#этонадослышать
Продюсер Дмитрий Мильков поговорил с Юлией Стрижак и Фабио Мастранджело, директором и музыкальным руководителем самого крупного в Санкт-Петербурге оперного фестиваля под открытым небом и выяснил, на какие события программы стоит обратить внимание в первую очередь.
Позвольте представить: «Опера — всем» (12–23 июля 2023 года)
XII Санкт-Петербургский международный фестиваль «Опера — всем» — событие неординарное. Вот уже двенадцатый год подряд жители города и его гости имеют прекрасную возможность совместить встречу с оперой и прогулку в красивейших местах Санкт-Петербурга и его окрестностей. Вход на фестивальные площадки бесплатный! Главное, прийти заранее — однажды представление фестиваля посетило 25 тысяч зрителей. Для меня одно из самых сильных оперных впечатлений в жизни — «Травиата» на фоне полуразрушенного замка на Сицилии, исполненная под сопровождение мычащих коров, медленно идущих с пастбищ мимо сцены и зрителей. Так что не могу не приветствовать оперный open air в родном городе. Главное, чтобы погода была милостива, и дождь обошел фестиваль стороной.
12 июля. Соборная площадь Петропавловской крепости
Николай Андреевич Римский-Корсаков, «Садко»
По мнению Юлии Стрижак, это представление идеально для семейного просмотра. Действо, основанное на былинах и сказках. Блистательный пример русского оперного искусства, многократно обращавшегося к национальным фольклорным традициям как в сюжетах, так и в музыке, что, по мнению Фабио Мастранджело, одна из главных отличительных черт отечественной оперной школы.
Добавим, что посещение сей оперы еще и шанс выучить не только «Арию московского гостя» из рязановской «Иронии судьбы», но и одну из самых известных в русской опере «Арию индийского гостя». Интересно, что после того, как американский джазмен Томми Дорси в конце 30-х создал свинговую версию этой арии Song of India, она стала классикой мирового джаза, знаменитым «джазовым стандартом».
16 июля. Елагин остров
Джакомо Пуччини, «Тоска»
Почти половина мирового оперного наследия состоит из итальянских опер. Так что без итальянской оперы тематическому фестивалю просто не обойтись. Было бы слишком оригинально. К тому же, «Тоска» — одна из самых известных мировых опер и одна из любимых опер Фабио Мастранджело. По словам Юлии Стрижак, это представление прекрасно подойдет для истинных ценителей оперного искусства. Добавим: также и для всех, кто хочет прикоснуться к «золотому оперному стандарту».
Премьера оперы — ровесницы ХХ века — состоялась в январе 1900 года. В основе сюжета — весьма измененная пьеса, написанная специально для великой Сары Бернар. Любовь, война, политика, интриги, страсть и бесподобные итальянские арии.
В советской России опера получила название «В борьбе за Коммуну», либретто переиначено, главной героиней стала русская революционерка Жанна Дмитриева. Каким бы ни был сюжет, арию Каварадосси вы, возможно, будете насвистывать после представления еще пару дней.
19 июля. Якорная площадь, Кронштадт
Рихард Вагнер, «Летучий голландец»
На написание этой оперы Вагнера вдохновил морской шторм, которым композитор был застигнут в то время, когда плыл в Лондон из нынешнего Балтийска в Калининградской области. А также знаменитые легенды о летучем голландце — корабле-призраке, обреченном бороздить моря без возможности прислать к берегу. Причина тому, конечно, кроется в любовной истории. Образцовый романтический репертуар.
Не самая длинная опера Вагнера, однако она все же предстанет на фестивале в несколько сокращенной версии: для «Опера — всем», кажется, равно важны и опера, и ее зритель. Для Юлии Стрижак эта постановка — главная интрига фестиваля нынешнего сезона. К тому же Кронштадт — новая для фестиваля площадка, более чем подходящая «Голландцу» для сюжета. По мнению Фабио Мастранджело — великая музыка. И с ним трудно не согласиться. Не поленитесь приехать в Кронштадт.
23 июля. Парадный плац Екатерининского дворца ГМЗ «Царское Село»
Вольфганг Амадей Моцарт, «Так поступают все женщины»
Эта опера занимает в истории оперного искусства одно из первых мест по числу постановок. По мнению Юлии Стрижак — лучший выбор для тех, кто хочет провести светский вечер в приятной компании, а также убедиться в том, что классическая опера может быть веселой и легкой. Постановка к тому же весьма оригинальна. Длинная опера на итальянском языке предстанет на фестивале «Опера — всем» в необычном режиссерском прочтении, позволяющем максимально приблизить оперу к сегодняшнему зрителю.