Йога — духовная практика или ключ к здоровому телу?
Йога — один из самых популярных видов физических нагрузок во всем мире. Для многих это не просто тренировки, но и определённая философия, источник духовности и образ жизни. Стоит ли заниматься йогой, если не хочется погружаться в духовные практики? С чего следует начинать? На эти вопросы ответила опытная преподавательница йоги Алла БУРЧАК.
— Алла, как вы сами пришли в йогу?
— Я занималась карате, и как оказалось, профессиональный спорт — это всегда не благостно, он приводит к сбоям. Что-то будет рушиться. Так получилось и у меня. Болели колени, болела поясница. Как я поняла позже, у меня не была выровнена ось позвоночника. А от здоровья позвоночника зависит здоровье всех внутренних органов. Чтобы помочь себе, я решила попробовать йогу. Много детей приходит на йогу после борьбы и гимнастики, после тенниса и фехтования, в которых задействована одна рука, и поэтому страдают постуральные мышцы — те мышцы, которые держат позвоночник в вертикальном положении. Я уже десять лет практикую йогу и убеждена, что в неё приходят не просто так. Либо человек приходит поправить своё здоровье, в частности осанку, либо ему душевно не так благополучно, как хотелось бы, и он ищет ответы на свои вопросы, пытается прийти к какой-то гармонии с самим собой.
— Получается, вы в своё время пришли именно за здоровьем?
— Я пришла и за тем, и за другим. Помимо проблем с позвоночником, мне не хватало внутреннего спокойствия. Это при том, что я психолог по образованию, довольно-таки долго работала в этой сфере. Прекрасно формировать гармонию внутри через внешний аспект. Как говорил Айенгар, наш учитель и гуру, прежде чем делать ремонт внутри, отремонтируйте фасад.
Когда мы открываем грудной отдел, мы можем отпускать и впускать что-то новое в свою жизнь, не бояться идти вперёд и следовать своей мечте. Когда мы идём походкой уверенного в себе человека, мы поднимаем голову вверх и можем двигаться в своём направлении. Важно найти свой путь, тогда даже неудачи, которые со всеми случаются, будут переживаться проще.
Я очень благодарна Анне КАЙПАНАУ, которая привела меня в йогу. Она своего рода её популяризатор в Сергиевом Посаде. Мне эта женщина всегда казалась очень эмоционально стабильной, заземлённой, структурной, приятно было просто рядом с ней постоять. У нас обеих были дети, но я была какая-то дёрганная, за всё переживала, за всё хваталась. И не понимала, как у неё получается быть такой спокойной. С тех пор я изменилась, и невозможно передать словами, как благодарна за эти изменения. Аня, спасибо!
—Есть люди, которые обходят йогу стороной, потому что видят в ней не столько физическую нагрузку, сколько духовную практику.
— Конечно, йога — это философия. Но кто-то двигается глубже, а кому-то это не нужно. Здорово то, что этим можно заниматься независимо от религии. Когда я училась, с нами практиковал батюшка, и это было прекрасно, он просто пришёл сюда, чтобы помочь телу. Ему неинтересна эта философия, у него своё видение мира. Понятное дело, что есть не только физика. Есть и дыхательные техники, и медитативные техники, мы очень бережно к ним идём. Но только с теми, кто сам этого хочет.
— А бывает такое, что люди приходят с запросом, скажем, научиться делать стойку на голове?
— Да, конечно. В йоге есть три понятия — «тамас», «раджас» и «саттва». «Тамас» — пассивность, апатичность, нежелание что-либо делать. «Раджас» — энергия через край, когда хочется всего и сразу. И есть «саттва». Саттвичный человек — это благостный человек, в котором уравновешены два этих начала. Наверное, если человек приходит и сразу хочет встать на голову, это лучше, чем если бы он вообще не пришёл.
