Те, что полагает, что ислам плохо относится к христианам, обычно в качестве примера приводят следующий стих Корана: «Сражайтесь с теми из людей Писания, которые не веруют ни в Аллаха, ни в Последний день, которые не считают запретным то, что запретили Аллах и Его Посланник, которые не исповедуют истинную религию, пока они не станут собственноручно платить дань, оставаясь униженными».
Но даже самый поверхностный взгляд позволяет понять, что тут имеются ввиду не христиане (а также иудеи и сабии) сами по себе, а отступники. Те, кто формально именует себя таковыми, но на деле лицемерно воздерживается от исполнения неудобных для себя божественных заповедей. Те, кто являются христианами только по названию, но фактически до Евангелия им, как до Луны.
Вообще, Коран написан в такой стилистике, что говорит о людях не в соответствии с тем, к какой религиозной группе они принадлежат. Он оперирует понятиями веры, и утверждает, что некоторые общины и народы ее утратили. Таким образом, у ислама вполне позитивное отношение к самой Библии, но он критикует степень ее исполнения (точнее, неисполнения) теми или иными группами людей – будь то жители определенного города, области или целой страны.
И такое отношение неудивительно: во времена жизни Мухаммеда христианство было расколото на несколько ветвей, которые конкурировали друг с другом с целью добиться политического влияния. Несторианство, которое притеснялось в Римской империи, иконоборчество, православие, западное христианство, уже имевшее некоторое своеобразие, арианство, монофизитство – все они верят в Бога по-разному.
То есть, даже сами верующие в Христа не могли определиться, какая конфессия является правильной. О некоторых из этих групп Коран говорит, что они «самые близкие к мусульманам». Но других называет «наихудшими существами», призывает исправиться – в противном случае их ждет место в аду.
В целом, ислам лучше высказывается о восточных версиях христианства, которые были распространены за пределами обеих Римских империй. Но причина не в политике, а в концепции Троицы. Ислам подтверждает, что Иса был пророк, а его мать Марьям – великой праведницей. Однако, настаивает, что Бог один, а потому понятие Троицы считает неприемлемым. Впрочем, сами христиане эти взгляды трактуют иначе, считая, что три ипостаси Всевышнего – суть одно и то же.
Сам Мухаммед неоднократно встречался в христианами во время своих купеческих поездок Сирию. Один из них, несторианский монах Бахира, оказался первым, кто предсказал его пророческую миссию. Варака ибн Навфаль из племени курайшитов был двоюродным братом его жены – в то время он бы считался близким родственником. Впоследствии, после вынужденного бегства из Мекки в Медину рядом с уммой находились христианские города.
Поэтому пророк неплохо был знаком с христианами и говорил: «Если вступаете в спор с людьми Писания, то ведите его наилучшим образом». И утверждал, что среди последователей более раннего откровения (т.е., иудеев и христиан) есть те, кто истинно верит в Бога, что среди них много людей праведных. Мухаммед уверял, что если христиане являются верующими и делают добрые дела, то они будут судимы за свои поступки и попадут в рай: «Они не познают страха и не будут опечалены».
Ислам полагает, что Иисус был одним из длинной череды божьих пророков, начиная с Адама и заканчивая Мухаммедом. Людям следует верить в то, что было ниспослано им, и не делается различий между теми или иными священными писаниями. В этом смысле мусульманами (теми, кто покорился Аллаху) являются все представители авраамических религий: и христиане, и иудеи, и последователи Мухаммеда.
Заключенный Мухаммедом договор между уммой и жителями Медины всех вероисповеданий гарантировал права всех, кто живет под властью ислама. Он стал примером для последующей исламской правовой системы. Иудеев и христиан запрещалось принуждать к отказу от веры, облагать несправедливыми налогами, обращать их храмы в мечети. Им была дарована судебная автономия, чтобы они жили по своим законам. При Мухаммеде группа христиан даже молилась в мечети Медины – и это далеко не единственный случай, когда люди писания поклонялись Всевышнему в исламских святынях.
Сам Мухаммед неоднократно гарантировал права и даровал привилегии тем или иным христианским общинам. Больше всего известен его фирман, адресованный синайскому монастырю святой Екатерины. Также, он заключил Наджранский договор, который определил статус арабских христиан одноименного города и оазиса. То есть, пророк полагал, что мир намного лучше войны и стремился, чтобы все конфессии пользовались равноправием.