Марксистская теория происхождения государства именуется также материалистической, получившей своё названия в честь разработанной К. Марксом и Ф. Энгельсом теории и метода материалистической диалектики.
Общеизвестно, что государство как институт и способ организации общественных отношений существовало не всегда. Его образованию предшествовала эпоха первобытно – общинного строя, в которой господствовал коллективный тип производства. Собственность в этот период была общей. Орудия труда и добыча была общей, то есть принадлежала всем членам общины.
На определённом этапе возникло первое разделение труда – естественное, возникшее в результате объективно существующих различий в физических способностях различных групп людей. Более тяжёлые работы стали выполняться мужчинами, более простые – женщинами, детьми и старшим поколением.
Изменчивость климатических условий, усовершенствование орудий труда, увеличение численности населения и его плотности обусловили переход от охоты и собирательства к созданию первого производящего хозяйства. Оно было разделено на две основные отрасли: земледелие и скотоводство. Усложнение орудий стало причиной формирования определённой группы людей, занимающихся исключительно ремеслом. Изменение в способе производства повысили производительность труда, в результате чего стали образовывать излишки.
Добавочный продукт спровоцировал появление частной собственности. Вместе с возникновением городов появилась необходимость в исполнении административных функций. На смену натуральному товарообмену пришёл обмен в форме купли-продажи. С появлением товарного производства, основой целью которого стало создание готового продукта предназначенного исключительно для обмена, стала выделяться особая группа людей занимающихся исключительно торговлей. Произошло разделение труда на труд в материальной и труд в нематериальной сфере производства.
Экономическое развитие вызвало раскол общества на классы с противоречивыми экономическими интересами, что послужило причиной возникновения противостояния между ними. Государство в этом противоборстве представляет собой механизм, который помогает сохранять порядок путём угнетения в интересах влиятельного класса.