Найти тему

Невыносимая лёгкость бытия и Бессмертие Милана Кундеры

Название романа писателя Милана Кундеры оценит и прочувствует каждый. Почти что оксюморон - сочетание несочетаемого. Но именно такой бывает наша жизнь - ужасно прекрасной и невыносимо легкой.

Читать Милана Кундеру было модно лет 15 назад, и я попала на эту волну - и зачиталась. "Бессмертие", "Шутка", "Вальс на прощание", "Жизнь не здесь"... Писатель философ Кундера, казалось мне, дико физиологичен. Он описывает физиологические процессы подробно, и так же скрупулезно разбирает психологию. Мне казалось, он препарирует душу героев, разбирая их внутренний мир. Тот самый внутренний монолог, который ведёт каждый из нас сам с собою.

Невыносимая легкость бытия:

Идея вечного возвращения загадочна, и Ницше поверг ею в замешательство прочих философов: представить только, что когда-нибудь повторится все пережитое нами и что само повторение станет повторяться до бесконечности! Что хочет поведать нам этот безумный миф?

Миф вечного возвращения per negationem говорит, что жизнь, которая исчезает однажды и навсегда, жизнь, которая не повторяется, подобна тени, она без веса, она мертва наперед и как бы ни была она страшна, прекрасна или возвышенна, этот ужас, возвышенность или красота ровно ничего не значат.

Мы должны воспринимать ее не иначе, как, скажем, войну между двумя африканскими государствами в четырнадцатом столетии, ничего не изменившую в облике мира, невзирая на то, что в ней погибло в несказанных мучениях триста тысяч чернокожих.

Изменится ли что-то в войне двух африканских государств в четырнадцатом столетии, повторяйся она бессчетное число раз в вечном возвращении?

Несомненно, изменится: война превратится в вознесшийся на века монолит, и ее нелепость станет непоправимой.

Если бы Французской революции суждено было вечно повторяться, французская историография куда меньше гордилась бы Робеспьером. Но поскольку она повествует о том, что не возвращается, кровавые годы претворились в простые слова, теории, дискуссии и, став легче пуха, уже не вселяют ужаса. Есть бесконечная разница между Робеспьером, лишь однажды объявившимся в истории, и Робеспьером, который вечно возвращался бы рубить французам головы.... (с.)

-2

"Невыносимая лёгкость бытия" - потому и невыносима, говорит писатель, что каждый день мы делаем разные выборы и действия, и ни один и ни одно из них мы не можем повернуть назад. Из набора таких действия и состоит наша жизнь - в этом и её легкость и невыносимость.

Главный герой Томаш- прекрасный хирург и любитель женщин. Он не перестает иметь любовниц, даже женившись. Впрочем, того, что он женится, не ожидал от себя, кажется, и сам врач. Его жена Тереза знает о похождениях мужа, но терпит его слабости, считая себя недостаточно хорошей.

-3

Герои обретают семью, только удалившись от мира - за город, в деревню, где, кажется, находят свой Рай, словно Адам и Ева. Но сюжетная линия здесь - второстепенна, потому что на первый план выходят мысли и чувства героев. То, что они думают, говорят.

Книга о поиске смысла жизни, о свободе - внешней и внутренней, об искусстве, о жизни. Я прочитала роман несколько раз, но с тех пор не перечитывала ни разу. Почему то не идёт. Сменились интересы.

Ещё у Милана Кундеры есть книга "Бессмертие" - в том же стиле поисков смысла, что и "Невыносимая лёгкость бытия" - и она мне понравилась больше.

Так начинается "Бессмертие"

Даме могло быть лет шестьдесят-шестьдесят пять. Я смотрел на нее, растянувшись в шезлонге против бассейна в спортивном клубе, расположенном на последнем этаже современного здания, откуда сквозь огромные окна виден весь Париж. Я ждал профессора Авенариуса, с которым подчас встречаюсь здесь, чтобы поболтать. Но профессор Авенариус запаздывал, и я смотрел на даму: она стояла одна в бассейне по пояс в воде и не сводила глаз с молодого инструктора в тренировочном костюме, учившего ее плавать. Следуя его указаниям, она держалась за край бассейна и делала глубокие вдохи и выдохи. Дышала она сосредоточенно, старательно, и похоже было, будто из глубины вод отзывается голос старого паровоза (для этого идиллического звука, ныне уже забытого, а кому и вовсе неведомого, нет более удачного сравнения, как с шумным дыханием пожилой женщины, стоящей у края бассейна). Зачарованный, я смотрел на нее.

Своей трогательной комичностью (инструктор также осознавал ее, ибо то и дело у него подрагивал уголок губ) она притягивала мой взор до тех пор, пока один знакомый не окликнул меня и не отвлек моего внимания. Когда чуть позже мне снова захотелось взглянуть на нее, занятия уже кончились. Она в купальнике шла вдоль бассейна. Пройдя мимо инструктора и оказавшись в трех-пяти шагах от него, она повернула к нему голову, улыбнулась и помахала рукой. У меня сжалось сердце. И улыбка, и этот жест принадлежали двадцатилетней женщине. Рука ее взметнулась вверх с чарующей легкостью. Казалось, будто она бросала в воздух цветной мяч, играя с любовником. Улыбка и жест были исполнены прелести и изящества, тогда как лицо и тело уже утратили всякую привлекательность. То была прелесть жеста, затонувшего в непрелести тела. Но женщина, хотя, вероятно, и сознавала, что уже некрасива, в то мгновение забыла об этом. Какой-то частью своего существа мы все живем вне времени. Возможно, лишь в исключительные моменты мы осознаем свой возраст, а большую часть времени мы вне возраста. (с)

-4

Это настоящая фантасмагория - а я, как выяснилось, люблю такую эклектичность и смешение разных стилей, сюжетов и эпох. Действие здесь идет в нескольких временных пластах - это и современные дни, и время, когда жил философ Гёте и безвременье - то самое бессмертие, где Гёте дружит с Эрнестом Хемингуэем.

В романе Кундеры есть обычные люди, которые проживут обычную жизнь и никогда не попадут в историю. О них не будут писать в книгах и изучать в школе. Есть мыслитель и писатель Гёте и влюбленная в него девушка, которая решила с его помощью попасть в Бессмертие.

Этот роман я точно хочу перечитать, он захватил мои мысли надолго.

Роман состоит из 7 частей, сам Кундера писал про шестую: "Это будет самая грустная эротическая история, которую я когда-либо писал "

Чего точно ждать от книг Милана Кундеры - это стойкого послевкусия, и это будет как раз то самое чувство невыносимой лёгкости. А нравится оно или нет - это уже решать только вам.