Найти тему
Джаз.Ру

Потаённые сокровища истории джаза. M-Base Стива Коулмана: стиль или направление, поиск или находка?

Кирилл Мошков, редактор «Джаз.Ру»

В истории джаза не так уж много случаев, когда имя собственное становится названием стиля или направления в музыке. Можно вспомнить, например, название западногерманской фирмы грамзаписи ECM, ставшее обозначением вполне определённой стилистики изложения импровизационного материала и определённой манеры звукозаписи 1980–90-х гг. А можно вспомнить и название бруклинской творческой ассоциации, стилистика которой, точнее — творческий метод которой, легко различимы на слух, в результате чего это название иногда употребляется как определение джазового стиля, существовавшего во второй половине 1980-х и в 90-е гг, а номинально — даже и сейчас: M-Base (произносится «эм-бэйс»).

Steve Coleman (фото © Tracy Collins)
Steve Coleman (фото © Tracy Collins)

Впрочем, создатель этой творческой ассоциации, саксофонист Стив Коулман, очень чётко определяет, что такое M-Base. Точнее, начинает он с того, чем M-Base не является. M-Base, говорит Стив Коулман, это не сокращение из компьютерного жаргона, это не музыкальный стиль, это не словечко для одурачивания критиков, это не организованное общество с членскими взносами и членскими билетами, это не попытка выпендриваться или оригинальничать, это не значит, что нужно играть исключительно нечётные ритмы, и это не показатель того, что вы не любите джазовых консерваторов во главе с Уинтоном Марсалисом.

Теперь о том, чем же всё-таки на самом деле является M-Base. Это родившееся в 1984 году движение молодых (в то время) музыкантов, главным образом базировавшихся в Бруклине, юго-восточном районе Нью-Йорка. Среди тех, кто участвовал в этом движении на ранних этапах своей творческой жизни, были такие прославившиеся впоследствии джазмены, как саксофонисты Грег Осби, Крэйг Хэнди, Стив Уильямсон и Брэнфорд Марсалис, трубачи Грэм Хэйнз и Калф Алесси, тромбонисты Джордж Луис и Робин Юбэнкс, гитаристы Дэйвид Гилмор и Жан-Пол Бурелли, пианисты Джейсон Моран, Виджей Айер и Гери Аллен, вокалисты Кассандра Уилсон и Марк Ледфорд... и буквально десятки других музыкантов, которые вращались по разным орбитам вокруг лидера M-Base, саксофониста Стива Коулмана, которого ни в коем случае нельзя путать с другими саксофонистами по фамилии Коулман — ни с Орнеттом, ни с Джорджем: они даже не родственники, не то что не один человек. Стив Коулман (р. 1956) — музыкант весьма именитый, в 2014 г. он даже получил престижную стипендию Фонда Макартуров — знаменитый «грант гения», крупнейшую частную музыкально-художественную премию Америки.

Сам термин M-Base — конечно же, сокращение, и означает оно Macro-Basic Array of Structured Extemporizations, «макроосновный массив структурированных импровизаций». Стив Коулман поясняет, что это означает «выражение жизненного опыта и переживаний музыканта посредством музыки, двумя основными ингредиентами которой являются импровизация и структурированность».

Вы можете спросить, нельзя ли это определение применить ко всему джазу в целом: ведь джаз, строго говоря, это именно что искусство структурированной импровизации, то есть импровизации, которую сам импровизатор в процессе создания вводит в определенные структурные рамки. Стив Коулман на это отвечает, что определение, заключающееся в названии M-Base, «описывает не стиль или жанр музыки, а метод ее создания».

Ну что же. Нам остается только верить этому незаурядному музыкальному мыслителю на слово и завидовать, ведь далеко не всякое течение в музыке обладает такой развитой вербальной теорией, какую Коулман придумал для M-Base.

Кассандра Уилсон и Стив Коулман в период сотрудничества в рамках M-Base (фото © Christian Ducasse/Gamma-Rapho)
Кассандра Уилсон и Стив Коулман в период сотрудничества в рамках M-Base (фото © Christian Ducasse/Gamma-Rapho)

Кстати, в период расцвета M-Base, в начале 90-х гг., Стив определял своё детище несколько менее политкорректно, но зато намного более чётко: «современная импровизационная афро-американская музыка, языком которой является джаз, ритмикой — ритм-н-блюз 60-х и 70-х, а душой — нацеленность исключительно на африканскую культуру».

Не правда ли, что-то начинает проясняться? Добавим ещё, что пресловутая «структурированность» на практике означала настоящую высшую математику в нотах, головоломную сложность того, что играли музыканты.

«Anatomy of a Groove» CD. Columbia – COL 472974 2, DIW – CK 53431
«Anatomy of a Groove» CD. Columbia – COL 472974 2, DIW – CK 53431

Для иллюстрации послушаем запись периода расцвета стилистики «Эм-Бэйс». Это одна из многочисленных инкарнаций M-Base Collective, проекта без определённого состава, но обязательно с участием Стива Коулмана. В записи 1992 г., выпущенной японским лейблом DIW и переизданной в Европе корпорацией Columbia / Sony Music, участвуют вокалистка Кассандра Уилсон, альт-саксофонисты Грег Осби и Стив Коулман, гитарист Дейв Гилмор, баритон-саксофонист Джимми Козьер, клавишник Джеймс Уэйдман, бас-гитарист Регги Вашингтон и барабанщик Марвин «Смитти» Смит. Альбом носит весьма научное название, как нельзя лучше отражающее творческий метод Стива Коулмана: он берёт неуловимое, трудноопределяемое понятие афроамериканского ритма, «грув», и подвергает его научному разъятию на части — и получается «Anatomy of a Groove», то есть «Анатомия грува».
Продолжительность альбома 54:56

ТРЕКЛИСТ:

1. Cool Lou
2. Teefah (Andy Milne)
3. Anatomy of a Rhythm
4. Nobody Told Me (David Gilmore)
5. Non-Fiction (Greg Osby / Cassandra Wilson)
6. Prism (James Weidman)
7. Cycle of Change (David Gilmore / Cassandra Wilson)
8. One Bright Morning (Cassandra Wilson)
9. Hormones (Reggie Washington)

Интересно? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!