Суворовская концепция обучения и воспитания войск под названием «Полковое учреждение», по-другому: «Суздальское учреждение» была разработана Александром Васильевичем в 1764 — 1765 годах. Но внедрял и дополнял он ее все время, вплоть до начала следующей войны с Барской конфедерацией, начавшейся в 1768 году. Далее эта система постоянно им совершенствовалась на протяжении всей его жизни.
Идея нового устава сложилась в голове Суворова за годы Семилетней войны, в понимании талантливого офицера, ведущейся русско-австрийским командованием уныло и вяло. В тоже время, прусский король Фридрих II выказал чудеса военного гения, на протяжении долгого времени успешно сопротивляясь несопоставимо более многочисленным войскам союзников, располагавшим к тому же могущественными ресурсами.
Суворов признавал достижения Фридриха II, но при этом категорически отказался в своей концепции слепо копировать прусский опыт. Александр Васильевич пошел особым путем, сделав упор именно на национальные русские традиции, в рамках которых и разработал свое «Полковое учреждение».
Смысл новаторства Суворова заключается с одной стороны в наведении порядка в воинской подготовке, с другой же — воспитание высоких духовно-моральных качеств. Оба фактора по соображению полковника Суворова, должны в равной мере повлиять на повышение слаженности и результативности вверенного ему военного коллектива.
Итак, какие конкретно новшества ввел Суворов в Суздальском пехотном полку? Подготовка новобранцев теперь начиналась с усвоения ими начальных знаний и постепенно усложнялась. Потом бывшие новобранцы приступали к обучению в составе капральства, затем роты и так далее.
За ошибки и за медленное овладение военными навыками были отменены наказания. От солдат не требовалось механического заучивания. Отныне офицеры, а также капралы, были обязаны терпеливо разъяснять, зачем и для чего нужно учиться тем или иным знаниям. В обучении стала преобладать наглядность.
Сама подготовка также перешла на новый уровень. В практику вошли частые полковые учения, проводимые в ближних и дальних походах, с обязательным преодолением рвов, рек и других препятствий. Все испытания, которым постоянно подвергал своих подчиненных Суворов, учили офицеров и солдат выдержке, смекалке, взаимовыручке, мужеству.
Если же говорить о воспитательной стороне, то здесь Суворов начал с укрепления веры в своих подчиненных, справедливо считая, что так необходимое на войне мужество имеет корень в благонравии, а благонравие — это и есть основа религии. Вот почему полковник Суворов, едва прибыв со своим полком в Новую Ладогу, построил в ней полковую церковь и лично составил для солдат молитвенники. В традицию полка были в обязательном порядке включены регулярные богослужения. При этом православную веру Суворов умел подать своим подчиненным подобно живой воде, благодаря которой можно было не только набраться сил и получить утешение, но также приобрести очень необходимую для военного человека нравственную закалку.
В итоге своих образовательно-воспитательных новаций, к 1768 году, Суворов на выходе получил совершенно иной тип военного человека, которого Россия доселе еще не знала. Но как покажет себя в деле обученный по новой системе Суздальский пехотный полк? В полной мере на этот вопрос может ответить только война.