Найти в Дзене
GoArctic | ПОРА в Арктику!

Белый июнь: фестиваль новой культуры в Архангельске. Часть вторая

Оглавление

Уже после второго «Белого июня» Архангельскую область признали самым читающим регионом России

Фото автора и Анны Беляниной
Фото автора и Анны Беляниной

Начало здесь.

Рождение «Белого июня»

На официальном открытии гости из Минцифры говорят, что «Белый июнь» входит в пятерку главных книжных фестивалей по стране. Мысленно перебираю: столичный фестиваль Красная площадь, Платоновский фестиваль в Воронеже, пока приостановленная Красноярская ярмарка книжной культуры (КРЯКК), книжный Салон в Петербурге и «Белый июнь». Не удивлюсь, если Архангельск и Питер в этом списке скоро поменяются местами. В конце концов «здесь, на Северной Двине, настоящие белые ночи, а не блеклая питерская подделка», как говорит Михаил Фаустов.

Они с Василием Ларионовым еще 10 лет назад хотели эту несправедливость исправить и решили, что столице Поморья нужен свой большой фестиваль. «Мы придумали его с Васей Ларионовым, который сейчас стал директором Поморской филармонии, а тогда был просто энтузиаст, еще в 2013 году. Мы мечтали о фестивале семь лет. Параллельно, как потом выяснилось, о нем мечтала Ольга Геннадьевна Степина, директор "Добролюбовки" (Архангельской областной научной библиотеки им. Н. А. Добролюбова  прим. Н.Л.) И вот в 2020 году эта наша общая мечта сбылась, нас поддержало правительство и губернатор и фестиваль состоялся. Название, кстати, придумала Ольга Геннадьевна, и оно моментально прижилось. Правда, из-за ковида в 2020 году в июне мы не смогли ничего провести, пришлось перенести все на август, и тогда между нами тремя состоялся телефонный разговор, в котором мы не сговариваясь предложили: "А давайте не будем менять название, пусть "Белый Июнь" пройдет в августе, пусть над нами даже смеются, но зато нас запомнят!"».

-2

Шатры, Белое море, Малые Карелы, колёсный пароход «Н.В. Гоголь»…

Во-первых, уютный тенистый Петровский парк с навесами над книжными аллеями и круглыми литературными шатрами — «Абрамов», «Грин», «Гайдар», «Ломоносов». Случайный гость, который зашел в погожий день купить книжек и послушать любимых писателей, может, и не поймет до конца их прелесть, а вот книжники, которых в начале июня смывало дождями и сдувало ледяным ветром с Красной площади, где фестивальные площадки наполовину открытые, архангельские уютные шары-павильоны очень ценят.

Да и атмосфера «в кругу» создается особая, вступить в диалог с писателем как-то проще — и получается именно разговор о книгах, литературе и жизни. Вот уже автор романа «Выше ноги от земли» Михаил Турбин признается, что он ужасно тревожный отец, директор государственного Литмузея имени Даля Дмитрий Бак читает любимые стихи, а поэтесса Татьяна Стоянова гадает слушателям по своей книге «Контур тела».

«Очень важно, что спикеры не мешают друг другу, — соглашается со мной писательница Вера Богданова, которая успела и поучаствовать в дискуссии о современных героинях русской прозы, и ответить на вопросы читателей о своем романе «Сезон отравленных плодов», и на встречах с коллегами-писателями побывать. — Закрытые (и в то же время светлые) шатры почти не пропускают посторонние звуки снаружи и защищают от ветра и прохлады вечером. Это очень важное отличие от других книжных фестивалей под открытым небом. К тому же шатер-купол объединяет и слушателям, и выступающим легче сосредоточиться на диалоге и не отвлекаться на проходящих мимо людей».

-3

Во-вторых, конечно, впечатляет сама программа, где кроме встреч, концертов и спектаклей есть и знакомство с городом и окрестностями, будь то поездка к Белому морю или на островок прошлой жизни — в музей деревянного зодчества Малые Карелы, поход в завораживающий Северный морской музей или тихий Краеведческий, вечер танго, по-особому звучащего в Кирхе, или выступление Симфонического оркестра на берегу реки (а для своих еще и тайный концерт группы три.ru.бля, где подпевает даже обычно сдержанный уральский прозаик Роман Сенчин; за приглашением — все к тому же Фаустову). Книжные девочки фотографируются в сирени, которая в центральной России давно отцвела, а тут благоухает, везут из Архангельска льняные платья, картины местных художников, расписные пряники-козули детям и всевозможные средства красоты из архангельских водорослей для себя. Молодые отцы, вроде Ханипаева и Турбина скупают детские книги и считают не штуками, а килограммами багажа.

В Архангельске, как в любом портовом городе, все вертится вокруг реки, поэтому в программе «Белого июня» непременно есть экскурсия на единственном оставшемся в России на ходу колесном пароходе Н.В. Гоголь. Причем кураторы фестиваля и тут работают, а не отдыхают — в 2021 году Михаил Фаустов шел по палубе и услышал в открытое окно, когда мы с книжными девочками «азартно моем кости всей современной литературе». Теперь в официальной программе фестиваля «Белый июнь» есть постоянное мероприятие «Купе Гоголя», где мы обсуждаем все, о чем обычно со сцены не говорят — сексуальных персонажей мировой литературы (и их авторов), писательские любовные пары (и не только Ахматову с Гумилевым, про которых все ясно, но и авторов молодых и современных). В этом году, правда, фестиваль так разросся, что на борт «Гоголя» нас уже не взяли — посадили на два теплохода и рассказали об акватории Северной Двины.

