Аутизм – распространённое явление. В мире насчитывается более 10 миллионов человек с таким диагнозом, и их количество только растёт. Кстати, увеличение количества аутистов связано больше не с тем, что болеть стали чаще, а с распространением информации. Люди, которые раньше не понимали поведение своих детей, родственников, коллег, соседей и считали их попросту странными, стали осознавать, что у человека, возможно расстройство аутического спектра (РАС).
Долгие годы шли споры о том, признавать ли людей с аутизмом инвалидами. В России этот вопрос решён в положительную сторону – аутистам присваивается группа инвалидности.
Читайте также:
РАС — расстройство аутистического спектра, аутизм — это нарушение психического развития, проявляющееся в трёх сферах: социальном взаимодействии, процессе общения (коммуникации) и поведении. Людям с таким диагнозом крайне сложно взаимодействовать как с отдельными людьми, так и с обществом в целом. Это психическое расстройство сопровождается отсутствием выражения эмоций, крайней формой самоизоляции, уходом от контактов с окружающей действительностью.
Как распознать аутизм – характерные симптомы, при которых необходимо обратиться к врачу
1. Признаки нарушения социального взаимодействия. Ребёнок не проявляет интереса к другим детям, не поддерживает зрительный контакт с родителями, часто не откликается на обращённую к нему речь, не улыбается в ответ на улыбку.
2. У ребёнка с аутизмом плохо развита речь. Часто она имеет форму неконтролируемых повторений слов от окружающих (на научном языке это называется эхолалия). Для понимания доступны лишь примитивные слова – «сядь», «ешь», «возьми», «закрой дверь». При этом у ребёнка запаздывает развития абстрактного мышления, поэтому у него отсутствует понимание местоимений (мой, твой, наш, его и т.д.). Неспособность ребёнка говорить или понимать речь – наиболее частая жалоба родителей при первичном осмотре ребенка. Проблемы с речью становятся очевидны уже на втором году жизни.
3. Ограниченные интересы. Избирательность в еде – есть только ограниченный набор продуктов, игнорируя всё остальное. Не играет игрушкой привычным образом, но интересуется какой-то одной деталью – например, не катает машинку, а крутит рукой её колёса.
4. Отсутствуют навыки самообслуживания. Ребёнку трудно научиться одеваться, ходить в туалет, есть без посторонней помощи.
5. Отсутствие чувства опасности. Дети с аутизмом плохо распознают обычную опасность и за ними нужен постоянный присмотр, чтобы они не получили серьёзных травм, переходя улицу с интенсивным движением, играя с электрооборудованием и т.д.
6. Частые вспышки агрессии и ярости. При этом агрессия может быть направлена на себя самого: ребёнок может биться головой о пол, кусать себе руки или царапать лицо. Иногда агрессия проявляется в сторону родителей, когда ребёнок начинает беспричинно бить, кусать, царапать их.
7. Повторяющиеся стереотипные действия. Дети с аутизмом могут часто проявлять так называемое «самостимулирующее» поведение, связанное с «ритуальными действиями». Они подолгу раскачиваются всем телом, кружатся вокруг своей оси, монотонно хлопают в ладоши, не отрываясь, смотрят на свет, вентиляторы и другие вращающиеся объекты, выстраивают предметы аккуратными рядами.
Что делать родителям ребёнка с аутизмом – общие рекомендации
Аутизм – это медицинский диагноз, определить его самостоятельно, без наличия соответствующего образования, крайне сложно. Поэтому при возникновении подозрений необходимо обратиться к детскому психоневрологу, который этот диагноз подтвердит или опровергнет. Нужно пройти с ребёнком всестороннее обследование, по результатам которой вместе с врачами и детским психологом будет разработана индивидуальная программа лечения и корректирующего воспитания. Главное, что нужно помнить – проявление терпения и доброты помогают прийти к успеху.
Чем раньше будет поставлен диагноз и начата абилитация, тем меньше трудностей будет у ребёнка и родителей. При следовании индивидуальной программе ребёнок сможет приобрести больше навыков для качественного взаимодействия с обществом и самостоятельной жизни.
Несмотря на особенности общения, ребёнку с РАС необходимо бывать в коллективе. В детских садах есть проблема, связанная с тем, что воспитатели не научены работать с такими детьми. Эта ситуация решается обращением к специальному педагогу. Первое время, пока малыш не привыкнет, родителям желательно присутствовать на занятиях.
Важно помнить, что в сложных случаях коррекционно-развивающие занятия должны быть достаточно интенсивны и продолжительны. В выборе конкретных методов и определения нагрузки ребёнку поможет семейный педиатр или психолог.