Найти в Дзене
Econs.online

Почему предпринимательство в России развивается неравномерно

Может ли быть какая-то связь между развитием современного бизнеса и, например, дореволюционного? Могут ли институты, сформировавшиеся столетия назад, влиять на текущую деловую активность?

Фотография: Universal History Archive | Universal Images Group | Getty Images; картина Бориса Кустодиева «Ярмарка», 1908 г.
Фотография: Universal History Archive | Universal Images Group | Getty Images; картина Бориса Кустодиева «Ярмарка», 1908 г.

Катастрофические события и радикальные изменения в истории России XX века – Первая и Вторая мировые войны, революция 1917 г. и Гражданская война, распад СССР – всякий раз кардинальным образом трансформировали социально-экономическую систему.

Столь радикальные переломы должны были полностью изменить пространственные и иные закономерности деловой активности населения.

Однако связь между современной плотностью малого бизнеса и концентрацией купцов, нэпманов, советских торговых предприятий и кооперативов в регионах России сохраняется до сих пор, показало исследование экспертов РАНХиГС Степана Земцова и Юлии Царевой:

• чем больше была доля крепостных в регионе, тем меньше в нем сейчас плотность малого бизнеса;

• из 20 регионов, где до революции 1917 г. были университеты, 12 входят сейчас в число лидеров по деловой активности;

• исторические центры купечества также до сих пор отличаются относительно более высокой деловой активностью (но не все).

Ученые выделяют три основных объяснения «передачи» подобной стойкости через десятилетия и даже столетия.

Географическое. Связано с наличием выгодных внешних условий на территории расположения предприятий (географическое положение, природные ресурсы, дороги и т.д.), что предопределяет выгоды от восстановления и/или размещения предприятий схожей специализации.

Функциональное. Связано с преемственностью функций мест размещения основных фондов предприятий: например, многие советские предприятия возникли на месте дореволюционных, в том числе путем национализации, а российские – на основе советских заводов и путем приватизации.

Социокультурное. Связано с институциональными факторами, со сложившейся культурой местных сообществ, в которой произошло укоренение предпринимательства и передача соответствующих представлений потомкам. Это может быть передача воспоминаний, некоторых практик, общая ориентация местных сообществ на выполнение определенных хозяйственных функций.