Мне кажется, что, когда в человеке больше «раджас», чем «тамас», это в любом случае хорошо. Но когда человек приходит сюда, он понимает: для того чтобы встать на голову, нужно время, нужно прикладывать усилия, нужна практика. Просто наше тело так устроено, что у нас есть ось, которая всё удерживает. И если наши руки, ноги, бока находятся в разбалансе, о каком вытяжении и стойке на руках можно говорить. Для того чтобы научиться стоять вверх ногами, нужно сначала научиться контролировать тело, крепко стоя на ногах.
— Вы практикуете и преподаёте йогу по методу Айенгара. Чем она отличается от остальных?
— Айенгара — это моя любовь, и любовь многих. Сейчас это одно из самых популярных направлений, её ещё называют терапевтической или интеллектуальной йогой. Здесь мы помогаем нашему командному пункту — мозгу — выстроить связь с каждой частью тела. С ногами, с руками, с корпусом. Сначала связи получаются тонкие, пунктирные, потом они становятся очень плотными, человек учится владеть своим телом от макушки до сводов стопы. Если на практику приходит человек с особенностями здоровья, ему всегда предложат адаптивный вариант, альтернативу. Для этого используются, например, мешочки с песком, чтобы придержать колени, специальные кирпичи, одеяла, болстеры. Это всё для того, чтобы сделать практику возможной, доступной для каждого. Йога айенгара — она для всех, абсолютно для всех. Бывало, что к нам приходили люди после серьёзных операций или болезней, которым разрешили физические нагрузки, но за них не берутся в других местах. Они осторожно, но уверенно работают со своим телом, видят улучшения и уходят с занятий со слезами радости. Для нас, преподавателей, это большое счастье.
— С айенгары можно начинать свой путь в йогу?
— Я бы даже сказала, что нужно. Она помогает очень бережно войти в йогу. Когда постуральные мышцы стали крепкие, позвоночник вытянулся, отстроилось положение ног и головы, когда вы всё подсобрали, стали структурной, сильной, гармоничной, тогда вам открыта дверь в любую йогу. Вы всегда найдёте то, что вам по душе.
Важно ориентироваться на преподавателя, потому что вы должны ему верить. Потому что он будет указывать, куда крутить колени, куда заворачивать бёдра.
Если, приходя на йогу, вы понимаете, что здесь вам комфортно, и доверяете человеку напротив, то нам по пути. Если ваше тело хорошо откликнулось после практики, не когда вам тяжело стоять в какой-то асане, а когда вы закончили и понимаете, что у вас расшевелились лопатки, наконец-то открылась грудная клетка, значит, это ваш преподаватель. Поэтому пробуйте, ищите, находите своё.
Что важно, хороший преподаватель изучает не только философию йоги и санскрит. Он хорошо знает анатомию человека и обучается не на месячных и даже не на годовых курсах, а очень основательно. Главное, — попасть в руки к хорошему специалисту, тогда всё будет хорошо.
— И всё-таки, зачем нам йога?
— Мы живём в сумасшедшем мире, где постоянно за чем-то гонимся. Мы настолько ориентированы вовне, что начинаем забывать, кто мы и чего хотим. Разве мы можем думать о чём-то высоком, если у нас болит поясница? Конечно, нет.
Йога даёт возможность прийти в принимающее пространство, где тебя не будет никто оценивать, где ты не будешь себя ни с кем сравнивать, из которого ты можешь выйти, когда тебе будет удобно. Что важно, в йоге всё происходит очень бережно, результат достигается постепенно, а не прямо сейчас и любой ценой. Здесь можно не только почувствовать себя лучше физически, но и привести в порядок эмоции, душу и ясность ума. Когда я спокойна, я могу заглянуть внутрь и понять, чего я хочу, куда мне двигаться.
Мы часто живём с нелюбимыми людьми, общаемся с выгодными нам друзьями, работаем, потому что это приносит деньги, но не удовлетворение. Йога расширяет границы. И когда ты сам это испытываешь, тебе хочется этим делиться.
Елена БАДАЛЯН
Фото: Дамир ШАВАЛЕЕВ