Найти тему
diletant.media

У пиратов была демократия?

Оглавление

На пиратском судне действовали законы, обязательные к исполнению для каждого, включая капитана. Никакого правового нигилизма. Здесь было и верховенство права, и демократические процедуры и даже правительство.

В это достаточно сложно поверить, с учетом того, что пираты в массе своей были людьми неграмотными и дикими. Тем не менее, к морскому разбою их приводила в основном социальная неудовлетворенность. Поэтому они и требовали от капитана и товарищей того, чего не добились от властей: справедливости и уважения к себе. На основе этих двух принципов и формулировались так называемые пиратские законы.

Капитан оказывался не столько королем, сколько избранным президентом с весьма ограниченными полномочиями. Ключевые решения принимала команда на общем голосовании, где каждый пират, что капитан, что офицер, что простой матрос имел один голос. На судебном процессе над Джеком Рекхэмом прозвучала очень правильная фраза: «Мы руководствовались коллективным безумием». Эта фраза довольно четко характеризует суть пиратской демократии. Капитаном здесь становился человек, знающий морское дело (у большинства пиратов с этим были проблемы), тот, кто умеет высчитать курс и отличается личной храбростью. Полноту власти он получал только на время боя. Тогда его приказам надо было следовать беспрекословно, а действие «договоренностей» приостанавливалось. При этом команда могла требовать ответа как за неудачу, так и за ошибочное решение.

Пираты делят добычу. Источник: pinterest.com
Пираты делят добычу. Источник: pinterest.com

Практика голосований была широко распространена. Команда проводила такие референдумы по любому судьбоносному вопросу. При этом каждый имел право слова, так что на выборах побеждали более убедительные. Куда брать курс в Африку или на Карибы? Атаковать или не атаковать ближайшее поселение? Убить пленных или отпустить на все четыре стороны?

Правительство

Это своего рода среднее звено между командой и капитаном. Речь об офицерах. Офицеров на судне могло быть до дюжины человек, случалось и так, что таковым считались повара и плотники. Впрочем, на всяком корабле обязательно имело четыре главных офицерских позиции: квартирмейстер, боцман, канонир и штурман. Две первых требовали высокого авторитета, две вторых — специальных знаний, что делало этих офицеров людьми труднозаменимыми и привилегированными. Но вот, что любопытно. Если на военном корабле офицеров от команды отделяла пропасть, то на пиратском судне они находились в примерно равных условиях.

Капитан Дэвис. Источник: pinterest.com
Капитан Дэвис. Источник: pinterest.com

Что же касается офицерских привилегий, то они были важны при разделе добычи. При этом квартирмейстер имел право на ту же долю, что и капитан. Они получали по две доли, штурман, канонир и боцман — по полторы. Таким образом, мы видим, что квартирмейстер был первым среди равных.

Законы

На каждом корабле действовали свои правила. Больше того, есть и примеры, когда правила не соблюдались. Черная Борода достаточно быстро подчинил команду своей воле, так что его слово стало весить больше любых «законов». Не соблюдались правила и на корабле безумного капитана Эдварда Лоу. Но вот Барт Робертс не только составил своеобразную конституцию своего судна, но и разместил ее текст на палубе. Каждый новый член команды был обязан ознакомиться с ним. Этот кодекс приводит в своей книге Чарльз Джонсон. Законы Робертса состояли из 17 пунктов. Часть из них касалась прав, другая — обязанностей. Законы Робертса вводили жесткую систему наказаний за нарушение дисциплины. Например, на корабле строжайшим образом запрещались драки. Выяснять отношения с помощью оружия можно было лишь на берегу, причем правила строго регламентировали условия таких дуэлей.

Есть и еще одна важная деталь: нечто вроде социального страхования. Кодекс Робертса предполагал компенсацию за увечья. Член команды, потерявший в бою руку и ногу, должен был получить 800 долларов из общих средств. Что любопытно, на военных кораблях подобного правила не существовало.

Подробнее