ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА СОСТАВЛЕННОЙ
ГЕНОГРАММЫ
Симптом
Отследите то неблагополучие, которое проявляется из поколения в поколение. Что это плохие взаимоотношения, отсутствие денег, тяжелые болезни, бездетность, аддиктивное поведение членов семьи?
Болезни
• Какие серьезные (физические) заболевания есть в вашей семье?
• Какими эмоциональными пороками страдают члены вашей семьи (алкоголизм, наркомания, психические болезни)?
• Какие были смертельные исходы и их причины (гибель, болезнь, возраст)?
Проследив историю семейных заболеваний и нездоровья, вы сможете предотвратить развитие патологий в дальнейшей истории семьи. Считается, что такие заболевания как диабет, алкоголизм, расстройства сердечной деятельности, поджелудочной железы и печени иногда передаются генетически.
Эмоциональные паттерны
Чувства
• Какие чувства испытывает каждый человек из вашей семейной системы к себе, к другим людям и к жизни? Некоторые могут быть открытыми, восприимчивыми, весёлыми, везучими или оптимистичными, а другие - страдать от различных фобий, депрессий, ревности и негативизма, иметь крутой суровый нрав.
• Кто был экстравертом, а кто был интровертом?
• Как лучше всего вы могли бы описать личные качества каждого члена семьи? «Какие пять слов могут лучше всего характеризовать дедушку?» • Что происходит с чувствами в вашей семье: их признают, сообщают о них или избегают их проявлений?
Близость
• Как члены семьи относятся друг к другу и общаются между собой (словами, жестами, позами)? Какие отношения были у мамы с папой? Как бабушка справлялась с дедушкиной сердитостью?
• Как члены семьи выражают любовь и привязанность? Как вы об этом узнаёте?
• Как члены семьи спорят? Как они выражают гнев? Откуда вы знаете, что они злятся?
• Как ваша семья справлялась с кризисом отношений?
• Определите качество отношений между членами вашей семьи или между семейными группировками: отдалённые, враждебные, близкие, открытые, замкнутые, осуждающие, манипуляционные, договорные?
Способы избегания близости
Усталость, занятость, конфликты, страхи и фобии, душевные и другие болезни, манипуляции (обиды и обвинения, игнорирование и равнодушие, агрессия или ревность), просмотр телепередач, общение с компьютером, алкоголизм, наркотики, одиночество.
Эмоциональные разрывы
Существуют ли незавершённые эмоциональные связи (есть ли чувства превосходства или обиды) или отношения завершены и есть принятие ситуации?
Эмоциональная реактивность
Как семья реагирует на стрессы и как с ними справляется?
Паттерны поведения
• Какие модели поведения повторяются: алкоголизм, лишний вес, диктат, работоголизм, мученичество, одиночество, детско-родительские отношения супругов (Жена-мать и муж-деточка, Папик и его куколка)?
• Какие союзы, коалиции и подсистемы есть в вашей семье? Каковы их правила и ограничения?
• Кто имеет особые роли, например «героев», «козлов отпущения», «выродков», «проблемных» или другие?
• Существуют ли проекции: кто на кого похож, повторяются ли судьбы?
• Существуют ли замещающие фигуры? Например, папа назвал дочь именем своей возлюбленной, на которой не смог жениться. Отказались от родного сына, но воспитали приёмного. Женщина относится к сыну как к своему мужчине (если муж «плохой», то воспитаю из сына настоящего мужчину).
• Как работают разные части вашей семейной системы – сообща или разобщено?
• Существуют ли какие-нибудь нарушения (разводы, измены, тайные связи, раздельное жительство супругов, семейная вражда, преступления)?
СЕМЕЙНЫЕ МИФЫ, ВЕРОВАНИЯ, ЦЕННОСТИ, ПОСЛАНИЯ
Семейные мифы и легенды
Каковы ваши семейные мифы? Каковы их тайны?
Например: мы семья героев, в нашей семье все женщины сильные, в нашей семье необразованных не бывает.
Семейные послания
1. О здоровье: «Чистота – половина здоровья» «Не дай Бог лечиться да судиться», «В здоровом теле – здоровый дух».
2. О себе: как к себе относиться, как о себе заботиться?
3. Об отношениях: «Любящее сердце на красоту не смотрит», «Из жалости любви не выкроишь»....
• Как в вашей семье проявляется мужественность и женственность?
• Как принимаются решения в вашей семье? Кто их принимает? Кто вовлекается? • В чьих руках превосходство?
• Каковы ваши семейные «можно» и «нельзя», «должен» и «не должен»?
4. О семье:
• Как заключать брак, когда и на ком жениться. «В поспешной женитьбе со временем раскаиваются».
• Сколько иметь детей, как растить детей, как иметь дело с подростками.
• Как проявлять уважение к супругу, почтение к старшим.
• Как больных лечить, как справиться с кризисом, потерей, травмой и трагедией, как стареть и как встречать смерть.
5. О деньгах и работе:
• Кто был основным снабженцем, а кто был основным иждивенцем?
• Как зарабатывать на жизнь?
• Какая работа самая лучшая?
• Как измерить успех?
• Каковы профессиональные предпочтения?
• Есть ли умение-неумение делать карьеру?
Семейные ценности
• Каковы ваши первостепенные ценности?
• Каковы ваши семейные ценности?
• Является ли для вас жизнь в браке ценностью?
• Является ли наличие детей и их совместное воспитание ценностью?
• Что важно взаимопонимание, взаимопомощь, взаимоуважение?
• Любовь, власть, деньги – что важнее в браке?
Семейные традиции явные и неявные
• Каков ваш список семейных праздников?
• Есть ли привычка поздравлять родных с праздниками (открытками, подарками)?
• Заложено ли в семейных традициях совместное проведение досуга, определенные нормы отношения к детям, супругам, родителям?
Обратите особое внимание на ваши семейные верования: они больше всего, вероятно, похожи на то, во что верите вы. Они диктуют вам, как жить, чтобы выжить. Если верования незрелые, надломленные или дисфункциональные, они могут ограничивать мышление, блокировать развитие и удерживать от раскрытия вашего потенциала.
Развитие семьи
Как живет ваша семейная структура: по восходящей или нисходящей линии? Кто кого главнее, сильнее – дети родителей или родители детей? Больше или меньше детей в семьях?
Семья и общество
Посмотрите, какой видит себя ваша семья, являясь частью общества.
• Как ваша семья в целом представляет себя обществу?
• С какими общественными воззрениями отождествляет себя ваша семья? И как обычно общество отвечает вашей семье?
• Какие тревожные исторические события воздействовали на семью и родственников (война, революция, раскулачивание, репрессии и т.д.)?
• Как члены семьи ведут себя в обществе по сравнению с их поведением дома?
ИТОГИ
• ЧТО ВЫ УЗНАЛИ ДЛЯ СЕБЯ НОВОГО?
• ЧТО ПОРАЗИЛО ИЛИ УДИВИЛО ВАС?
• КАК ПОВЛИЯЛО НОВОЕ ЗНАНИЕ О СЕМЬЕ НА ВОСПРИЯТИЕ СЕБЯ?
• КАКОЙ РЕСУРС ВЫ ДЛЯ СЕБЯ НАШЛИ? КТО ЭТИ ЛЮДИ?
• КАКИЕ ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ИМ ПРИСУЩИ?
Трудно разобраться самостоятельно? Хотите решить свои проблемы другими способами?