Бурный рост продаж на маркетплейсах, который мы наблюдаем в последние годы, не мог остаться без внимания мошенников. Нечистые на руку граждане используют любую возможность заработать обманом. Защититься в этом случае довольно легко. А кто предупреждён - тот вооружён. Рассказываем!
Как правило, основные схемы мошенничества на маркетплейсах сводятся к трём основным:
- стандартное мошенничество с кражей денег,
- кража данных банковских карт,
- кража учётных записей пользователей.
Рассмотрим самые популярные способы обмана.
Кража денег и данных банковских карт.
Для покупателя схема выглядит следующим образом.
Вы заказываете дорогой товар (телефон, игровая приставка, бытовая техника и другое), обычно с мелкими товарами мошенники не связываются). Оплачиваете его и ждёте доставку.
Через некоторое время продавец отменяет заказ и возвращает деньги. Связывается с вами и сообщает, что товар закончился на складе этого маркетплейса, но есть в наличии на складе собственного магазина. Извиняется за неудобства и даже предлагает скидку (10-20%). А для возможности приобретения просит связаться через мессенджер. Позже, уже через мессенджер отправляет фишинговую ссылку на оплату через свой магазин. Вы оплачиваете и теряете не только деньги, но и данные своей банковской карты.
Кстати, подробно о фишинге мы писали в этой статье. Советуем к прочтению.
Кража аккаунтов пользователей.
В таких схемам воруют не деньги и не данные банковских карт пользователей. Здесь объектом кражи является сам аккаунт клиента.
Выглядит схема обычно таким образом. Вы заказываете и оплачиваете товар. Через некоторое время с вами связывается «служба поддержки» и сообщает, что оплата не прошла. И нужно ввести данные личного кабинета «в нужном месте». Снова отправляется ссылка, где необходимо ввести логин и пароль для доступа к маркетплейсу. Не трудно догадаться, что таким образом мошенники получают доступ к вашему аккаунту на марктеплейсе.
Далее, уже имея эти доступы, мошенники могут:
- совершать покупки от вашего имени,
- подавать заявки на возврат по заказанным позициям, но с предоставление данных уже по своим банковским картам,
- получать доступ к персональным данным, чтобы дальше использовать в других схемах – получать займы, кредиты и др.
Как защититься?
Конечно, основные средства защиты от всевозможных мошеннических схем лежат на плеча самих электронных площадок. И, нужно признать, крупные маркетплейсы с этой задачей хорошо справляются.
Но и от человека также требуется соблюдение простых, но важных рекомендаций:
- Не переходить для общения на сторонние площадки: форумы, чаты, мессенджеры. Общаться с продавцом только в рамках маркетплейса. Эта информация прописана и в пользовательских соглашениях маркетплейсов и случае нарушения маркетплейс ответственности не несёт.
- Производить оплату только внутри маркетплейса. Это базовый принцип, который почему-то иногда в погоне за выгодой люди забывают.
- Не переходить по сторонним ссылкам, даже если они отправлены в чате маркетплейса продавцом с целью дать больше информации о своём товаре. Функционал маркетплейсов позволяет разместить всю информацию о товаре. А, если продавец не сделал это, говорит либо о не профессиональности, либо о наличии злого умысла. В обоих случаях сомнительно доверять такому продавцу.
- Не сообщать никакие логины и пароли при звонках со стороны продавца.
Вместо вывода.
Соблюдайте эти простые рекомендации и пользуйтесь всеми возможностями современных торговых площадках! А оплачивать покупки всегда выгоднее банковскими картами с кешбэком. Например, нашими картами "Комфорт" или "Оптимум". Проверьте условия по нашим картам по этой ссылке.