Поэтесса Анастасия Орлова, писательница Вера Богданова, прозаик Рагим Джафаров на теплоходе
Поэтесса Анастасия Орлова, писательница Вера Богданова, прозаик Рагим Джафаров на теплоходе

Вообще я согласна с автором книги «Сато» писателем Рагимом Джафаровым: «Довольно сложно хоть сколько-то внятно рассказать о "Белом Июне" тому, кто не был на фестивале. Писатели, музыканты, ученые, издатели, взрослые и дети, десятки тысяч книг. На параллельных мероприятиях обсуждаются герои современной прозы и квантовая запутанность, проводится чемпионат по чтению вслух и мастер класс по написанию сказок. "Белый Июнь"  это праздник, над которым не заходит солнце. Буквально».

В-третьих, да, белые ночи! Миша, ты был прав — в Питере просто жалкая подделка. В Архангельске фестивальный день практически не заканчивается — в Петровском парке, на набережной, на крыше гостиницы «Пур-Наволок» до утра не прекращаются споры о книгах и писателях. Светло же — время не определить, пока спохватишься, что, кажется устал, на часах уже давно утро. Но заботливые организаторы в этом году подумали и об этом — всем выдали черные мягкие маски с фестивальным логотипом и надписью «тому, кто ложится спать — спокойного сна».

«Это, конечно, определенная болезнь, — говорит мне Фаустов, — потому что, делая фестиваль, ты еще до открытия начинаешь думать про то, что поменять и улучшить в следующем году. У меня тоже так. Да и у всех так. Директору "Белого Июня" Василию Ларионову удалось собрать бешеную команду кураторов, а кураторам пришлось расхлебывать вагон трудностей. Основной аэропорт Архангельска встал на ремонт, и все теперь летают через маленькое Васьково. Популярность фестиваля привела к тому, что цены на билеты на дни фестиваля взлетели в космос, а мест в гостиницах Архангельска не осталось вообще. В довершение выяснилось, что в Архангельске ночью разводят мосты, и некоторых участников пришлось везти через Северную Двину на катере. Кайф для гостей и несомненный ужас для организаторов».

Но все эти усилия того стоили.

Более 1100 спикеров, мастеров, дизайнеров, музыкантов, рестораторов

«В этом году фестиваль побил все показатели прошлых лет: в три раза больше гостей более 107 000 взрослых и детей поучаствовали в программе, в два раза больше участников более 1100 спикеров, мастеров, дизайнеров, музыкантов, рестораторов, и не только на 30% больше мероприятий более 590 мастер-классов, выступлений, лекций, квестов и других активностей. А если вспомнить, что четыре года назад ″Белый июнь″ начинался как небольшой книжный фестиваль, то рост ощущается еще сильнее, — пишет у себя в соцсетях молодой и читающий (мы видели, сколько раз он прошелся по книжным аллеям и сколько книг купил) губернатор Архангельской области Александр Цыбульский. — Уже подводим итоги, анализируем обратную связь и строим планы, как сделать пятый фестиваль еще лучше».

Губернатор Архангельской области Александр Цыбульский покупает книги
Губернатор Архангельской области Александр Цыбульский покупает книги

Книжные телеграм-каналы и писательские соцсети все эти дни тоже пестрят фотографиями и роликами из Архангельска.

«"Белый июнь"  это всегда счастье, — пишет Вера Богданова. — Я была в Архангельске уже второй раз, безумно рада, что мне удалось приехать и снова увидеться с читателями. Встречи оффлайн, вживую, для меня особенно ценны. Вообще любой фестиваль, организованный Михаилом Фаустовым, это не просто рабочая поездка, это всегда встреча близких по духу людей, которые горят одним книжным делом и создают настоящий праздник литературы».

В этом с Верой Богдановой согласится любой из участников и гостей фестиваля.

«"Белый июнь", в первую очередь, люди, — пишет у себя в блоге Анастасия Скорондаева. — Именно они создают особую атмосферу. Начиная от главы региона, который поддерживает это пиршество культуры, и организаторов, которые не спят ночами, чтобы было круто, а также гостей фестиваля (один прекраснее другого, а вместе все здесь дружная веселая семейка), заканчивая горничными в отелях и водителями такси, желающими доброго утра и хорошего дня».

После второго «Белого июня» Архангельскую область признали самым читающим регионом России, и на любой из фестивальных встреч в это очень легко поверить. Я бывала на очень многих книжных фестивалях — и такой заинтересованной, начитанной, вовлеченной и много знающей публики нигде не встречала.

-6

«Белый июнь — 2023» закончился, участники и гости разъезжаются по домам.

В аэропорту к мужчине с «Чагиным» подходит женщина с «Лавром» и спрашивает, какой из двух романов Евгения Водолазкина лучше. В спор втягиваются и другие. Предлагаю спросить у автора и делаю снимок на память.

Скоро мне и моим близким придут открытки с видом старого Архангельска, которые я по традиции отправила из ресторана «Почтовая контора», позову гостей на палтуса и треску, расскажу фестивальные сплетни и байки — и буду ждать следующего «Белого июня».

***

Автор: Наталья Ломыкина, специально для GoArctic