ними (либо уничтожены сами памятники).

#Египет #древние цивилизации #история древнего мира #гиксосы #история евреев