Найти тему

Можно ли было предсказать возвращение винила?

Урок некогда крупнейшего в мире завода виниловых грампластинок в Апрелевке и его владельца, компании "Мелодия". Они проиграли рынок, который сегодня оценивается в сотни миллионов долларов. Завод в итоге исчез, променяв бесценные активы на сущую ерунду.

Вот уж действительно: не иметь визионерские качества и знания и даже не пытаться их развивать - значит не соответствовать времени уже сегодня, а не завтра. Показательный и весьма печальный пример - Апрелевский завод грампластинок и компания "Мелодия".

Основанный в 1910 году обрусевшим немцем Готлибом Моллем, в середине 20 века завод уже стал крупнейшим в мире по объему производства самых разных виниловых пластинок. Возможно, благодаря своей монопольной позиции, или благодаря богатой истории и опыту, или удобному расположению. А также, конечно, благодаря талантливым певцам и музыкантам, которые сделали пластинки "Мелодии" интересными. Впрочем, какая теперь разница? Нет такого завода больше. Но есть вопрос: А можно ли было предугадать триумфальное возвращение винила и не прос*ать огромный и всемирно признанный бизнес?

-2

Вот масштаб бедствия: В 2022 году продажи виниловых пластинок в мире впервые превысили (намного!) реализацию компакт-дисков. Так, в мире было продано 42 млн. пластинок против 33 млн. компакт-дисков. Россия не отстает от тренда, и даже опережает его по темпам роста: число покупок виниловых пластинок в РФ в 2022 году побило рекорд: на 51% больше, чем в 2021 году. И на 296% (!) больше, чем в 2020 году, на 341% (!!), чем в 2019 году. То есть рынок винила растет в разы! Как же можно было проиграть золотую жилу? И можно ли было по-нашему, по-визионерски предугадать, что такое будет происходить? Это же не космические технологии, ведь этот бизнес существовал, как мы теперь знаем, аж с 1910г.

-3

Но обо всем по порядку. Итак, на пике своей формы "Мелодия" выпускала в Апрелевке миллионы пластинок, десятки тысяч музыкальных произведений - старых и новых; советских и зарубежных исполнителей (примерно до 50 тысяч имен). Их она экспортировала в 90(!) стран мира. То есть во все развитые страны мира без исключения. Всюду, где было оборудование для прослушивания пластинок. 90 стран - это очень много, это половина всего мира. "Мелодия" - это мировой бренд. Был.

Если кто-то из молодого поколения (знает об СССР из учебников), читая этот блог, думает, что речь шла исключительно о скучном "официозе", то ошибается. "Мелодия" на своем заводе выпускала очень смелые по тем временам альбомы. Например, "антисоветский" альбом "Наутилуса" "Князь тишины", неформальные хиты группы "Кино", вполне себе буржуазных "Битлз" и соло Пола Маккартни, других отечественных и мировых звезд.

-4

-5

И тут... вобщем, в 1990-х годах Мелодия и Апрелевский завод "подвисли" на какое-то время. И завод обанкротили в стиле "Лихих 90-х". Думаю, просто отжали подмосковную заводскую территорию. "Отжали пятно", как говорят рейдеры. Аналогичная судьба ожидала тогда многие заводы. А рейдерам было наплевать на то, что рушатся чьи-то жизни и судьбы.

Все тогда уверовали, что винил канул в лету, и завода было никому не жалко. Мнение опытных отраслевых специалистов, как обычно, ни в счет. Они теперь лузеры, миром правят "эффективные менеджеры" и крышующие их бычье. Кто-то пытался оправдаться: мол, пришло время компакт-дисков, а затем настала эпоха цифры. И ничего, кроме земли, интересного у апрелевского завода не было. Но факт остается фактом: в результате они слили в сточную канаву миллиардный бизнес и экспортные рынки 90 развитых стран мира. Одним росчерком пера в руке какого-то самоуверенного дурака и жулика. Проиграли то, что уже никогда не выиграть. Невозможно повторить такой успех, просто нереально.

-6
-7

Как и почему вернулся винил? В музыкальной среде циркулирует немало версий его триумфального возвращения. Тяга меломанов к винтажу, например (кстати, слабая версия, на мой взгляд). Но есть, думаю, основная причина: решение рок- и прочих звезд выпускать релизы новых альбомов только на виниле. Потому что тяжелее подделывать. Потому что это красиво и солидно. Потому что есть хорошее hi-fi оборудование для прослушки винила. Потому что так круто, стильно, интересно.

За звездами сразу потянулись диджеи, бары и дискотеки, вся музтусовка, весь глубинный мир меломанов. А тут еще появилась мода на новый стиль - скретч, он же "батл-винил", он же skip proof. Все это - игра на виниловых пластинках с музыкой для создания другой музыки, оригинального бит-скрипа, получаемого ручным продёргиванием звуковой дорожки по игле.

-8

Вобщем, винил вовсе и не собирался никуда уходить. Ушел он лишь из голов руководителей крупнейшего в мире завода грампластинок. Можно ли было повизионерствовать тогда и предугадать, что никакого краха винила не произойдет? Наверно, да. Для этого надо было сильно любить свое дело и быть в курсе мировых музыкальных трендов. Ибо когда все, от Оззи Осборна, Роллинг Стоунз и даже Бритни Спирс - до группы "Стрелки" и Левкина выпускают новые альбомы исключительно на виниле.

-9

А "Металлика" на всю выручку от мирового тура покупает завод по производству виниловых грампластинок... То тут, согласитесь, есть, о чем задуматься. И один из принципов визионерства гласит: если талантливые люди что-то делают, то они это делают не зря. А если что-то делают дураки, то надо кому-то их срочно остановить. Пока не поздно. Но, увы...

-10