Найти тему
Анна Новожилова

Расстройство аутистического спектра(РАС). Что это?

Расстройства аутистического спектра (РАС) характеризуются качественным нарушением коммуникации и социального взаимодействия. Аутистические расстройства – очень многообразная группа нарушений, и проявления данных расстройств могут быть совершенно различными. Общими являются проблемы и взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения детей:

  1. Трудности развития активных действий
  2. Трудности при установлении и поддержании социального взаимодействия.
  3. Людям, страдающим аутизмом, легче поддерживать отношения с человеком на основе своих собственных интересов и любимых тем, чем слушать «чужое».
  4. Выраженный дискомфорт при неожиданных изменениях, отмене запланированных событий, изменении привычного графика и т.д.
  5. Трудности понимания тонкостей и нюансов человеческих отношений, чувств, душевной жизни как своей собственной, так и другого человека, юмора, метафорических выражений, абстрактных понятий.

 Все, что мы знаем о мире, пришло к нам через наши чувства. Если теряется одно (или несколько) чувство (например, зрение или слух), другие чувства развиваются сильнее для компенсации и создания баланса. Однако сенсорно-перцептивные4 миры, к примеру, слепых людей и зрячих сильно разнятся.

В случае с аутизмом ситуация очень запутанная. Дело не в том, что чувства аутистов работают или не работают, а в том, что они работают по-другому. Еще больше это усложняется тем, что эти различия (и трудности) «невидимы» другим («они же не слепы, не так ли?») и их очень сложно представить тем, кто предполагает, что существует один возможный способ воспринимать мир (ты либо видишь, либо нет, ничего среднего между этим не бывает).

Сенсорные различия в аутизме часто упускают из виду. Поскольку люди с ОАС буквально живут в параллельном ( по-другому воспринимаемом) мире и их часто не понимают (а значит, неправильно к ним относятся), то они склонны проявлять поведенческие проблемы, такие как причинение себе повреждений, агрессия, избегание социальных контактов, негибкость в поведении, сильная тревога, панические атаки и др.

  Подобно тому как мы не находим странным или необычным, если слепой прикасается к вещам, чтобы распознать их, также мы не должны требовать от людей, чьи проблемы невидимы явно, чтобы они «вели себя подобающе» или «прекратили облизывать и обнюхивать предметы» (когда они пытаются что-либо распознать). Мы принимаем то, что мы не можем излечить слепоту, и не тратим время, пытаясь научить незрячих детей распознавать цвета. Мы принимаем и уважительно относимся к их проблемам, которые при правильном подходе не нарушают качество их жизни. Так давайте же сделаем то же самое для аутичных людей и представим, как это – видеть их глазами и слышать их ушами.

   Неспособность ребенка с РАС отфильтровывать незначимую или излишнюю информацию, гиперчувствительность, задержка в

обработке информации, искаженное или

восприятие могут привести к сенсорной перегрузке, что может проявиться через внезапные вспышки самоистязания, гнева, проблемного поведения, ухода в себя, быстрой усталости.

Для предотвращения сенсорной перегрузки людям с аутизмом могут понадобиться любимые, успокаивающие предметы и тихое место для ожидания.

Аутичные люди, как правило, оченьблагодарны за любое доброжелательноевнимание к себе, открыты, искренни,бесхитростны.

При общении и взаимодействии с человеком с расстройствами аутистического спектранеобходимо учитывать, что их поведениеможет характеризоваться:

  1. Несоблюдением психологических границ (задавание невольно бестактных вопросов,бурное и не соответствующееобщепринятым правилам выражениесимпатии и т.д.).
  2. Стереотипиями в коммуникации иповедении (постоянные многочисленныевопросы об одном и том же, выполнениеодних и тех же действий в ходевзаимодействия).
  3. Замедленностью реагирования (ответ навопрос может поступить даже через час иболее, так же как и реакция на ваш призыв кдействию).
  4. Особенностями​ речевого​ общения​(нечеткость артикулирования,затихающая речь или же излишне быстрая,торопливая, «захлёбывающаяся» речь).
  5.    Лёгкостью возникновения паник и страхов,а также импульсивностью, агрессивностью при быстром изменении условийвзаимодействия, при неожиданностях,предъявлении настойчивых требований.
  6. Нетерпимостью и, возможно, даже агрессивным отношением к некоторымповеденческим проявлениям или манерам удругих людей, например, к физическомуконтакту (прикосновению), или при просьбе повторить фразу, слово и др
  7.  Агрессия может  быть направлена не только на другихлюдей, но даже чаще на себя (самоагрессия) или на внешнюю среду – предметыобстановки (генерализованная агрессия).