"Жизнь - потрясающая штука, если затевать ее вовремя" - пишет Дина Рубина.
Прочитав эту фразу, погружаешься в размышления. Что значит - вовремя?
Выходить замуж в 20 лет? К 30 годам иметь троих детей и диссертацию? Инициировать перемены?
Или, напротив, никуда не спешить, ни за чем и ни за кем не гнаться, ждать, когда сами придут и сами все дадут?
В 56 лет учительница музыки Мэри Хобсон попала в больницу. Дочь принесла ей "Войну и мир" и сказала: "Трудно представить более подходящий ситуации, чтобы осилить этот роман".
Мэри так захватил сюжет, что она прочитала книгу всего за несколько дней и очень сожалела о том, что читала не Толстого, а перевод его литературного шедевра на английский.
Она начала учить русский, переводила Толстого, по несколько предложений в день. Познакомилась с эмигранткой из России и попросила давать ей уроки.
Она с головой погружалась в новое занятие. В 62 года, сносно читая и разговаривая на русском, Мэри поступила в Университет, на славянский факультет.
Женщина приезжала в Москву для того, чтобы практиковать русский. Сначала дико стеснялась разговаривать, а потом заставляла себя - сейчас или никогда! Купила и повезла в Англию 200 книг русских писателей, нашла каких-то школьников, которых уговорила перевезти по три книги в своих чемоданах. Остальные волокла сама.
"Русский язык - самое потрясающее, что случилось в моей жизни" - говорила она. "Это новый мир, новые люди, новый взгляд на вещи".
Вплоть до самых своих последних дней (Хобсон прожила 94 года) она с упоением читала и переводила - "Евгения Онегина", "Горе от ума", за что получила множество государственных наград.
Счастье приходит к тем, кто готов к нему.
Кто ждет его.
У Дины Рубины спрашивают журналисты:
"Почему одни довольны жизнью, а другие нет?"
Она отвечает, что все зависит от склада личности. От готовности принять или не принять ту жизнь, какая предложена.
На своем веку ей удалось увидеть абсолютно разных людей.
У одних было до того трагическое мировоззрение, что они, богатые наследники, владельцы виллы на Антибе, супруги герцогов Йоркских, обладатели собственных кортов и конюшен, стоимостью миллионы фунтов стерлингов, стрелялись от пустоты и безысходности в свои 30 лет за полчаса до ужина с Елизаветой II.
И тех, кто рос, как бурьян-трава, круглой сиротой при живых родителях, в свиных помоях, в тяжелейших условиях. Похоронив мужа и троих детей, лишившись всего в революцию или дефолт, они приходили к выводу, что жизнь, в общем-то, удалась. Главное, что люди уважают.
У другой российской писательницы, Виктории Токаревой, есть замечательная фраза "в тему":
«Любой жизнью можно быть довольным и недовольным. Но пока ты ею недоволен, она и проходит…»